Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 20 ноября 2020 г.) жалобу директора муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Избербаш Республики Дагестан ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Избербашского городского суда Республики Дагестан от 24 января 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 27 мая 2020 г., вынесенные в отношении юридического лица муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Избербаш Республики Дагестан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы N 11 по г. Избербаш и Каякентскому району ГУ МЧС России по Республике Дагестан Алискендерова М.Д. от 2 декабря 2019 г. N 0180 юридическое лицо муниципальное казенное образовательное учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Избербаш Республики Дагестан признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Решением судьи Избербашского городского суда Республики Дагестан от 24 января 2020 г. указанное постановление должностного лица изменено в части назначения административного наказания, размер административного штрафа снижен до 75 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 27 мая 2020 г. решение судьи Избербашского городского суда Республики Дагестан от 24 января 2020 г. оставлено без изменения, жалоба директора муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Избербаш Республики Дагестан Щебединовой М.У. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель юридического лица Шебединова М.У. просит об отмене судебных актов по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что 28 ноября 2019 г. в 10 часов 00 минут при проведении плановой, выездной проверки за соблюдением законодательства пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: "адрес", выявлено нарушение требований пожарной безопасности.
В частности, государственным инспектором по пожарному надзору обнаружено, что в помещениях муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Избербаш Республики Дагестан отсутствуют: системы автоматических установок пожарной сигнализации, в том числе и на тех объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей (кухня), на крыше отсутствует ограждения по периметру; также все приемно-контрольные приборы автоматической пожарной сигнализации не установлены в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; на объекте защиты руководителем юридического лица не организованы: проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (нет договора на обслуживание АПС); проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал; проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя в установленные сроки (не реже 1 раза в год).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Избербаш Республики Дагестан к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и заявителем жалобы не оспаривается.
Не соглашаясь с привлечением юридического лица к административной ответственности, руководитель муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Избербаш Республики Дагестан Шебединова М.У. в настоящей жалобы приводит доводы о том, что нарушения требований пожарной безопасности имеют место в связи с отсутствием бюджетного финансирования, при этом ею приняты все возможные меры к получению денежных средств для выполнения требований пожарной безопасности, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Однако с приведенной позицией заявителя жалобы согласиться нельзя.
Абзацем третьим статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно материалам дела, действительно, директором образовательного учреждения Шебединовой М.У. в адрес главы городского округа "город Избербаш" Республики Дагестан и начальника управления образования г. Избербаш Республики Дагестан были направлены обращения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности "данные изъяты"
При этом факт направления запросов о выделении бюджетных средств основанием для применения положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является, так как материалы дела позволяют сделать вывод о том, что помимо указанных в обращениях директора нарушениях в области пожарной безопасности, требующих материальных затрат, юридическим лицом не выполнены иные выявленные при проведении проверки нарушения, сопряженные с отсутствием организации проведения в общеобразовательном учреждении регламентных работ по техническому обслуживанию, проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) и проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя в установленные сроки.
Однако для соблюдения требований пожарной безопасности юридическое лицо не было лишено возможности выполнить в том числе и ту часть мероприятий, которая материальных затрат не требует.
Помимо изложенного следует отметить, что, обращаясь с заявлением о выделении денежных средств, руководитель образовательного учреждения смету и необходимую конкретную сумму, не обозначила, мер для изыскания собственных резервов в виде привлечения дополнительных доходов или сокращения расходов не предприняла.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что привлекаемым к административной ответственности лицом не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Таким образом, вывод должностного лица, вынесшего постановление по делу, и нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях образовательного учреждения состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Избербашского городского суда Республики Дагестан от 24 января 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 27 мая 2020 г, вынесенные в отношении юридического лица муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Избербаш Республики Дагестан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Избербаш Республики Дагестан ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.