Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., рассмотрев 19 ноября 2020 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Попцовой М.С., административное дело по жалобе на решение судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2020 года в отношении
Общества с ограниченной ответственностью ОП "Автопарк", ОГРН 1097847318887, ИНН 7802485017, КПП 780201001, юридический адрес: "адрес", УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Кучаева А.В. N... /П-78-141 от "дата" ООО ОП "Автопарк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Вина ООО ОП "Автопарк" установлена в следующем:
"дата", ООО "ОП "Автопарк" не исполнило обязанность по ведению учёта образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещённых отходов (отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы древесины от лесоразработок, отходы корчевания пней, отходы раскряжевки, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, грунт насыпной, загрязнённый отходами строительных материалов, лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций, бой железобетонных изделий), выявленных "дата" на территории земельных участков (кадастровые номера N... и N...), расположенных по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", дорога в Каменку, участок 14 и 15, в порядке, установленном Приказом Минприроды и экологии РФ от "дата" N.., что является нарушением ч. 1 ст. 19 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления", действия ООО ОП "Автопарк" должностным лицом квалифицированы по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Законный представитель - генеральный директор ООО ОП "Автопарк" Крот В.И. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с жалобой об отмене постановления должностного лица от "дата".
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" постановление должностного лица N... от "дата" по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Законный представитель - генеральный директор ООО ОП "Автопарк" Крот В.И. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене решения судьи районного суда от 20 июля 2020 года, как незаконных и необоснованных, вынесенных без учета фактических обстоятельств по делу.
Материалами административного дела вина юридического лица не доказана, в действиях ООО ОП "Автопарк" отсутствует событие административного правонарушения. Доводы административного органа о складировании отходов является немотивированным. Кроме того, ООО ОП "Автопарк" является субъектом малого предпринимательства, согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем имеются основания применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Законный представитель генеральный директор ООО ОП "Автопарк" Крот В.И. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении заседания в суд не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие, в присутствии защитника Общества - Вандышева В.В.
Защитник Вандышев В.В. в Санкт-Петербургском городском суде доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании в Санкт-Петербургском городском суде ведущий специалист-юрисконсульт юридического отдела Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга "... " Г.К. подтвердила обстоятельства установленные постановлением, полагает решение судьи районного суда законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019 года) "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно Порядку учета, в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 01.09.2011 года N 721, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу в целом. Учету подлежат все виды отходов I - V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных о других лиц, а также размещённых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема - передачи; договоров. Учету подлежат все виды отходов I - V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учебта обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиал). Индивидуальные предпринимателя и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Материалами дела и судом районного суда установлено, что "дата", ООО "ОП "Автопарк" не исполнило обязанность по ведению учёта образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещённых отходов (отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы древесины от лесоразработок, отходы корчевания пней, отходы раскряжевки, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, грунт насыпной, загрязнённый отходами строительных материалов, лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций, бой железобетонных изделий), выявленных "дата" на территории земельных участков (кадастровые номера N... и N...), расположенных по адресу: "адрес", в порядке, установленном Приказом Минприроды и экологии РФ от 01.09.2011 N 721, что является нарушением ч. 1 ст. 19 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления", действия ООО ОП "Автопарк" должностным лицом квалифицированы по ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, а также виновность ООО ОП "Автопарк" в его совершении, помимо постановления N... от "дата" подтверждена совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, а именно: протоколом об административном правонарушении N... от "дата", отвечающий требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N... от "дата", материалами фотофиксации к протоколу осмотра, актом проверки от "дата", справкой N... от "дата", выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и иными исследованными доказательствами по делу.
Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности ООО ОП "Автопарк" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и получившими правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение суда районного суда составлены в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения малозначительным или признания наказания чрезмерно суровым не имеется, с учетом характера административного правонарушения в области охраны окружающей среды.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Определенные должностным лицом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи и требованиям ст. ст. 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым, назначено в размере административного штрафа для юридических лиц.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа наименование организации, с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица или решения судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление N N... заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности "... " А.В. от "дата", решение судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО ОП "Автопарк" оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО ОП "Автопарк" Крот В.И. - без удовлетворения.
Судья Куприк С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.