Кассационный военный суд
в составе председательствующего Сивова В.В, судей Дубова Ю.А. и Страхова В.Е. при секретаре судебного заседания Котовой А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-18/2020 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Жулькова Дмитрия Юрьевича на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 27 марта 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 20 августа 2020 г, принятые по административному исковому заявлению военнослужащего федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова" Министерства обороны Российской Федерации "звание" Абрамова Дмитрия Игоревича об оспаривании действий названного Министерства и федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с отказом в расчёте и начислении суммы доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы (далее - НИС).
Заслушав доклад председательствующего, Кассационный военный суд
установил:
гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения 2-ым Западным окружным военным судом, частично удовлетворил административный иск Абрамова.
Суд обязал ФГКУ "Росвоенипотека" определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен административному истцу при своевременном включении его в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих за период с 12 июня 2009 г. по дату фактического включения в названный реестр, и величину недополученного Абрамовым инвестиционного дохода за 2019 год.
На Министерство обороны Российской Федерации, как распорядителя денежных средств, судом возложена обязанность произвести дофинансирование ФГКУ "Росвоенипотека" в размере рассчитанного за период с 12 июня 2009 г. по дату фактического включения в реестр участников НИС инвестиционного дохода и недополученного административным истцом инвестиционного дохода за 2019 год в целях зачисления указанных средств на именной накопительный счёт Абрамова.
Также с Министерства обороны Российской Федерации в пользу административного истца взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей и оплатой юридических услуг в размере 9000 рублей.
В остальной части административный иск Абрамова оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 16 ноября 2020 г, представитель административного ответчика просит отменить судебные акты в связи с допущенными нарушениями норм материального права и направить дело на новое рассмотрение во 2-й Западный окружной военный суд.
В обоснование Жульков, излагая обстоятельства дела и приводя отдельные положения нормативно-правовых актов, утверждает, что Министерство обороны Российской Федерации не уполномочено доводить дополнительные лимиты бюджетных обязательств до ФГКУ "Росвоенипотека", так как данную функцию осуществляет Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации
Кроме того, автор жалобы полагает, что не представляется возможным перечислить какую-либо сумму инвестиционного дохода на именной накопительный счёт участника НИС, поскольку он является формой аналитического учёта, а не банковским счётом, открываемом в кредитной организации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, о своем желании участвовать в судебном заседании суда кассационной инстанции не заявили.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По настоящему делу таких оснований не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций по делу установлено, что Абрамов 10 января 2019 г. включен в реестр участников НИС. При этом днём возникновения основания для включения в реестр в решении уполномоченного органа указано 12 июня 2009 г.
Однако начислений инвестиционного дохода, который был бы учтён на именном накопительном счёте административного истца в случае своевременного включения его в реестр участников НИС, ему не произведено.
При этом в судебных актах отмечено, что несвоевременное включение Абрамова в реестр участников НИС произошло по вине воинских должностных лиц, отвечающих за ведение документации по НИС военнослужащих.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, судебные инстанции правильно руководствовались соответствующими нормами материального права, которые приведены в обжалуемых судебных актах системно и подробно, а выводы судебных инстанций основаны на материалах дела с приведением мотивированных оценок доводам сторон в соответствии с требованиями глав 22 и 34 КАС РФ.
Согласно подп. 43 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относятся, наряду с прочим, реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В силу подп. 31 п. 9 того же Положения Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации, и осуществляет реализацию возложенных на него полномочий в данной части.
Таким образом, источником финансирования Министерства обороны Российской Федерации, является федеральный бюджет, причём единая его расходная часть, за счёт средств которой и надлежит дофинансировать ФГКУ "Росвоенипотека" в соответствии с оспариваемыми судебными актами.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что возложение обязанности на Министерство обороны Российской Федерации зачисления денежных средств на именной накопительный счёт Абрамова, которые были недополучены им в качестве инвестиционного дохода, соответствует порядку формирования и расходования бюджета, предусмотренного на содержание указанного административного ответчика.
Выводы гарнизонного и окружного военных судов относительно порядка осуществления каждым из административных соответчиков действий по восстановлению нарушенных прав административного истца основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определённых в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449, которым на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях устранения нарушенного права административного истца судом правомерно возложена на Министерство обороны Российской Федерации обязанность перечислить для учёта на именном накопительном счёте Абрамова рассчитанные ФГКУ "Росвоенипотека" денежные средства инвестиционного дохода.
Вопреки соответствующему доводу кассационной жалобы, отсутствие в прямой постановке регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, то есть регламентации механизма действий в случае ненадлежащей реализации прав военнослужащих, которые гарантированы законом, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, являющейся, в силу ст. 3 КАС РФ, задачей административного судопроизводства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов, в том числе и для безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС РФ, из материалов дела не усматривается. В связи с этим кассационная жалоба представителя административного ответчика Жулькова удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 27 марта 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 20 августа 2020 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Жулькова Д.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Настоящее определение изготовлено в окончательной форме 14 января 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
В.Е. Страхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.