Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-41/2020 по кассационной жалобе представителя административного истца - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО) - Ступина Юрия Юрьевича на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2020 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 2 июня 2020 г. по административному исковому заявлению ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО об оспаривании акта встречной проверки (далее - Акт проверки), проведенной контрольной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) - (далее - МУ ВФКА МО РФ (по ВВО) в отношении жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 5 (г. "данные изъяты") филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления представителей административного ответчика Овчинниковой А.А и Кирсановой Ю.Н, возражавших против удовлетворения жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением 1 - го Восточного окружного военного суда от 2 июня 2020 г, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным п. 3.1 Акта проверки от 30 мая 2019 г. N "данные изъяты", касающихся выводов о выплате сотрудникам за работу с вредными условиями труда должностных окладов в завышенных размерах.
В поданной 14 ноября 2020 г. кассационной жалобе представитель административного истца, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и административный иск удовлетворить.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на судебную практику и нормы трудового законодательства, регулирующие выплату работникам повышенной оплаты должностных окладов за вредные условия труда, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что отраженный в Акте проверки ущерб ошибочен, поскольку после завершения специальной оценки условий труда работников имело место изменение существенных условий заключенных с ними трудовых договоров по инициативе работодателя, что в силу ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предполагало выплату этим работникам должностных окладов в ранее установленных размерах в течение 2-х месяцев с момента доведения до них изменений условий их трудовых договоров. Вопреки выводам Акта в оспариваемом пункте, эти действия были произведены правомерно, во избежание нарушения прав работников, а применение судом при разрешении иска положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 (далее - приказ N 255), противоречащих ТК РФ, является незаконным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что МУ ВФКА МО РФ по ВВО произвела проверку отдельных вопросов финансово - экономической и хозяйственной деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ. При этом специальная оценка условий труда работникам ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО завершена приказом начальника указанного учреждения 22 февраля 2018 г.
По результатам проверки составлен соответствующий Акт, в котором отражены выводы о неправомерности выплаты в период с 22 февраля по 31 мая 2018 г. 559 работникам данного ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ должностных окладов (тарифных ставок) с повышением на 12% за работу с вредными условиями труда, поскольку после завершения 22 февраля 2018 г. специальной оценки условий труда названных работников степень их работы с вредными условиями труда была понижена до 1-ой, по которой должностные оклады (тарифные ставки) повышаются только на 4%.
В силу абзц. 11 части 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Согласно ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 4 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, введенного в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
В целях реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации указанного выше постановления Правительства Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 (действовал с 20.09.2016 до 09.12.2019) утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с п. 16 приложения N 2 к Положению гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными условиями труда 1 степени, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются - на 4%, соответственно 2 степени - на 8%, 3, 4 степеней - на 12%. Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении N 1 к указанному Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда - на 12%. Аналогичные положения о размерах и периоде выплат работникам ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ содержатся в Положении о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденном приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ от 11 мая 2017 г.
Разрешая при установленных обстоятельствах данное административное дело, суды первой и апелляционной инстанций правильно проанализировали приведенные в обжалованных судебных актах нормы права и пришли к верному выводу, что административным ответчиком правильно отражены в оспоренном п. 3.1 Акта нарушения, допущенные административным истцом.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судебных инстанций основаны на установленных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Иные доводы автора жалобы повторяют доводы административного иска и апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных решениях. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2020 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 2 июня 2020 г. по административному исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного истца Ступина Юрия Юрьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 12 января 2020 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.