Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-685/2020 по иску Басовой Раисы Николаевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск о признании решения незаконным, о возложении обязанности по выдаче справки на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, по кассационной жалобе Басовой Раисы Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Басовой Р.Н. - Дубинкиной К.Е, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Басова Р.Н. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск о признании решения незаконным, о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований указала, что она является пенсионером, проживает в сельской местности, имеет педагогический стаж работы в государственных образовательных организациях более 10 лет, в связи с чем имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 07 ноября 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете социальных льгот и выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением Управления социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск от 20 января 2020 года в выдаче справки отказано, по причине отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в государственных образовательных организациях (10 лет), при этом ответчиком необоснованно не учтен период педагогической работы в детских садах при Сыповском лесопункте, по мотиву того, что указанные учреждения не являются государственными образовательными организациями или муниципальными образовательными организациями, а на работников ведомственных организаций льгота не распространяется. Решение от 20 января 2020 года считает незаконным, поскольку её стаж работы по специальности педагогический работник государственных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах составляет более 10 лет: с 13 сентября 1966 года по 01 сентября 1968 года она работала воспитателем детского сада в Кунгурском леспромхозе при Сыповском лесопункте; с 01 сентября 1968 года по 06 июля 1972 года работала воспитателем детского сада в Осинском леспромхозе при Сыповском лесопункте; с 18 сентября 1972 года по 09 марта 1977 года работала воспитателем детского сада N 45 в п.Красный (Свердловская область); с 11 марта 1977 года по 01 октября 1977 года работала воспитателем детского сада N 45 в п.Красный (Свердловская область); с 16 июня 1981 года по 23 июля 1981 года работала воспитателем детского сада N 45 в п.
Красный (Свердловская область); с 23 июля 1981 года по 22 декабря 1982 года работала заведующей детского сада - яслями N 45 в п.Красный (Свердловская область).
Решением Верхнепышменского городского суда Свердловской области от 18 мая 2020 года исковые требования Басовой Р.Н. были удовлетворены; решение Управления социальной политики по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск от 20 января 2020 N 1 об отказе в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признано незаконным; на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск возложена обязанность выдать Басовой Р.Н. справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 сентября 2020 года решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 18 мая 2020 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Басовой Р.Н. отказано.
В кассационной жалобе Басова Р.Н. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Басова Р.Н, представители Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск, Министерства социальной политики Свердловской области в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что 07 ноября 2019 года Басова Р.Н. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск N 1 от 20 января 2020 года в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Басовой Р.Н. отказано по тому основанию, что она не относится к категории граждан, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Из трудовой книжки истца судом установлено, что Басова Р.Н. с 13 сентября 1966 года по 01 сентября 1968 года работала воспитателем детского сада в Кунгурском леспромхозе при Сыповском лесопункте; с 01 сентября 1968 года по 06 июля 1972 года работала воспитателем детского сада в Осинском леспромхозе при Сыповском лесопункте; с 18 июля 1972 года по 09 марта 1977 года работала воспитателем детского сада N 45 в п. Красный (Свердловская область); с 11 марта 1977 года по 01 октября 1980 года работала воспитателем детского сада N 45 в п. Красный (Свердловская область) Уралмашзавод им. С.Орджоникидзе; с 16 июня 1981 года по 22 июля 1981 года работала воспитателем детского сада N 45 в п. Красный (Свердловская область) Уралмашзавод им. С.Орджоникидзе; с 23 июля 1981 года по 22 декабря 1982 года работала заведующей детского сада - яслями N45 в п. Красный (Свердловская область) Уралмашзавод им. С.Орджоникидзе.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Басовой Р.Н, суд первой инстанции исходил из того, что истица имеет педагогический стаж работы в сельской местности не менее 10 лет, проживает в сельской местности на территории Свердловской области, и пришел к выводу о том, что Басова Р.Н. имеет право на предоставление мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 13 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании Свердловской области", а действия ответчика, отказавшего в выдаче истцу справки, не основаны на законе.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Басовой Р.Н, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права и на неправильной оценке, установленных по делу обстоятельств. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют лица с педагогическим стажем не менее 10 лет, трудовая деятельность которых осуществлялась в поселке городского типа, рабочем поселке, или в сельском населенном пункте, проживающие на территории Свердловской области, и занимающиеся педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях непосредственно перед выходом на пенсию. Установив, что на момент выхода на пенсию в 2002 года истица педагогическим работником не являлась, компенсацию расходов до выхода на пенсию не получала, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Басова Р.Н. не может быть отнесена к категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, которым правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Настаивая на отмене апелляционного определения, Басова Р.Н. ссылается на то, что имеет право на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действующее законодательство не содержит положения о том, что на получение такой меры социальной поддержки вправе претендовать лица, осуществляющие педагогическую деятельность перед выходом на пенсию.
Между тем указанные доводы не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ".
Пункт 1 Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим данной местности.
Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт "б" пункта 6 названного Постановления).
На педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 и подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 распространено пунктом 23 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения".
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", в подпункте "а" пункта 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Из приведенных положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности Басовой Р.Н. и на момент выхода ее на пенсию, следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось работающим в сельской местности педагогическим работникам, в том числе руководящим и педагогическим работникам дошкольных учреждений.
Для таких работников, перешедших на пенсию, было предусмотрено сохранение этого права, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет, то есть в качестве обязательного условия получения названной льготы после прекращения трудовых отношений и выхода на пенсию необходимо было пользование ею на момент выхода на пенсию.
Как установлено судебными инстанциями, на момент выхода Басовой Р.Н. на пенсию вопрос о наличии у нее права на бесплатную квартиру с отоплением и освещением компетентными органами не рассматривался, впервые с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, Басова Р.Н. обратилась только 07 ноября 2019 года.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (действующего на момент обращения Басовой Р.Н.) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам сельской местности Свердловской области регламентированы Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N78-ФЗ "Об образовании в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа".
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.
Мера социальной поддержки, указанная в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, устанавливается, в частности для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, (абзац 3 пункт 2 статьи 25 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
Справка, на получение которой претендует истец, с целью подтверждения своего права на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрена положениями подпункта 1 пункта 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП.
Из системного толкования ранее действовавшего законодательства и правовых актов Свердловской области, предусматривающих условия и порядок предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действующих на момент обращения Басовой Р.Н. с заявлением о предоставлении справки на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, следует, что такая компенсация назначается пенсионерам из числа педагогических работников, при соблюдении обязательных условий, в том числе получение указанной меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию.
Иное толкование норм материального права, к которому сводятся доводы кассационной жалобы истицы, правильность выводов суда апелляционной инстанции и законность принятого им решения не опровергают.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Басовой Раисы Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.