Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чистяковой Н.И, судей Чипизубовой О.А. и Нарской М.Ю.
при секретаре Печенкиной Н.П, с участием прокурора Помазкиной О.В, адвоката Федькина С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Свердловской области Оборока А.Н. о пересмотре приговора Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 6 ноября 2019 года в отношении
ЧЕРЕПАНОВА Анатолия Александровича, родившегося "данные изъяты", 15 мая 2019 года осужденного по ч. 1 ст. 162 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, осужденного по ч. 1 ст. 161 УК РФ к наказанию в виде 400 часов обязательных работ.
На основании ч. 5 ст. 69, ст. 71 УК РФ, путем частичного сложения наказаний по данному приговору и приговору от 15 мая 2019 года, окончательно назначено 2 года 7 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения - подписка о невыезде и надлежащем поведении - до вступления приговора в законную силу изменена на заключение под стражу.
Срок отбывания наказания исчислен с 6 ноября 2019 года, с зачетом в него времени содержания под стражей с 18 декабря 2018 года по 5 ноября 2019 года из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания.
Постановлением Верхотурьинского районного суда Свердловской области от 03.02.2020 года в срок отбытия наказания зачтено время содержания Черепанова А.А. под стражей со дня провозглашения приговора до его вступления в законную силу - с 6 ноября 2019 года по 19 ноября 2019 года - согласно требованиям ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
Разрешена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор обжалован не был.
Заслушав доклад судьи Чипизубовой О.А, выступления прокурора Помазкиной О.В, поддержавшей доводы кассационного представления, адвоката Федькина С.М, просившего судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Черепанов А.А. признан виновным и осужден за совершение 20 апреля 2018 года в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга грабежа в отношении "данные изъяты"
Преступление совершено при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Свердловской области Оборок А.Н. указывает, что обжалуемым приговором срок отбывания назначенного осужденному наказания определен к исчислению с 6 ноября 2019 года (даты постановления приговора), с зачетом в него времени содержания под стражей с 18 декабря 2018 года по 5 ноября 2019 года с применением положений п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания. Вместе с тем осужденный в ходе предварительного следствия по данному уголовному делу в порядке ст. 91 УПК РФ не задерживался. Фактическое его нахождение под стражей было связано с производством по иному уголовному делу и отбыванием им наказания по приговору от 15 мая 2019 года. Таким образом, в срок отбывания наказания из расчета один день за полтора дня лишения свободы с применением положений п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ должен быть зачтен только период с 18 декабря 2018 года до дня вступления приговора в законную силу - 4 июня 2019 года. Время отбывания наказания в виде лишения свободы в период с 4 июня по 5 ноября 2019 года не подлежит льготному зачету. Кроме того, при принятии решения о зачете в срок наказания времени содержания под стражей, суд не указал на применение положений ч. 3.3 ст. 72 УК РФ, а сам срок отбывания наказания исчислен со дня провозглашения приговора, а не со дня его вступления в законную силу. Допущенные нарушения необоснованно улучшили положение осужденного и повлекли сокращение ему срока наказания, подлежащего отбытию, в отсутствие предусмотренных законом оснований.
С учетом изложенного просит об отмене приговора в части решения о зачете в срок отбывания наказания времени содержания Черепанова А.А. под стражей с 18 декабря 2018 года по 5 ноября 2019 года с передачей уголовного дела в данной части на новое рассмотрение в порядке ст.ст. 396-399 УПК РФ в тот же суд в ином составе, а также об изменении этого же приговора путем указания об исчислении срока отбывания наказания с учетом постановления от 3 февраля 2020 года со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в него времени содержания осужденного под стражей с 6 ноября 2019 года до дня вступления приговора в законную силу - 19 ноября 2019 года, с применением положений п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ из расчета один день за полтора дня лишения свободы в исправительной колонии общего режима с учетом ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
Проверив материалы уголовного дела и доводы кассационного представления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Уголовное дело по ходатайству осужденного рассмотрено по правилам главы 40 УПК РФ, поскольку Черепанов А.А. вину по предъявленному обвинению признал полностью, заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в присутствии адвоката и после консультации с ним. При этом осужденному были разъяснены и понятны все правовые последствия постановления приговора в таком порядке, а его ходатайство удовлетворено судом с учетом мнений адвоката, потерпевшей и государственного обвинителя, не усмотревших никаких препятствий для этого.
Кроме того, суд удостоверился, что обвинение, с которым согласился осужденный, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
Таким образом, судом полностью соблюдена процедура судопроизводства, предусмотренная положениями главы 40 УПК РФ, в том числе ч. 7 ст. 316 УПК РФ.
Действия Черепанова А.А. верно квалифицированы по ч. 1 ст. 161 УК РФ.
Уголовным законом установлено, что наказание, назначаемое лицу, совершившему преступление, должно отвечать требованиям ст.ст. 6 и 43, ч. 3 ст. 60 УК РФ.
Эти и другие требования главы 10 УК РФ судом первой инстанции не нарушены.
Назначенное осужденному наказание является справедливым.
Соблюдены судом и требования уголовного закона о назначении окончательного наказания в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору от 15 мая 2019 года.
Для отбывания наказания направлен в исправительную колонию общего режима.
Между тем приговор подлежит изменению, поскольку, в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, в срок отбывания наказания включается срок содержания осужденного под стражей в период предварительного расследования до направления уголовного дела с обвинительным заключением в суд, рассмотрения дела судом и время содержания под стражей до вступления приговора в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Таким образом, указанный коэффициент кратности при решении вопросов о зачете в срок наказания к периоду нахождения осужденного в следственном изоляторе в порядке ст. 77.1 УИК РФ, если ему не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, применению не подлежит.
При постановлении приговора изложенные требования закона судом не соблюдены.
Как следует из материалов дела, Черепанов А.А. в период рассмотрения уголовного дела Орджоникидзевским районным судом г. Екатеринбурга с 4 июня 2019 года до 6 ноября 2019 года отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору этого же суда от 15 мая 2019 года, соответственно, коэффициенты кратности, предусмотренные п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, к этому периоду применению не подлежат.
При этом указанным приговором в срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей с 18 декабря 2018 года по 14 мая 2019 года с учетом требований п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ. Кроме того он содержался под стражей в период с 15 мая 2019 года до 4 июня 2019 года - т.е. со дня вынесения приговора, до дня его вступления в законную силу.
По настоящему уголовному делу в отношении Черепанова А.А. мера пресечения в виде заключения под стражу не избиралась, в связи с чем судом было принято решение об его этапировании из ИК-53 в СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, следовательно, находясь в СИЗО, он отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору от 15 мая 2019 года.
При таких обстоятельствах, засчитывая "в срок отбытия 18.12.2018 г. по 05.11.2019 г. из расчета 1 день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания", т.е. в кратном размере, суд допустил существенное нарушение УК РФ, повлиявшее на исход дела, искажающее саму суть правосудия в связи с необоснованным улучшением положения осужденного.
Более того, изложенная формулировка не соответствует требованиям ч. 5 ст. 69 УК РФ, согласно которой в окончательное наказание засчитывается наказание, отбытое по первому приговору суда, к которому относится, в том числе и период содержания осужденного под стражей.
Не учтены судом и положения УК РФ о том, что срок отбывания наказания исчисляется со дня вступления приговора в законную силу.
При таких обстоятельствах доводы кассационного представления о существенном нарушении судом требований УК РФ являются обоснованными.
Учитывая, что пересмотр в кассационном порядке приговора по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, допускается в срок, не превышающий одного года с момента вступления приговора в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, а по данному делу такие нарушения имеются, и кассационное представление подано до истечения годичного срока, приговор в отношении Черепанова А.А. в части зачета времени содержания под стражей в срок отбывания наказания подлежит отмене с передачей уголовного дела в тот же суд для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст.ст. 396-399 УПК РФ.
Вопреки доводам прокурора, оснований для зачета времени содержания осужденного под стражей по настоящему приговору в период со дня его вынесения и до дня вступления в законную силу у суда кассационной инстанции не имеется, т.к. вопрос об этом разрешен в порядке исполнения приговора постановлением Верхотурьинского районного суда Свердловской области от 03.02.2020 года, вступившим в законную силу, которое никем не обжаловано.
Руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 6 ноября 2019 года в отношении ЧЕРЕПАНОВА Анатолия Александровича изменить:
срок отбывания наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу, то есть с 19 ноября 2019 года.
В части зачета времени содержания под стражей в срок отбывания наказания приговор отменить, уголовное дело передать в тот же суд для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст.ст. 396-399 УПК РФ.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.