Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Липатовой В.И., действующей в интересах Никоновой И.И., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону от 25 октября 2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 декабря 2019 года, вынесенные в отношении председателя правления товарищества собственников недвижимости (жилья) "Ленинец" (далее - ТСН (Ж) "Ленинец") Никоновой Ирины Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону от 25 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 декабря 2019 года, председатель правления ТСН (Ж) "Ленинец" Никонова И.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Липатова В.И. просит отменить состоявшиеся в отношении Никоновой И.И. по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" урегулированы отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении (Закон от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ).
Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктами 1.20.1 - 1.21.9, 1.21 - 1.21.6 приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года к информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом, относится информация о членах товарищества собственников недвижимости (жилья) или кооператива, включая информацию о принятии в члены. Указанная информация размещается не позднее 15 дней со дня регистрации юридического лица, либо со дня внесения изменений в указанную информацию. Кроме того в силу пункта 16.3 размещению подлежит промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за квартал. Такая информация размещается ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Основанием для привлечения председателя правления ТСН (Ж) "Ленинец" Никоновой И.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о выявленных в ходе мероприятия по контролю, мониторингу государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства Госжилинспекции области (далее - ГИС ЖКХ), проведенного по заданию от 22 августа 2019 года N 49, нарушениях ею вышеназванных обязательных требований, выразившихся в размещении информации о принятии 19 июля 2019 года Коробейниковой Л.И. в члены ТСН (Ж) "Ленинец" в ГИС ЖКХ на сайте dom.gosuslugi.ru в нарушение установленного 15- дневного срока только 21 августа 2019 года, а также в не размещении ТСН (Ж) "Ленинец" в срок до 30 июля 2019 года промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за второй квартал 2019 года в установленном порядке.
Ранее, вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка N 4 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону от 25 марта 2019 года и от 14 июня 2019 года по делам об административных правонарушениях N5-117/2019 и N4-5-197/2019, председатель правления ТСН (Ж) "Ленинец" Никонова И.И. привлекалась к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Никоновой И.И. подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2-3); актом о проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом (л.д. 11); заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом (л.д.12); реестром членов товарищества собственников жилья, кооператива (л.д. 14-19); письмом Коробейниковой Л.И. (л.д. 25-27); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.28-29) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены и установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, бездействие Никоновой И.И. ранее привлеченной к административной ответственности по части 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для привлечения Никоновой И.И. к административной ответственности с учетом несоблюдения порядка привлечения при её извещении, не могут быть признаны состоятельными.
Как видно из материалов дела извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 4, 8) направлено должностным лицом государственной жилищной инспекции Ростовской области по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, д.235 кв. 119, являющемуся адресом регистрации и местожительства Никоновой И.И. (л.д. 42, 43). Исходя из имеющейся в деле выписки из ЕГРЮЛ г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 235 также является адресом регистрации ТСН (Ж) "Ленинец" (л.д.28-29).
Из имеющегося в материалах дела отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N (л.д.9), приобщенного должностным лицом Государственной жилищной инспекции Ростовской области 24 сентября 2019 года к протоколу об административном правонарушении следует, что на дату составления протокола об административном правонарушении Никонова И.И. располагала информацией о вручении ей извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении в распоряжении должностного лица имелись доказательства надлежащего извещения Никоновой И.И. о месте, дате и времени его составления, оснований полагать, что процессуальный документ составлен в отношении Никоновой И.И. в нарушение процедуры уведомления лица привлекаемого к административной ответственности, не усматривается.
Вопреки утверждениям заявителя, иные законные способы проверки доставки извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, кроме данных сайта www.pochta.ru, у должностного лица отсутствовали.
То обстоятельство, что в извещении при написании фамилии Никоновой И.И. допущена ошибка, не является существенным нарушением, так как должностным лицом личность лица, привлекаемого к административной ответственности, установлена, извещение направлено по адресу места жительства и регистрации названного лица.
Что касается ответа заместителя начальника Ростовского-на-Дону почтамта Саркисяна Н.А. от 25 октября 2019 года о том, что извещения в адрес Никоновой И.И. были опущены 18 сентября 2019 года в почтовый ящик (для показаний жильцов), заказные письма ввиду их неполучения возвращены 27 сентября 2019 года за истечением срока хранения, а информация на сайте ОАСУ РПО о вручении Никоновой И.И. уведомления 19 сентября 2019 года внесена ошибочно (л.д.76), то представление данного письма в материалы дела с жалобой на постановление мирового судьи не может служить основанием для удовлетворения жалобы с учетом наличия, как указано выше, в распоряжении должностного лица на момент составления протокола об административном правонарушении доказательств соблюдения порядка вручения почтового отправления с почтовым идентификатором N.
Кроме того, данное письмо заместителя начальника Ростовского-на-Дону почтамта Саркисяна Н.А. от 25 октября 2019 года не подтверждено иными документами, а оформленный 24 сентября 2019 года в 13 часов 30 минут членами ТСН (Ж) "Ленинец" совместно с Никоновой И.И. "акт изъятия из ящика для показаний по коммунальным услугам" извещений, таким документом и доказательством признан быть не может. Более того, учитывая заявленный довод, само по себе обнаружение уведомлений 24 сентября 2019 года в 13 часов 30 минут не могло препятствовать Никоновой И.И. в тот же день обратиться в почтовое отделение за корреспонденций и, соответственно, своевременно явиться к должностному лицу административного органа для составления процессуального документа.
Утверждения заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен 24 сентября 2019 года в 17 часов 30 минут, тогда как в извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в качестве времени указано 15 часов 00 минут, материалами дела не подтверждаются, приложенный к протоколу об административном правонарушении "акт о неявке Никоновой И.И." (л.д.13) не свидетельствует об изменения времени его составления.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Никоновой И.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Никоновой И.И. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения названного лица к административной ответственности соблюден.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Вместе с тем, доводы жалобы, касающиеся определения конкретной даты совершения правонарушения, нахожу заслуживающими внимания.
Судебные инстанции ошибочно исходили из того, что датой совершения административного правонарушения является дата его выявления, ссылаясь на то, что рассматриваемое деяние по своему характеру относится к категории длящихся.
Однако, невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В соответствии с частью 3 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Описание события совершенного Никоновой И.И. правонарушения в состоит в размещении ТСН (Ж) "Ленинец" информации о принятии 19 июля 2019 года Коробейниковой Л.И. в члены в ГИС ЖКХ на сайте dom.gosuslugi.ru в нарушение установленного 15- дневного срока только 21 августа 2019 года, а также в не размещении ТСН (Ж) "Ленинец" промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за второй квартал 2019 года в установленном порядке в срок до 30 июля 2019 года.
В рассматриваемой ситуации предельным сроком размещения о принятии 19 июля 2019 года в члены товарищества является 3 августа 2019 года, вследствие чего правонарушение, состоящее в невыполнении указанного требования, было совершено 4 августа 2019 года, а неразмещение в срок до 30 июля 2019 года отчетности за второй квартал 2019 года - 31 июля 2019 года.
Из разъяснений пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Исходя из текста протокола об административном правонарушении и описания судебными инстанциями события правонарушения, факт не указания даты совершения правонарушения - 4 августа 2019 года и 31 июля 2019 года - не может повлечь отмену постановления мирового судьи и решения судьи районного суда с учетом того, что данные обстоятельства восполнимы судебной инстанцией на стадии рассмотрения дела.
Неверное определение даты совершения административного правонарушения не ставит под сомнение законность и обоснованность судебных постановлений, но является основанием для их изменения в этой части.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону от 25 октября 2019 года, решение судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 декабря 2019 года вынесенные в отношении председательствующей ТСН (Ж) "Ленинец" Никоновой И.И. подлежат изменению, датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, следует считать 4 августа 2019 года и 31 июля 2019 года.
Данные изменения не влекут усиление административного наказания привлеченного лица и никаким иным образом его положение не ухудшают.
Учитывая, что установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19.2 Кодекса, составляет 3 месяца, срок давности привлечения Никоновой И.И. к административной ответственности на момент вынесения 25 октября 2019 года мировым судьей постановления, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону от 25 октября 2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 декабря 2019 года вынесенные в отношении председателя правления товарищества собственников недвижимости (жилья) "Ленинец" Никоновой Ирины Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считать 4 августа 2019 года и 31 июля 2019 года.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника Липатовой В.И. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.