Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Селиверстовой И.В, при секретаре Кузьминой К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-77/2020 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части распоряжения департамента строительства и транспорта Белгородской области от 18.10.2018 N 675 "Об утверждении генерального плана Красненского сельского поселения муниципального района "Красненский район" Белгородской области", по апелляционной жалобе департамента строительства и транспорта Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 25 августа 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
пунктом 1 части 1 статьи 2 закона Белгородской области от 21 декабря 2017 года N 223 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области" (в редакции, на дату приятия оспариваемого в части нормативного правового акта) к полномочиям органа исполнительной власти Белгородской области, осуществляющего функции проведения единой государственной политики в сфере строительства, градостроительства и архитектуры, транспорта и дорожного комплекса отнесено утверждение документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, городских округов.
На территории Белгородской области органом исполнительной власти, осуществляющим функции проведения единой государственной политики в сфере строительства, градостроительства и архитектуры, транспорта и дорожного комплекса является департамент строительства и транспорта Белгородской области (далее - Департамент) (положение о Департаменте, утвержденное постановлением Правительства Белгородской области от 20 августа 2012 года N 346).
Указанным Департаментом 18 октября 2018 года принято распоряжение N 675 "Об утверждении генерального плана Красненского сельского поселения муниципального района "Красненский район" Белгородской области" опубликованное в официальном печатном издании - Вестник нормативных правовых актов Белгородской области 21 января 2020 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://zakon.belregion.ru) (далее - Генеральный план, распоряжение Департамента N 675).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Белгородский областной суд с уточненным административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия распоряжение Департамента N 675 об утверждении Генерального плана в части включения в границы Красненского сельского поселения муниципального района "Красненский район" Белгородской области (с. Красное) участков лесного фонда общей площадью 22 122 кв. м, местоположением: Красненское лесничество Белгородской области, квартал 50 выдел 6-8 (ч.), квартал 60, выдел 21 (ч.) с координатами поворотных точек границы наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда:
N контура
N точки
X
Y
1
1
431315.83
2263095.14
1
2
431438.82
2263253.36
1
3
431460.45
2263284.24
1
4
431455.89
2263290.5
1
5
431443.38
2263306.71
1
6
431426.76
2263334.64
1
7
431406.9
2263361.61
1
8
431387.45
2263380.15
1
9
431377.13
2263374.52
1
10
431362.78
2263363.73
1
11
431370.2
2263351.01
1
12
431364.01
2263344.65
1
13
431367.2
2263342.06
1
14
431337.71
2263318.73
1
15
431360.06
2263288.43
1
16
431341.41
2263275.02
1
17
431314.7
2263256.4
1
18
431320.93
2263241.15
1
19
431322.66
2263229.27
1
20
431318.15
2263211.27
1
21
431308.1
2263195.61
1
22
431284.95
2263169.37
1
23
431277.01
2263157.05
1
24
431277.89
2263144.44
1
25
431294.03
2263121.72
1
1
431315.83
2263095.14
с указанием в резолютивной части решения, что судебный акт является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений об исключении из границ Красненского сельского поселения муниципального района "Красненский район" Белгородской области (с. Красное) земельных участков с координатами поворотных точек вышеназванных границ.
Требования Рослесхоза мотивированы тем, что согласно информации ФГБУ "Рослесинфорг" в результате графического совмещения материалов лесоустройства со схемами генерального плана Красненского сельского поселения установлено, что в границы населенного пункта с. Красное частично включены земли лесного фонда общей площадью 22 122 кв. м, местоположением: Красненское лесничество Белгородской области, квартал 50, выдел 6-8 (ч.), квартал 60, выдел 21 (ч.).
Таким образом Генеральный план, в части включения в границы муниципального образования участков лесного фонда общей площадью 22 122 кв. м, по мнению административного истца принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования", так как не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией, как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в земли населенных пунктов, влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации.
Решением Белгородского областного суда от 25 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено: оспариваемые положения Генерального плана признаны не действующими со дня вступления судебного акта в законную силу.
С решением суда административный ответчик не согласился в апелляционной жалобе Департамент просит решение суда изменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска путем признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу оспариваемого нормативного правового акта в части включения в границы Красненского сельского поселения муниципального района "Красненский район" Белгородской области (с.Красное) участков лесного фонда общей площадью 22 122 кв.м, местоположение Красненское лесничество Белгородской области, квартал 50, выдел 6-8 (ч), квартал 60, выдел 21 (ч) с указанием координат поворотных точек.
В обоснование доводов апелляционной жалобы департамент строительства и транспорта Белгородской области указал, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, без учета представленных в дело доказательств.
Апеллянт полагает, что исключение из границ сельского поселения площади пересечения земельных участков из состава земель лесного фонда приведет к невозможности отнесения земельного участка с кадастровым номером N к землям населенных пунктов, участок будет пересекать границы населенного пункта села Красное Красненского сельского поселения, что сделает решение суда не исполнимым. Кроме того данный земельный участок поставлен на кадастровый учет до 1 января 2016 года, границы его согласованы со смежными землепользователями, сведения о его отнесении к категории населенных пунктов внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в то время как границы земельных участков лесного фонда в установленном порядке не определены, следовательно в силу положений действующего законодательства необходимо учитывать при подготовке документов территориального планирования сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Относительно доводов апелляционной жалобы, участвующим в деле прокурором Белгородской области, представителем Управления лесами Белгородской области представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Красненское сельское поселение образовано в составе муниципального образования "Красненский район" (статья 13 Закона Белгородской области от 20 декабря 2004 года N 159 "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района").
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 и частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта (ред. от 3 августа 2018 года)) утверждение генерального плана сельского поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением. Генеральный план сельского поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.
Закон Белгородской области от 21 декабря 2017 года N 223 отнес к полномочиям департамента строительства и транспорта Белгородской области полномочие органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности по подготовке и утверждению документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением полномочий, предусмотренных частями 9 и 12 статьи 21, частями 2, 12 и 20 статьи 24, частями 9 и 12 статьи 25, статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из представленных суду материалов следует, что генеральный план Красненского сельского поселения разработан на основании распоряжения главы администрации Красненского сельского поселения от 15 января 2018 года N 07-р "О подготовке проекта изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Красненского сельского поселения муниципального района "Красненский район" Белгородской области".
Распоряжением Департамента от 18 октября 2018 года утвержден генеральный план Красненского сельского поселения, установивший границы населенного пункта села Красное, в границы которого частично включены лесные участки земель лесного фонда.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемое распоряжение N 675 принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе, положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, на которой отображаются границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 9, пунктом 2 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения, а также в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уведомить органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее по тексту - Порядок N 460).
Согласно подпункту "в" пункта 2.7 Порядка N 460 отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из содержания Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 (далее - Положение о Рослесхозе), следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Таким образом суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу действовавшего на момент принятия оспариваемого акта законодательства, проект Генерального плана, которым установлены границы населенного пункта села Красное, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого населенного пункта, мог быть утвержден Департаментом только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Судом установлено, что по результатам картографического наложения сведений генерального плана на материалы лесоустройства Красненского лесничества Белгородской области, выполненного 11 сентября 2019 года филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Заплеспроект", выявлено частичное наложение границ населенного пункта Красненское сельское поселение - села Красное и границ находящегося в федеральной собственности земельного участка из состава земель лесного фонда площадью 22 122 кв. м, расположенного в квартале 50 выдел 6-8 (ч.), квартале 60, выдел 21 (ч.). Выделы входят в состав земельного участка с кадастровым номером 31-31-01/115/2012-992, субъектом права собственности которого выступает Российская Федерация, свидетельство о государственной регистрации права от 2 августа 2012 года N 31-АВ 450266.
Выпиской из государственного лесного реестра (Информация о лесном квартале) от 8 июля 2020 года подтверждается, что по материалам лесоустройства 2013 года квартал 50 ранее - по материалам лесоустройства 1994 года имел наименование "квартал 108" (бывшее Красненское лесничество), квартал 60 ранее - по материалам лесоустройства 1994 года имел наименование "квартал 115" (бывшее Красненское лесничество).
По материалам лесоустройства 2012 года участки являются лесным фондом Российской Федерации и относятся к категории земель - земли лесного фонда.
Картографическими материалами Генерального плана также подтверждается, что лесной участок площадью 22 122 кв.м входит в границы Красненского сельского поселения.
При этом судом установлено, что границы участков земель лесного фонда не являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта. Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Вместе с тем, перевод земель лесного фонда в иную категорию земель - земли населенных пунктов в установленном вышеуказанным законодательством порядке не осуществлялся, согласие Федерального агентства лесного хозяйства на включение лесных участков в земли населенного пункта не получено.
Проанализировав положения Порядка N 460, представленные суду в материалы административного дела документы, объяснения представителя административного ответчика, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что проект генерального плана, предполагающий включение в границы населенного пункта земли лесного фонда с уполномоченными федеральными органами государственной власти в соответствии с названным выше Порядком не согласовывался.
В связи с этим является верным вывод суда первой инстанции о нарушении предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования проекта генерального плана в части включения лесных участков в границы населенного пункта сельского поселения, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую и влечет признание недействующим Генерального плана в оспариваемой части.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что границы лесного участка не определены, а в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 31:07:0406014:126, поставленного на кадастровый учет до 1 января 2016 года и отнесенного к землям населенных пунктов.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При этом право собственности Российской Федерации на спорный лесной участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права и материалами государственного лесного реестра, в связи с чем вопрос о включении лесных участков в земли населенных пунктов должен был решаться с согласия Рослесхоза.
Указанным доказательствам по настоящему административному делу суд первой инстанции дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопросы же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, с учетом принятия Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель" при нарушении прав конкретного лица, собственника земельного участка, пересекающегося по мнению подателя апелляционной жалобы с границами лесного участка, то данное лицо не лишено возможности защитить свои права и законные интересы иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В рамках настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, не подлежит разрешению вопрос о правах и обязанностях собственников земельных участков. При этом суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная законом процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.
Ссылка на невозможность исполнения решения суда в части исключения из границы Красненского сельского поселения площади пересечения земельных участков из состава земель лесного фонда не влияет на законность принятого судом решения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белгородского областного суда от 25 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента строительства и транспорта Белгородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.