Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" Митяевской С.А. на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела по г. Алуште межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю от 24 сентября 2019 года, решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2019 года, а также представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенные в отношении государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма", предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника территориального отдела по г. Алуште межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Роспотребнадзор по Республике Крым и г. Севастополю), оставленному без изменения, решением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2019 года, ГУП РК "Вода Крыма" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Митяевская С.А. просит состоявшиеся в отношении ГУП РК "Вода Крыма" по настоящему делу об административном правонарушении постановление должностного лица и решение судьи городского суда, а также представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГУП РК "Вода Крыма" к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу положений статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
На основании пункта 3 статьи 39 Федерального закона N52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из материалов дела следует, что 2 сентября 2019 года в 10 часов 00 минут в рамках дела об административном правонарушении возбужденного на основании определения начальника территориального отдела по г. Алуште межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю выявлены нарушения санитарных правил и норм, в частности, ГУП РК "Вода Крыма" не представлены программы производственного контроля за функционирующими канализационно-очистными сооружениями, при этом не обеспечен в полном объеме производственный лабораторный контроль; не представлены результаты лабораторных исследований на границе района водопользования по направлению к источнику загрязнения с кратностью не менее 4 раз в год на всех канализационно-очистных сооружениях; перед поступлением в глубоководный выпуск с кратностью не реже 1 раза в месяц, не представлены результаты лабораторных исследований за январь и февраль 2018 года и за 2019 год; своевременно, в установленном порядке не представлена информация в орган государственной санитарно-эпидемиологической службы о ситуациях, представляющих опасность для здоровья населения при условии водопользования; нарушены условия хранения дезинфицирующих средств на всех канализационно-очистных сооружениях; не представлены документы по санитарно-защитной зоне объектов; допускается сброс сточных вод в водный объект (Черное море) опасных по эпидемиологическому критерию, не достигнута соответствующая очистка и обеззараживание числа колифагов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ГУП РК "Вода Крыма" протокола об административном правонарушении от 12 сентября 2019 года и вынесения 24 сентября 2019 года должностным лицом административного органа в отношении ГУП РК "Вода Крыма" постановления об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в адрес юридического лица внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 24 сентября 2019 года (л.д.141-143).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: определением о возбуждении дела (л.д.21-22, протоколом об административном правонарушении (л.д.132-134), протоколом об осмотре помещений, территорий и находящихся вещей и документов (л.д. 48-54); протоколами лабораторных исследований, экспертными заключениями (л.д. 56-127) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений, влекущих невозможность использования указанных выше и иных исследованных в ходе производства по делу доказательств, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах ГУП РК "Вода Крыма" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГУП РК "Вода Крыма", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи, с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статьей 6.3 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов соответствует требованиям статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исходя из буквального толкования части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, работнику предприятия для присутствия при осмотре не требуется каких-либо полномочий. Данная мера, прежде всего, направлена на пресечение правонарушения и фиксацию доказательств, поэтому ее применение не предполагает активного участия самого лица или его представителя.
При составлении протокола осмотра должностным лицом обеспечено участие понятых, а также работников ГУП РК "Вода Крыма" Чеплух Р.А, Денисенко А.В, Климентова А.В. (л.д.48-54).
Утверждение заявителя о том, что должностные лица ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым м г. Севастополю" не вправе отбирать пробы сточных вод без оформления протокола отбора проб и образцов, в связи с чем экспертное заключение является недопустимым доказательством, не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу актов.
Как усматривается из материалов дела, на основании определения должностного лица Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 13 августа 2019 года и поручений от 22 июля 2019 года и от 15 августа 2019 года уполномоченным должностным лицом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым м г. Севастополю" проведены соответствующие отборы проб сточных вод и образцов, лабораторные исследования с указанием места отбора, места проведения исследований с учетом нормативной документации (л.д.38-47, 56-127).
Перечень нарушений полностью отражен в экспертных заключениях от 14 августа 2019 года, от 26 августа 2019 года, протоколах лабораторных исследований, в протоколе об административном правонарушении от 12 сентября 2019 года.
Ссылка на нарушения положений статьи 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части не ведения видео - съемки, не привлечения двух понятых при отборе проб не состоятельна, поскольку данные действия производились в рамках поручения на проведение уполномоченным лицом экспертных заключений для гигиенической оценки соответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, имеющие правовое значение, в том числе о несоблюдении порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, и не ставят под сомнение законность состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ГУП РК "Вода Крыма" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Что касается представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 24 сентября 2019 года, то как следует из части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренное данной нормой представление выносится по обстоятельствам, относящимся к нарушению требований законодательства, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в отношении лица, его совершившего. Такое представление выносится в случае выявления причин и условий, способствовавших совершению соответствующего административного правонарушения, и направлено на его устранение.
Как видно из содержания представления от 24 сентября 2019 года, оно внесено в адрес юридического лица исходя из установленных обстоятельств по делу, поэтом оснований для его признания незаконным не усматривается, в жалобе таких оснований не приведено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника территориального отдела по г. Алуште межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю от 24 сентября 2019 года, решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2019 года, а также представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 24 сентября 2019 года, вынесенные в отношении государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" Митяевской С.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х.Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.