Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Сафронова М.В., судей Бабкиной С.А., Шелепова С.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-753/2020 по иску Камышнего Михаила Алексеевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония-37" ГУФСИН России по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда
по кассационным жалобам Федеральной службы исполнения наказаний России, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония-37" ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Чусовского городского суда Пермского края от 17 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сафронова М.В, возражения прокурора Тепловой М.Н, судебная коллегия
установила:
Камышний М.А. обратился с иском к ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, ГУ ФСИН по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда и вреда здоровью в размере 130 000 рублей.
В обоснование требований указал, что признан потерпевшим по уголовному делу в отношении Арискина М.Г, который в результате беспорядков в исправительном учреждении в августе 2018 года причинил вред его здоровью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Считает, что действия Арискина М.Г. стали возможны в результате нарушения должностными лицами ответчика требований уголовно-исполнительного законодательства по обеспечению безопасного содержания осужденных.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 17 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 октября 2020 года, иск удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей.
В кассационных жалобах ФСИН России, ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю просят отменить указанные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права. Полагают, что вины сотрудников ФСИН России, ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю в получении истцом травмы не имеется. Считает, что истец не доказал причинно-следственной связи между действиями должностного лица и последствиями, на которые указывает истец.
Стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще и своевременно. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Судами установлено, что вступившим в законную силу приговором Чусовского городского суда Пермского края от 31 октября 2018 года Арискин М.Г. признан виновным в совершении на территории ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю преступления, предусмотренного частью 1 статьи 321 УК РФ преступления. Приговором суда было установлено, что находящийся в состоянии алкогольного опьянения осужденный Арискин М.Г. с ножом в руках призывал других осужденных к нарушению порядка и условий отбывания наказания, в результате чего из мести за оказываемое истцом содействие администрации исправительного учреждения нанес осужденному Камышнему М.А. удар в лицо, причинив физическую боль.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что противоправное, виновное бездействие должностных лиц ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, которые не обеспечили личную безопасность истца, и привлечены к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение требований нормативных актов в части, касающейся выявления осужденных, склонных к совершению правонарушений, организации контроля за их поведением, организации выполнения распорядка дня, находится в прямой причинно-следственной связи с наступившими для истца неблагоприятными последствиями в виде причиненных ему нравственных и физических страданий.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился.
Судебными инстанциями не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, влекущих в любом случае отмену постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Доводы кассационных жалоб о том, что вины сотрудников ФСИН России и ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю в получении истцом травмы не имеется, а также о недоказанности причинно-следственной связи между действиями должностного лица и последствиями, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и оспаривают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.
Между тем несогласие с оценкой конкретных обстоятельств дела не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки установленных обстоятельств не наделён.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 17 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний России, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония-37" ГУ ФСИН России по Пермскому краю без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.