Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу Чучеева И.И. на вступившие в законную силу постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 января 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 03 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чучеева И.И., установил:
постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 января 2020 года Чучеев И.Н, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 03 марта 2020 года, постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 января 2020 года было оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Чучеев И.И. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N1618-О, от 24.10.2013 N1619-О, Федеральный закон N54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17).
Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Как следует из материалов дела, 01 октября 2019 года в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 30 минут на территории Культурного комплекса "Пагода Семи дней" на площади Ленина "адрес" проводилось публичное мероприятие в форме митинга, не согласованное с Администрацией г. Элисты в неустановленном месте, в котором принял участие Чучеев И.Н. в нарушение статей 7, 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", являясь участником митинга, Чучеев И.Н. нарушил порядок проведения публичного мероприятия.
Факт совершения Чучеевым И.Н. правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждается рапортом инспектора ОИАЗ Управления МВД России по г. Элисте ФИО3 от 16 октября 2019 года, письмом заместителя Главы Администрации г. Элисты ФИО6 от 03 октября 2019 года N, согласно которому уведомлений в адрес Администрации г. Элисты о проведении 01 октября 2019 года на Культурном комплексе "Пагода Семи дней" каких-либо публичных мероприятий, в том числе в форме митинга, не поступало; предостережение прокурора г. Элисты от 30 сентября 2019 года о недопустимости нарушений федерального законодательства, полученное ФИО4, видеозаписью проведения 01 октября 2019 года публичного мероприятия, где Чучеев И.Н. принял участие в митинге путем выступления, постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 октября 2019 года, согласно которому 01 октября 2019 года с 12 часов до 13 часов 30 минут на территории Культурного комплекса "Пагода Семи дней" ФИО4 в нарушение требований ч. 4 ст. 5 Федерального закона N54-ФЗ без согласования и подачи письменного уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, предусмотренном ст. 7 Федерального закона N54-ФЗ, организовал публичное мероприятие - митинг. Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Квалификация действий Чучеева И.Н. является правильной.
Доводы жалобы о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении подлежат отклонению.
Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Протокол составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения Чучеевым И.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, материалы дела не свидетельствуют о нарушении судьями норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений, вступивших в законную силу, полагаю, что постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 января 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 03 марта 2020 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 января 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 03 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу Чучеева И.Н, - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.