Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года по административному делу N 2а-271/2020 по административному иску Ситникова Олега Афанасьевича к администрации города Ноябрьска о признании нормативных правовых актов недействующими в части, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя администрации г.Ноябрьска Ташбулатова Д.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В, УСТАНОВИЛА:
Ситников О.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконными постановлений администрации г. Ноябрьск от 10 июля 2007 года N 1026 "Об утверждении проекта межевания Общественного центра 1 жилого района (Ц-1) и 8 сентября 2011 года N П-1323 "Об утверждении документации по планировке территории МО г. Ноябрьск" в части утверждения проекта межевания и проекта планировки земельного участка по адресу: "данные изъяты", общей площадью 2376 кв.м, для размещения "данные изъяты" возложении на указанный орган обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование требований указал, что с 29 июля 2011 года является собственником нежилого здания АЗС, расположенного в г. Ноябрьске ЯНАО по "данные изъяты". Для эксплуатации здания административным ответчиком был сформирован земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2810 кв.м, который передавался в аренду собственникам здания, в том числе административному истцу.
В феврале 2019 года административный истец обратился в администрацию г.Ноябрьск с заявлением о передаче земельного участка в собственность, в чем ему было отказано. Причиной отказа послужило то, что согласно проекту межевания Общественного центра 1 жилого района (Ц-1), утвержденному постановлением от 10 июля 2007 года, часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне улично-дорожной сети (территория общего пользования), вследствие чего не подлежит приватизации. Административному истцу предложено привести границы земельного участка в соответствие с проектом межевания.
28 мая 2019 года Ситников О.А. обратился в ДИО администрации г. Ноябрьска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, образованного из существенного (исходного) земельного участка для размещения АЗС в границах, определенных проектом межевания. Письмом от 4 июня 2019 года ему было отказано, поскольку схема проектов границ, утвержденная постановлением N П-1026, предусматривает формирование участка площадью 2 376 кв.м, большая часть здания на участке находится за пределами этих границ (на территории общего пользования), что недопустимо на основании части 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагает, что оспариваемые им постановления административного ответчика об утверждении проекта межевания и документации по планировке территории города в части, касающейся земельного участка для эксплуатации АЗС нарушают права Ситникова О.А, поскольку при их подготовке не было учтено местоположение принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта капитального строительства, о котором административному ответчику было заведомо известно, в результате чего границы образуемого земельного участка площадью 2 367 кв.м, и красные линии проходят через расположенное на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" здание АЗС.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года, административный иск Ситникова О.А. удовлетворен. Постановления администрации города Ноябрьска от 10 июля 2007 года N П-1026 "Об утверждении проекта межевания Общественного центра 1 жилого района (Ц-1)" и от 08 сентября 2011 года N П-1323 "Об утверждении документации по планировке территории муниципального образования город Ноябрьск" в части утверждения проекта межевания и проекта планировки земельного участка по адресу: "данные изъяты" общей площадью 2 376 квадратных метров для размещения "данные изъяты" признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года резолютивная часть решения Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года дополнена, на администрацию города Ноябрьск возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 11 ноября 2020 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, администрация города Ноябрьск просит отменить решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Ситникова О.А, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что установление оспариваемыми постановлениями красных линий, обозначающих границы магистральной улицы районного значения, подразумевает действие администрации в интересах населения муниципального образования. Не согласны с выводами суда апелляционной инстанции о том, что вынесение нормативных правовых актов в интересах большинства не должно нарушать права конкретного собственника. Полагают, что установление оспариваемыми постановлениями красных линий и границ образуемого земельного участка через здание АЗС не свидетельствует об их несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Красные линии и границы образуемого земельного участка площадью 2376 кв.м. соответствуют границе зоны инженерно-транспортной инфраструктуры, установленной Генеральным планом города.
Обращает внимание, что постановление от 10 июля 2007 года N П-1026 издано не администрацией, а главой города Ноябрьска.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа просит решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Ноябрьска - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель администрации г.Ноябрьска Ташбулатов Д.М. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал по приведенным в жалобе основаниям.
Прокурор Трошкина А.В. в суде кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляются при подготовке проектов планировки территории.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проектов межевания территорий по правилам, установленным статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры; подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. При этом размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Ситников О.А. с 29 июля 2011 года является собственником объекта недвижимости - здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в "данные изъяты". Сведения о государственной регистрации права собственности на здание внесены в ЕГРН 29 мая 2002 года.
Постановлением администрации г. Ноябрьск от 10 июля 2007 года N П-1026 утвержден проект межевания Общественного центра 1 жилого района (Д-1).
Постановлением администрации г. Ноябрьск от 08 сентября 2011 года N П-1323 утверждена документация по планировке территории МО г. Ноябрьск, в том числе утвержден проект планировки территории Общественного центра 1 жилого района.
На основании договора N 66-16 от 10 мая 2016 года административному истцу на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 810 кв.м, для эксплуатации автозаправочной станции, который был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
18 февраля 2019 года Ситников О.А. обратился к ответчику с заявлением о передаче указанного выше земельного участка в собственность.
11 марта 2019 года письмом администрации г. Ноябрьск административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку согласно проекта межевания Общественного центра 1 жилого района (Ц-1), утвержденному постановлением N П-1026, часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне улично-дорожной сети (территория общего пользования).
28 мая 2019 года административный истец вновь обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, образованного из существующего (исходного) земельного участка для размещения АЗС в границах, определенных согласно проекту межевания, указав на наличие права собственности на здание.
04 июня 2019 года в удовлетворении указанного заявления административному истцу вновь было отказано, поскольку схема проектов границ, утвержденная постановлением NП-1026; предусматривает формирование границ участка площадью 2 376 кв.м, а при этом большая часть здания окажется за пределами этих границ (на территории общего пользования), что недопустимо на основании ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ.
Постановлением администрации г. Ноябрьск от 10 июля 2007 года N П-1026 "Об утверждении проекта межевания Общественного центра 1 жилого района (Ц-1)" и Постановлением администрации г. Ноябрьск от 08 сентября 2011 года N П-1323 красные линии в указанном районе установлены таким образом, что принадлежащее административному истцу на праве собственности здание действительно пересекается красной линией, а площадь земельного участка, сформированного в целях эксплуатации комплекса АЗС, уменьшается до 2 376 кв.м. (при этом смещена лишь одна граница земельного участка). В результате здание находится частично на сформированном земельном участке, а частично (большая часть здания) - на землях общего пользования
Разрешая требования, установив, что утвержденными проектами межевания и планировки не учтено ни наличие принадлежащего административному истцу здания, ни наличие сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под эксплуатацию комплекса АЗС, в состав которого это здание входит, пришел к выводу о том, что по сути, проектом предложено изменить (сформировать) земельный участок таким образом, что будет невозможно осуществить разрешенное использование части спорного здания на находящейся за красной линией территории общего пользования, соответственно, и всего здания в целом, в связи с чем признал требования Ситникова О.А. подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа согласилась с данными выводами суда первой инстанции, оставила решение суда без изменения по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку административный истец является собственником здания, расположенного на земельном участке (сформированном и поставленном на кадастровый учет), его право, установленное частью 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничено принятием оспариваемых постановлений в той части, в которой установление красных линий делает невозможным эксплуатацию здания по его прямому назначению, что противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что установление оспариваемыми постановлениями красных линий, обозначающих границы магистральной улицы районного значения, подразумевает действие администрации в интересах населения Муниципального образования г. Ноябрьск, обоснованно отклонены судами как несостоятельные и не имеющие правового значения для дела. Судами верно указано, что оспариваемые постановления не соответствуют положениям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку установление красных линий не дает возможности использовать недвижимое имущество по его разрешенному использованию и нарушает права собственника. При этом, вынесение нормативно-правовых актов в интересах большинства не должно нарушать права конкретных собственников, о чем прямо указано в Земельном кодексе Российской Федерации.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что постановление от 10.07.2007 года N П-1026 было издано не администрацией, а главой г.Ноябрьска, также не влечет отмену судебных актов.
Поскольку в соответствии с Уставом муниципального образования город Ноябрьск, принятым решением Городской Думы от 28 мая 2005 года N 553-Д (действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления) глава г. Ноябрьск является должностным лицом органа местного самоуправления и возглавляет администрацию города (статья 30 Устава), оспариваемый нормативно-правовой акт подписан им, как руководителем этого органа.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию администрации г.Ноябрьска в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования и оценки судов, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами первой и апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено, а доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда по одним только формальным основаниям
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ноябрьска - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.