Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Портновой Алевтины Ивановны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних "данные изъяты" на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2020 года, вынесенные по гражданскому делу N2-675/2020 по иску Портновой Алевтины Ивановны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних "данные изъяты" к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Ноябрьск, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Портнова А.И, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних "данные изъяты" обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об исключении семьи из числа участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы", восстановлении права на получение социальной выплаты.
В обоснование иска указано, что с 2014 года ее семья являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". В 2016 году право молодой семьи на получение социальной выплаты не реализовано. В 2017 году она заявление и соответствующий пакет документов для участия в подпрограмме на 2017 год не подавала, поскольку получила в Департаменте имущественных отношений Администрации города Ноябрьска разъяснения, что необходимости в этом не имеется, так как ее семья будет исключена из числа участников подпрограммы в связи с достижением ею возраста "данные изъяты" лет. Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года N112-П предусмотрено право молодых семей, выбывших из участников данной подпрограммы в связи с достижением предельного возраста, стать участниками указанных мероприятий. Истец 30 августа 2019 года направила в Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска заявление о включении ее семьи в состав участников мероприятий. Решением от 7 октября 2019 года ей отказано в признании ее семьи участницей мероприятий, поскольку исключение из программы осуществлено не в результате достижения предельного возраста, а в связи с не предоставлением заявления и необходимого пакета документов для участия в программе на 2017 год.
Решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 14 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2020 года, в удовлетворении исковых требований Портновой А.И. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17 июня 2014 года Портнова А.И. обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска с заявлением о включении ее молодой семьи, состоящей из двух человек, включая несовершеннолетнюю "данные изъяты" в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
25 июля 2014 года Департаментом имущественных отношений Администрации города Ноябрьска принято решение о признании молодой семьи Портновой А.И. участницей федеральной подпрограммы на 2015 год.
1 декабря 2015 года Портнова А.И. обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска с заявлением о включении ее молодой семьи, состоящей из двух человек, включая несовершеннолетнюю "данные изъяты" в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2015-2020 года.
Письмом N6374/105-105-1 -и/171 Портнова А.И. уведомлена о том, что ее молодая семья включена в резервный список участников федеральной подпрограммы и в период с 1 по 31 декабря 2015 года ей необходимо вновь обратиться с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов.
21 января 2016 года Департаментом имущественных отношений Администрации города Ноябрьска принято решение о признании молодой семьи Портновой А.И. участницей федеральной подпрограммы на 2016 год, о чем в адрес Портновой А.И. направлено соответствующее уведомление N157/105-105-1 -и/41 от 23 января 2016 года. В указанном уведомлении Портновой А.И. разъяснено, что молодая семья, не включенная в список претендентов на получение социальной выплаты на 2016 год, не является участницей мероприятий на 2017 год, для участия в мероприятиях на 2017 год молодой семье необходимо вновь обратиться с заявлением и необходимым пакетом документов.
Письмом N 1565/105-105-1-и/123 от 20 мая 2016 года Портнова А.И. уведомлена о том, что ее молодая семья включена в резервный список участников федеральной подпрограммы и в период с 1 по 31 декабря 2016 года молодой семье необходимо вновь обратиться с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов.
2 февраля 2017 года на заседании общественной жилищной комиссии при Администрации города Ноябрьска принято решение исключить (не включать) семью Портновой А.И. в состав участников федеральной подпрограммы на 2017 год в связи с непредставлением заявления и необходимого пакета документов для участия в подпрограмме, о чем Портнова А.И. была уведомлена письмом N 1913/105-105-1 -и/5 от 14 марта 2017 года (уведомление получено истцом 20 марта 2017 года).
30 августа 2019 года Портнова А.И. обратилась в Департамент с заявлением о включении её семьи в состав участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало- Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы".
1 октября 2019 года Департаментом принято решение об отказе в признании семьи Портновой А.И. участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительства) жилья.
Основанием для отказа послужило не предоставление заявления и необходимого пакета документов для участия в мероприятии по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям на 2017 год.
Суд первой инстанции, руководствуясь Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года N535-П, пришел к выводу, что истец обоснованно была исключена из числа участников федеральной подпрограммы в связи с непредоставлением заявления и необходимого пакета документов, поскольку в соответствии с Порядком Портнова А.И. должна была обновить в установленный срок документы, указанные в пп. "б"-"е" п.2.1, 2.1-1, 2.4, 2.4-1, 3.2 Порядка, однако этого ею сделано не было.
Установив указанное обстоятельство, суд первой инстанции также указал о том, что ответчик принял законное решение об отказе в признании ее участником мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, изъявивших получить социальную выплату в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы" на 2019 год.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемые судебные акты не соответствуют.
Согласно Порядку предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденному Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 N 535-П (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Порядок) участницей Федеральной или Окружной подпрограммы могла быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет).
Перечень документов, которые подлежали подаче в орган местного самоуправления для участия в Федеральном или Окружном мероприятии установлен в пунктах 2.1, 2.4, 2.4-1, 3.2 настоящего Порядка, после представления которых и приобщения к ним сведений из ЕГРН орган местного самоуправления осуществляет проверку сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок принимает решение, в том числе, о признании (непризнании) молодой семьи участницей мероприятия по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. При этом несоответствие молодой семьи требованиям, предъявляемым в том числе и к возрасту претендентов является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий.
В соответствии с п. 4.1 Порядка органы местного самоуправления, признанные в установленном порядке прошедшими отбор для участия в Федеральной или Окружной подпрограммах на соответствующий год, по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку формируют:
- список молодых семей - участников Окружной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату;
- список молодых семей - участников Федеральной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату.
Списки формируются, исходя из даты и времени подачи молодой семьей заявления на участие в Федеральной или Окружной подпрограммах, нумеруются, сшиваются, скрепляются печатью и утверждаются руководителем органа местного самоуправления по состоянию на 01 сентября года, предшествующего планируемому, и до 15 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в департамент.
После чего согласно п. 4.2 Порядка Департамент до 01 октября года, предшествующего планируемому, на основании списков молодых семей - участников Окружной подпрограммы и Федеральной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом объема средств, которые планируется выделить из окружного бюджета, утверждает Окружной сводный список молодых семей - участников Окружной подпрограммы на получение социальных выплат, Федеральный сводный список молодых семей - участников Федеральной подпрограммы на получение социальных выплат.
Право молодой семьи - участницы Федеральной или Окружной подпрограмм на получение социальной выплаты возникает после включения молодой семьи в Федеральный или Окружной список претендентов (п. 4.7).
Молодые семьи, включенные в Окружной или Федеральный резервный список и не получившие социальные выплаты в связи с недостаточностью денежных средств, в период с 01 ноября по 31 декабря текущего года обновляют документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2.1, пунктах 2.1-1, 2.4, 2.4-1, 3.2 настоящего Порядка. Молодые семьи, не обновившие в установленный срок указанные документы, исключаются из списка молодых семей - участников Федеральной или Окружной подпрограммы (п. 4.10 Порядка).
Постановлением Правительства ЯНАО от 12 февраля 2019 года N 112-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2014 года, в период с 2019 по 2021 годы, который определяет механизм реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям (далее - социальные выплаты), исключенным по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01 января 2014 года (далее - федеральное или окружное мероприятие, автономный округ), а также формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе списков семей, исключенных по достижении предельного возраста из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия, изъявивших желание получить социальные выплаты.
Участницей данного мероприятия может быть семья, исключенная из списка молодых семей - участников федерального или окружного мероприятия после 01 января 2014 года (далее - семья) в связи с достижением предельного возраста, установленного действующим на момент исключения такой семьи нормативным правовым актом.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2020 года N 2-П, правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Судами установлено, что до истечения финансового года, на тот момент, когда семья Портновой А.И. состояла в федеральном резервном списке на 2016 год, в отношении нее не было принято решение о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, и до истечения срока, предусмотренного п. 4.10 Порядка (в данном случае - до 31 декабря 2016 г.), она перестала соответствовать требованиям, предъявляемым к молодой семье, в связи с достижением Портновой А.И. "данные изъяты" предельного возраста, предусмотренного подпрограммой, - "данные изъяты" лет.
Между тем, истец Портнова А.И. была исключена из списков участников подпрограммы на 2017 год в связи с непредоставлением заявления и необходимого пакета документов.
С учетом указанных обстоятельств дела, а также положений подпрограммы, для правильного рассмотрения дела суду следовало установить, подлежала ли семья Портновой А.И. исключению из списков молодых семей участников мероприятия в связи с достижением возраста "данные изъяты" лет, а также в связи с чем истец не была исключена из списков на указанном основании, если судами было установлено, что на 2017 год она не соответствовала условиям подпрограммы по возрасту.
Между тем, исчерпывающих выводов об указанных обстоятельствах апелляционное определение не содержит.
В связи с отсутствием исчерпывающих выводов по всем юридически значимым обстоятельствам апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.