Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2 - 2006/2020 по иску Пахотина Михаила Викторовича к администрации города Ханты-Мансийска о признании незаконными распоряжений о снижении денежного поощрения, взыскании денежного поощрения, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Пахотина Михаила Викторовича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пахотин М.В. обратился в суд с иском к администрации города Ханты-Мансийска о признании незаконными распоряжения администрации города Ханты-Мансийска от 03 февраля 2020 года N33-лс "О ежемесячном поощрении за январь 2020 года" в части снижения на 25% размера ежемесячного денежного поощрения Пахотина М.В. по результатам работы за январь 2020 года, о взыскании с ответчика ежемесячного денежного поощрения за январь 2020 года в размере 15 000 рублей, распоряжения администрации города Ханты-Мансийска от 12 февраля 2020 года N 53-лс "О выплате денежного поощрения по результатам работы за 2019 год" в части снижения на 100% размера денежного поощрения Пахотина М.В. по результатам работы за 2019 год, о взыскании с ответчика денежного поощрения по результатам работы за 2019 год в размере 210 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование исковых требований Пахотин М.В. указал, что состоял на муниципальной службе в администрации города Ханты - Мансийска. Распоряжением от 03 февраля 2020 года N 33-лс размер денежного поощрения истца за январь 2020 года снижен на 25% за неквалифицированную подготовку и оформление документов. Распоряжением от 12 февраля 2020 года N 53-лс денежное поощрение истца по результатам работы за 2019 год снижено на 100% за неквалифицированную подготовку и оформление документов, некачественное, несвоевременное выполнение планов работы, невыполнение, нарушение сроков выполнения поручений вышестоящего руководителя, отсутствие контроля за работой подчиненных служб, работников подведомственных учреждений.
Истец полагал, что указанные распоряжения противоречат трудовому законодательству, поскольку работодателем не установлены конкретные факты ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей, в рассматриваемый период нарушений должностных обязанностей истцом не допускалось.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года, исковые требования Пахотина М.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Пахотин М.В. ставит вопрос об отмене решения Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года, как незаконных, принятых с нарушениями норм материального и процессуального права.
Все участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений ввиду неправильного применения и толкования норм материального права, а также нарушения норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 14 января 2019 года по 07 февраля 2020 года Пахотин М.В. занимал должность муниципальной службы начальника отдела проектного управления юридического управления администрации города Ханты-Мансийска.
Распоряжением администрации города Ханты-Мансийска от 03 февраля 2020 года N 33-лс "О ежемесячном денежном поощрении за январь 2020 года", начальнику отдела проектного управления Пахотину М.В. снижено на 25% ежемесячное денежное поощрение за январь 2020 года в связи с неквалифицированной подготовкой и оформлением документов.
Распоряжением администрации города Ханты-Мансийска от 12 февраля 2020 года N 53-лс "О выплате денежного поощрения по результатам работы за 2019 год", начальнику отдела проектного управления Пахотину М.В. снижено на 100% денежное поощрение по результатам работы за 2019 год в связи с неквалифицированной подготовкой и оформлением документов; некачественным, несвоевременным выполнением планов работы; невыполнением, нарушением сроков выполнения поручений вышестоящего руководителя; отсутствием контроля за работой подчиненных служб, работников, подведомственных учреждений.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Положением о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения, утвержденным Решением Думы города Ханты-Мансийска от 8 апреля 2011 года N 15 (в тексте решения суда ошибочно указано N 5), Положением о порядке и условиях выплаты денежного поощрения по результатам работы за квартал, год, утвержденным Решением Думы города Ханты-Мансийска от 8 апреля 2011 года N 15 (в тексте решения суда ошибочно указано N 5), исходил из того, что ежемесячное денежное поощрение и денежное поощрение по результатам работы за год являются выплатами стимулирующего характера, не относятся к обязательным денежным выплатам, входящим в состав денежного содержания муниципальных служащих; при издании оспариваемых распоряжений об установлении истцу размера ежемесячного денежного поощрения и поощрения по результатам работы за год, ответчик, являясь работодателем истца, в пределах своей компетенции принял решение об установлении конкретного размера выплат стимулирующего характера истцу, что является исключительным полномочием ответчика; нарушений порядка принятия решений ответчиком об установлении стимулирующих выплат истцу в ходе судебного разбирательства не установлено; суд не вправе принимать решения, относящиеся к компетенции работодателя относительно размера причитающихся истцу стимулирующих выплат за спорные периоды.
Отказав в удовлетворении требований о признании оспариваемых распоряжений незаконными и взыскании с ответчика денежных поощрений, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда как производного от исковых требований об оспаривании распоряжений и взыскании денежных поощрений, указав, что в ходе судебного разбирательства не установлен факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно статьи 3 указанного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
В силу статьи 22 указанного Федерального закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; денежного поощрения (ежемесячного, по результатам работы за квартал, год); районного коэффициента к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих; ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; иных выплат, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
В целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с Уставом города Ханты-Мансийска, принятого решением Думы города Ханты-Мансийска от 11 марта 2011 года N 1169, решением Думы города Ханты-Мансийска от 08 апреля 2011 года N 15 "О регулировании отдельных вопросов труда муниципальных служащих" утверждены Положение о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения (Приложение N 4), Положение о порядке и условиях выплаты денежного поощрения по результатам работы за квартал, год (Приложение N 6).
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения N 15, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска от 08 апреля 2011 года, (Приложение N 4) (далее- Приложение N 4) ежемесячное денежное поощрение выплачивается муниципальным служащим за качественное и своевременное исполнение служебных обязанностей, инициативность, дисциплинированность в целях материального стимулирования, повышения эффективности и качества результатов служебной деятельности.
Муниципальным служащим может быть выплачено ежемесячное денежное поощрение в размерах: по высшим должностям муниципальной службы, учреждаемым для выполнения функции "руководитель", - 3, 2 должностного оклада; по главным должностям муниципальной службы, учреждаемым для выполнения функции "руководитель", "помощник (советник)", "специалист", - 3, 1 должностного оклада; по ведущим должностям муниципальной службы, учреждаемым для выполнения функции "руководитель", "специалист", "обеспечивающий специалист", - 2, 9 должностного оклада; по старшим должностям муниципальной службы, учреждаемым для выполнения функции "специалист", "обеспечивающий специалист", - 2, 7 должностного оклада; по младшим должностям муниципальной службы, учреждаемым для выполнения функции "обеспечивающий специалист", - 2, 6 должностного оклада (пункт 3 Приложения N 4).
Ежемесячное денежное поощрение выплачивается за фактически отработанное в календарном месяце время. Фактически отработанное время для расчета размера ежемесячного денежного поощрения определяется согласно табелю учета рабочего времени (пункт 5, 6 Приложения N 4).
В максимальном размере ежемесячное денежное поощрение выплачивается при выполнении следующих условий: качественное, своевременное выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией муниципального служащего, квалифицированная подготовка документов, качественное, своевременное выполнение планов работы, постановлений, распоряжений соответственно Главы города Ханты-Мансийска и администрации города Ханты-Мансийска, поручений Главы города Ханты-Мансийска, Главы администрации города Ханты-Мансийска, заместителей Главы города Ханты-Мансийска, поручений курирующих заместителей Главы администрации города Ханты-Мансийска, распоряжений, приказов и поручений непосредственного руководителя, а также решений Думы города Ханты-Мансийска по вопросам, входящим в компетенцию муниципального служащего; квалифицированное рассмотрение заявлений, писем, жалоб от организаций и граждан в установленный срок; проявленная инициатива в выполнении должностных обязанностей и внесение предложений для более качественного и полного решения вопросов, предусмотренных регламентами органов местного самоуправления; соблюдение служебной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, умение организовать работу, эмоциональная выдержка, бесконфликтность, создание здоровой, деловой обстановки в коллективе (пункт 6 Приложения N 4).
Ежемесячное денежное поощрение муниципальным служащим выплачивается на основании муниципального правового акта представителя нанимателя (работодателя). Порядок подготовки муниципального правового акта о ежемесячном денежном поощрении устанавливается представителем нанимателя (работодателем) (пункт 7 Приложения N 4).
Пунктом 8 Приложения N 4 предусмотрен перечень упущений, допущенных при исполнении служебных обязанностей муниципальным служащим, за которые производится снижение размера ежемесячного денежного поощрения, и процент снижения (за каждый случай упущения в процентах от максимального размера поощрения).
При совершении муниципальным служащим в течение месяца нескольких упущений проценты снижения ежемесячного денежного поощрения за все упущения суммируются. Общий процент снижения ежемесячного денежного поощрения не может быть более 100% (пункт 9 Приложения N 4).
Положение о порядке и условиях выплаты денежного поощрения по результатам работы за квартал, год, утвержденное Решением Думы города Ханты-Мансийска от 08 апреля 2011 года N 15 (Приложение N 6) (далее - Приложение N 6) определяет порядок и условия выплаты денежного поощрения по результатам работы за квартал, год муниципальным служащим в муниципальном образовании город Ханты-Мансийск (пункт 1 Приложения N 6).
Решение о выплате денежного поощрения по результатам работы за квартал, год принимается представителем нанимателя (работодателем). Порядок подготовки муниципального правового акта о денежном поощрении по результатам работы за квартал, год устанавливается представителем нанимателя (работодателем) (пункт 2 Приложения N 6).
Денежное поощрение по результатам работы за год выплачивается на основании муниципального правового акта не позднее первого квартала, следующего за отчетным годом. Денежное поощрение по результатам работы за квартал, год выплачивается за счет фонда оплаты труда (пункт 4, 5 Приложения N 6).
Размер денежного поощрения по результатам работы за квартал, год определяется представителем нанимателя (работодателем) в пределах нормативов, установленных правовым актом Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пункт 6 Приложения N 6).
Денежное поощрение по результатам работы за квартал, год выплачивается за фактически отработанное в квартале, календарном году время и исчисляется для муниципальных служащих администрации города Ханты-Мансийска и органов администрации города Ханты-Мансийска в соответствии с муниципальным правовым актом администрации города Ханты-Мансийска, для муниципальных служащих Думы города Ханты-Мансийска и Счетной палаты города Ханты-Мансийска в соответствии с муниципальным правовым актом Главы города Ханты-Мансийска (пункт 7 Приложения N 6).
Размер денежного поощрения по результатам работы за квартал, год может быть уменьшен за упущения, указанные в пункте 8 Положения о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения, о чем указывается в соответствующем муниципальном правовом акте. В максимальном размере денежное поощрение по результатам работы за квартал, год выплачивается при соблюдении условий, указанных в пункте 6 Положения о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения (пункт 11 Приложения N 6).
Из приведенных норм следует, что порядок установления денежного содержания муниципального служащего, которое включает в себя ежемесячное денежное поощрение и денежное поощрение по результатам работы за год, в Ханты-Мансийском автономном округе регулируется Федеральным законом и нормативными актами субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийским автономным округом-Югры. Ежемесячное денежное поощрение и денежное поощрение по результатам работы за год входит в систему оплаты труда муниципального служащего и выплачивается работодателем при достижении муниципальным служащим определенных условий на службе, исходя из фактически отработанного времени. Порядок выплаты и размер таких денежных поощрений определен нормативными актами субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийским автономным округом-Югры, которыми предусмотрены максимальный размер ежемесячного денежного поощрения и денежного поощрения по результатам работы за год, при соблюдении условий, указанных в пункте 6 Положения о порядке и условиях выплаты ежемесячного денежного поощрения, а также предусмотрена возможность снижения указанных денежных выплат за упущения, допущенные при исполнении служебных обязанностей муниципальным служащим.
При этом, несмотря на наличие у работодателя права по определению размера денежных поощрений муниципальным служащим оно не может быть произвольным, а должно быть обусловлено, прежде всего, качеством работы конкретного работника, его отношением к труду, вкладом в общую работу учреждения, снижение размера поощрения должно быть мотивировано.
Приведенные нормы суды не учли, вследствие чего неправильно определили правовую природу денежных поощрений, и, как следствие, пришли к ошибочному выводу о том, что названные поощрения не относятся к обязательным денежным выплатам, входящим в денежное содержание муниципальных служащих, являются выплатами стимулирующего характера, выплата и установление размера которых относится к исключительной компетенции работодателя.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по иску Пахотина М.В. к администрации города Ханты-Мансийска о признании незаконными распоряжений о снижении денежного поощрения, взыскании денежного поощрения, компенсации морального вреда судами не установлены.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы судов об установленных ими фактах должны основываться на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
По данному делу к юридически значимым обстоятельствам с учетом исковых требований Пахотина М.В. и возражений администрации города Ханты-Мансийска относительно иска относятся: установление, входят ли спорные выплаты в денежное содержание служащего, какими нормативными документами предусмотрен порядок их выплаты, размер, основания снижения ежемесячного денежного поощрения и денежного поощрения по результатам работы за год.
Однако суды, данные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили и не устанавливали, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, правовой оценки судами по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили.
Приходя к выводам о том, что спорные выплаты не входят в состав денежного содержания, ответчик, являясь работодателем истца, в пределах своей компетенции принял решение о снижении размера денежных поощрений, что является исключительным полномочием ответчика и об отсутствии нарушений порядка принятия ответчиком решений об установлении истцу указанных денежных поощрений, суды не дали оценку содержанию трудового договора, пункт 3.2 которого свидетельствует об обратном, не учли, что в систему оплаты труда не входят только премии, выплачиваемые работодателем разово, а для снижения размера денежного поощрения работодателем должен быть установлен конкретный факт ненадлежащего исполнения служащим его должностных обязанностей.
Суды, приходя к выводу об отсутствии нарушений порядка принятия решений ответчиком об установлении истцу указанных денежных поощрений, формально ограничились ссылкой, указанной в оспариваемых распоряжениях о снижении ежемесячного денежного поощрения на 25% в связи с неквалифицированной подготовкой и оформлением документов, о снижении денежного поощрения по результатам работы за 2019 год на 100% в связи с неквалифицированной подготовкой и оформлением документов; некачественным, несвоевременным выполнением планов работы; невыполнением, нарушением сроков выполнения поручений вышестоящего руководителя; отсутствием контроля за работой подчиненных служб, работников, подведомственных учреждений.
При этом суды не устанавливали, по каким именно показателям эффективности деятельности был снижен размер ежемесячного денежного поощрения и денежного поощрения по результатам работы за 2019 год, проводилась ли проверка для установления факта и даты допущенных истцом упущений, были ли затребованы от Пахотина М.В. объяснения о наличии упущений в его работе.
На основании изложенного, состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.