Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре Грязнове Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Живова Д.А. о признании недействующим пункта 5.1 Приложения к решению Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области от 25 августа 2015 года N 476 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов", по апелляционной жалобе Администрации Гайского городского округа Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 30 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
25 августа 2015 года Гайским городским Советом депутатов Оренбургской области принято решение N 476 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов" (далее - Решение N 476).
Решение опубликовано в газете "Гайская новь", N 31 от 25 августа 2015 и на официальных сайтах администрации Гайского городского округа (www.gy.orb.ru) и Совета депутатов Гайского городского округа (www.sovetgai.ru).
Пунктом 5.1 Приложения к Решению N 476 установлены ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов про 7 экономическим зонам.
Живов Д.А, являющийся арендатором земельного участка с разрешенным использованием - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, государственная собственность на который не разграничена, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента вступления в законную силу пункта 5.1 Приложения к Решению N 476.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная в указанном пункте ставка арендной платы является экономически необоснованной, принятой с нарушением положений пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и основных принципов определения арендной платы, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Кроме того, Решение N 476 в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы Живова Д.А, приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, арендатором которого он является.
Решением Оренбургского областного суда от 30 сентября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, признан не действующим пункт 5.1. Приложения к Решению N 476 со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе Администрация Гайского городского округа Оренбургской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее -Постановление от 16 июля 2009 года N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Правительство Оренбургской области является органом государственной власти Оренбургской области, осуществляющим регулирование земельных отношений, в том числе устанавливающим порядок определения размера арендной платы за земельные участки.
Постановлением от 24 февраля 2015 года N 110-п Правительство Оренбургской области утвердило Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 указанного Постановления рекомендовано органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области до 1 сентября 2015 года разработать и утвердить в установленном порядке значения ставок арендной платы согласно пункту 5 Порядка в соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Согласно пункту 5 Порядка, для целей, не указанных в пунктах 3, 4 этого Порядка, арендная плата определяется по формуле: А = Кс * Ст, где:
А - размер годовой арендной платы за земельный участок (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
Ст - ставка арендной платы (процентов).
Значения ставок арендной платы (Ст) устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, на территории которых расположены земельные участки, и действуют с 1 сентября 2015 года.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решением Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области от 25 августа 2015 года N 476 утверждены значения ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов.
Оспариваемое в части Решение N 476 принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуется. Административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 5.1 Приложения к указанному решению, ставка арендной платы, применяемая при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категории земель населенных пунктов, расположенный на территории Гайского городского округа, предназначенных для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов, установлена в размере: 1 и 2 экономические зоны - 60, 73%, 3 экономическая зона - 91, 09%, 4 экономическая зона - 126, 50%, 5 экономическая зона - 121, 45%, 6 экономическая зона - 182, 18%, 7 экономическая зона - 232, 78%.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Живов Д.А. на основании договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", разрешенное использование - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Срок аренды земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету арендной платы за земельный участок за период с 18 ноября 2014 года по 17 ноября 2015 года (Приложение N 2 к договору аренды N 41/14) размер арендной платы был рассчитан исходя из ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов, утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 года N 537-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области". (далее - Постановление N 537-п) Ставка была установлена в размере 197, 59%.
Постановление N 537-п утратило силу с 1 сентября 2015 года на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 года N 110-п.
Расчет арендной платы с новой ставкой был применен при заключении дополнительного соглашения N 1 от 12 февраля 2016 года о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года N N. Аналогичные дополнительные соглашения были заключены 20 июня 2016 года, 25 января 2017 года, 7 февраля 2018 года.
В 2020 году ИП Живову Д.А. было предложено заключить дополнительное соглашение N 6 к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N.
По условиям дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ размер арендной платы за участок за период с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 года составляет "данные изъяты" рублей. Расчет арендной платы за участок за указанный период произведен на основании пункта 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 года N110-п, и определен в приложении к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ N.
В приложении к дополнительному соглашению N 6 указан расчет арендной платы за указанный земельный участок с 1 января 2020 года, начисляемый исходя из ставки 232, 78 %, установленной оспариваемым решением Гайского городского Совета депутатов.
Данный размер ставки предусмотрен пунктом 5.1 Приложения к Решению N 476.
Обращаясь в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование требований Живов Д.А. ссылался на то, что ставка арендной платы в размере 232, 78 % определена с нарушением требований положений основных принципов определения арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, которое имеет большую юридическую силу, в результате принятия Решением N 476 ставки арендной платы в размере 232, 78 % без надлежащих на то экономических оснований, размер арендной платы, рассчитанный с применением значений названной ставки, значительно увеличился.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Пунктом 2 утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено экономическое обоснование увеличения ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод является верным, поскольку административными ответчиками и заинтересованным лицом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что при разработке проекта Решения N 476 проводилось какое-либо экономическое исследование, не приведен анализ доходности земельных участков, предназначенных для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов, который должен увеличиться, что позволило бы увеличить арендную ставку с 197, 59% до 232, 78 %, отсутствует оценка доли арендной платы в составе расходов, связанных с эксплуатацией и влиянием размера арендной платы на экономические показатели.
Кроме того, не представлено экономического обоснования коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, предоставленных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также предназначенных для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов, в установленном в Решении размерах, определенного исходя из доходности земельного участка с учетом категории земель и экономической зоны, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что административный ответчик установилставки в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 года N 537-п, и последующее признание его утратившим силу с 1 сентября 2015 года в связи с принятием Постановления Правительства от 24 февраля 2015 года N 110-п, не может подтверждать обоснованность применения арендной ставки в размере 232, 78 % от кадастровой стоимости, поскольку не основан на принципах определения арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, и соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении значений оспариваемого коэффициента не подтверждают.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Вопрос о признании нормативного правового акта недействующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Судебная коллегия полагает правомерным признание судом оспариваемого пункта Приложения к Решению N 476 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку пункт 5.1 Приложения применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено. Основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Гайского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.