Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника Астраханской таможни ФИО2, на вступившее в законную силу решение судьи Волгоградского областного суда от 4 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сокол", установил:
постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 14 июня 2019 года ООО "Сокол" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Волгоградского областного суда от 31 июля 2019 года постановление судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 14 июня 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 7 октября 2019 года ООО "Сокол" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде конфискации предметов правонарушения, а именно табака курительного для кальянов различных вкусов (ароматов).
Решением судьи Волгоградского областного суда от 4 декабря 2019 года постановление судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 7 октября 2019 года изменено, а именно заменено указание на конфискацию табачной продукции указанием на ее уничтожение в установленном порядке. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник Астраханской таможни ФИО2 ставит вопрос об изменении решения судьи Волгоградского областного суда от 4 декабря 2019 года. В обоснование доводов жалобы он указывает на то, что уничтожение предмета административного правонарушения не является административным наказанием.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 16.21 КоАП РФ, пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции" табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных образцов.
Согласно пункту 2 "Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок" (далее -Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 года N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции" акцизные марки приобретаются импортерами в таможенных органах, уполномоченных на обеспечение импортеров акцизными марками, по месту государственной регистрации при условии: подачи в уполномоченный таможенный орган письменного заявления о приобретении акцизных марок для маркировки табачной продукции по форме, утвержденной Федеральной таможенной службой; предварительной оплаты акцизных марок.
Маркировка акцизными марками ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции осуществляется до её ввоза на таможенную территорию Российской Федерации (гг 6 Правил). Акцизная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи (п. 8 Правил).
Кроме того, в соответствии со статьей 44 главы XI "Технического регламента на табачную продукцию Таможенного союза", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года N (вступил в силу с 15 мая 2016 года) (далее - ТР N) табачная продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям настоящего регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на неё распространяется, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств- членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском табачной продукции в обращение (ст.45 ТР N).
В соответствии с "Порядком применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2016 года N, изображение единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза представляет собой сочетание трех стилизованных букв "Е", "А", "С", графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне. ЕАС расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity) (п. 3.2).
В соответствии с указанным Порядком единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию (п. 5.1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, после пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены главами 2, 14, 16 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а в отношении отдельных категорий товаров - также главами 37-43 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры (п. 2 ст. 13 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары (п. 2 ст. 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Из материалов дела усматривается, что 27 октября 2018 года должностными лицами отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни при проведении совместных проверочных мероприятий с сотрудниками УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области на стационарном посту ДПС "адрес", на "адрес", были остановлены грузовые автотранспортные средства " "данные изъяты"" с государственными регистрационными номерами N.
В ходе документальной проверки установлено:
- по транспортной накладной N от 26 октября 2018 года, товарной накладной 3287 от 26 октября 2018 года, в транспортном средстве " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N (водитель ? ФИО3), перемещаются товары: курительные смеси для кальянов, общим весом брутто 21100 кг, отправитель и перевозчик: ООО "Сокол", "адрес", р-н Карабудахкентский, "адрес", вдоль а/д Р-217 "Кавказ" 819 км + 900 м p-он Хушетского поворота, получатель: ИП ФИО4, "адрес";
- по транспортной накладной N от 26 октября 2018 года, товарной накладной N от 26 октября 2018 года в транспортном средстве " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N (водитель - ФИО5) перемещаются товары: курительные смеси для кальянов, общим весом брутто 21500 кг, отправитель и перевозчик: ООО "Сокол", "адрес", получатель: ИП ФИО4, "адрес". Общий вес товаров ? 42, 6 тонны, общая стоимость, согласно документам, ? "данные изъяты".
Также были представлены:
1) договор на реализацию товара N от 6 сентября 2018 года заключенный между Индивидуальным предпринимателем ФИО4, "адрес" (поставщик) и ООО "Сокол", "адрес" (получатель). Предмет договора: Поставщик поставляет получателю на реализацию смесь курительную для кальяна, а получатель принимает от поставщика товар, хранит, реализует или возвращает его обратно, согласно условиям договора;
2) товарные накладные от 22 октября 2018 года N и N от поставщика табачной продукции ИП ФИО4 ("адрес"), грузополучателю ООО "Сокол" ("адрес");
3) письмо индивидуальному предпринимателю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о возврате поставленной продукции в связи с несоответствием требованиям п. 5.2 Договора N от ДД.ММ.ГГГГ ("5.2 Маркировка товара, а также информация о товаре на упаковке должна отвечать требованиям законодательства Российской Федерации"), По результатам осмотра транспортных средств установлен факт перемещения табачной продукции - табак для кальяна, иностранного производства (согласно информации на упаковке товара, страна происхождения - Турция), не маркированной акцизными марками Российской Федерации. Документы, подтверждающие таможенное декларирование и законность нахождения иностранного товара на территории Российской Федерации не представлены.
27 октября 2018 года транспортные средства с грузом доставлены в отдел полиции N УМВД РФ по г. Волгограду, материалы проверки зарегистрированы в КУСП от 27 октября 2018 года N и N.
6 ноября 2018 года Астраханской таможней по факту транспортировки товара (Табака для кальяна), незаконно перемещенного через таможенную границу Евразийского экономического союза, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 КоАП РФ в отношении отправителя и перевозчика данного товара - ООО "Сокол".
27 ноября 2018 года табачная продукция, находящаяся на охраняемой территории отдела полиции N УМВД РФ по г. Волгограду была изъята старшим уполномоченным по особо важным делам (по административным расследованиям) таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни Хрипу новым Д.В. протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении N и помещена 27 ноября 2018 года на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Астраханской таможни, расположенную по адресу: "адрес".
В период с 30 ноября 2018 года по 14 декабря 2018 года старшим уполномоченным по особо важным делам (по административным расследованиям) таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни ФИО6 проведен осмотр изъятой табачной продукции, о чём составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30 ноября 2018 года, согласно которому у ООО "Сокол" был изъят табак курительный для кальянов различных вкусов (ароматов).
Постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда 14 июня 2019 года ООО "Сокол" признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1000000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
Решением судьи Волгоградского областного суда ФИО7 от 31 июля 2019 года постановление Дзержинского районного суда г. Волгограда от 14 июня 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 7 октября 2019 года ООО "Сокол" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде конфискации предмета правонарушения, а именно - "табака курительного для кальянов в ассортименте".
4 декабря 2019 года по результатам рассмотрения жалобы защитника ООО "Сокол" ФИО8 судьей областного суда вынесено решение об изменении постановления Дзержинского районного суда г. Волгограда от 7 октября 2019 года, а именно о замене указания на конфискацию табачной продукции указанием на ее уничтожение в установленном порядке.
Рассматривая доводы жалобы, полагаю необходимым обратить внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Санкцией статьи 16.21 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения.
Таким образом, доводы жалобы заслуживают внимания, поскольку в данном случае по делу об административном правонарушении установлено наличие состава административного правонарушения, однако в силу того, что согласно части 1 статьи 3.2 КоАП РФ уничтожение предмета административного правонарушения не является административным наказанием, лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, какое-либо административное наказание, предусмотренное санкцией статьи 16.21 КоАП РФ, фактически не назначено.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку такие нарушения были допущены, полагаю, что решение судьи Волгоградского областного суда от 4 декабря 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сокол" подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу начальника Астраханской таможни ФИО2 удовлетворить.
решение судьи Волгоградского областного суда от 4 декабря 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.