Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Тагаева А.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 22 г. Ейска Краснодарского края от 30 октября 2019 года и решение судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года, вынесенные в отношении Тагаева Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 22 г. Ейска Краснодарского края от 30 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года, Тагаев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Тагаев А.Н. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, полагая их незаконными.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении с учетом вышеназванной нормы и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Основанием для привлечения Тагаева А.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о том, что Тагаев А.Н. уведомлением от 18 июня 2019 года N 217900-1 был приглашен в Межрайонную ИФНС N 2 по Краснодарскому краю по адресу: г. Ейск, ул. Красная, 59/5 для заслушивания 1 августа 2019 года в 10 часов 00 минут на заседании комиссии по легализации объектов налогообложения в налоговом органе вопроса не предоставления налоговой отчетности по доходу, полученному от продажи недвижимого имущества, однако, на заседание комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам Тагаев А.Н. 1 августа 2019 года не явился.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен должностным лицом налогового органа в отношении Тагаева А.Н. 2 октября 2019 года в его отсутствие (л.д. 1).
При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении Тагаева А.Н. о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 2 октября 2019 года.
В материалах дела имеется копия адресованного Тагаеву А.Н. уведомления от 23 августа 2019 года, в котором ему предложено явиться в Межрайонную ИФНС N 2 по Краснодарскому краю по адресу: г. Ейск, ул. Красная, 59/5 каб. 418 для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 3 октября 2019 года в 11 часов 20 минут (л.д. 3).
Указанное уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно списку внутренних почтовых отправлений направлено Тагаеву А.Н. 28 августа 2019 года (заказное письмо с уведомлением, почтовый реестр от 28 августа 2019 года, идентификатор отправления N 35368032727682) (л.д.4-6).
Однако протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Тагаева А.Н. не 2 октября 2019 года, а 3 октября 2019 года.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что Тагаев А.Н. о составлении протокола об административном правонарушении 2 октября 2019 года не извещался.
Оценивая уведомление Тагаева А.Н. судебные инстанции сочли, что надлежащее извещение Тагаева А.Н. подтверждено названным выше уведомлением от 23 августа 2019 года (л.д. 3), оставив без внимания, что данным документом Тагаеву А.Н. сообщалось о составлении протокола об административном правонарушении в другую дату.
Данных о направлении Тагаеву А.Н. каких-либо иных извещений в материалах дела нет.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Тагаева А.Н, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении Тагаеву А.Н. копии протокола об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению административной комиссией не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административная комиссия не возвратила протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 22 г. Ейска Краснодарского края от 30 октября 2019 года и решение судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года, вынесенные в отношении Тагаева А.Н. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения Тагаева А.Н. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 22 г. Ейска Краснодарского края от 30 октября 2019 года и решение судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года, вынесенные в отношении Тагаева Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.