Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Соколова Е.Г. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области от 24 декабря 2019 года, решение судьи Новоанинского районного суда Волгоградской области от 26 февраля 2020 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 13 мая 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества "Панфиловский элеватор" (далее - АО "Панфиловский элеватор", общество) Соколова Евгения Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области N34/12-15929-И/33-39 от 24 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Новоанинского районного суда Волгоградской области от 26 февраля 2020 года и решением судьи Волгоградского областного суда от 13 мая 2020 года, генеральный директор АО "Панфиловский элеватор" Соколов Е.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся делу в отношении него по настоящему об административном правонарушении судебные акты ссылаясь на их незаконность, постановление должностного лица изменить в части назначенного наказания.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии с абзацами 11 и 12 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотр, обязательных психиатрических освидетельствований.
Работодатель обязан отстранить от работы, не допускать работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
На основании абзаца 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельный вид деятельности, в том числе связанной с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, проходят обязательные психиатрические освидетельствования не реже одного раза в пять лет, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 4 Правил прохождения обязательного психиатрического свидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического свидетельствования), освидетельствование работника проводится врачебной комиссией создаваемой органом управления здравоохранения, освидетельствование проводится не реже одного раза в пять лет.
Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Перечень медицинских психиатрических противопоказаний).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения генерального директора АО "Панфиловский элеватор" Соколова Е.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении должностного лица и обжалуемых судебных актах выводы, сделанные исходя из результатов проведенной по распоряжению руководителя Государственной инспекции труда Волгоградской области N34/12-12373-И/33-39 от 21 октября 2019 года плановой выездной проверки соблюдения обществом норм трудового законодательства, в ходе которой установлено, что в нарушение требований статей 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Правил прохождения обязательного психиатрического свидетельствования, Перечня медицинских психиатрических противопоказаний, четверо работников предприятия: тракторист Милевский И.В, водитель автомобиля Семенюк М.М, электро-газосварщик Золотухин В.О, машинист тепловоза Лаврушин М.В, принятые на работу в период с февраля по октябрь 2019 года, с момента приема на работу были допущены к работе без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.
Факт совершения административного правонарушения и виновность привлекаемого лица подтверждены совокупностью доказательств: распоряжением о проведении плановой, выездной проверки (л.д.17-19); актом проверки от 10 декабря 2019 года (л.д.21-23); предписанием от 10 декабря 2019 года (л.д.24-25); протоколом об административном правонарушении от 10 декабря 2019 года (л.д.26-28) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение трудового законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что генеральным директором АО "Панфиловский элеватор" Соколовым Е.Г. не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия Соколова Е.Г. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Невыполнение указанного условия допуска к работе названных лиц генеральным директором общества не оспаривалось в ходе производства по делу. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Утверждение заявителя о немотивированном отказе должностным лицом в удовлетворении ходатайства о применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опровергаются содержанием определения об отказе в удовлетворении ходатайства от 24 декабря 2019 года (л.д.7-8), из текста которого следует, что не прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работниками предприятия влечет угрозу жизни и здоровью работников.
Доводы жалобы о необходимости замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не могут быть признаны убедительными.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установив виды административных наказаний и правила их назначения, предусмотрел возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (статья 4.1.1). Одним из условий осуществления указанной замены является отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (часть 2 статьи 3.4 и часть 1 статьи 4.1.1).
Между тем, как следует из представленных материалов настоящего дела, совершенное генеральным директором АО "Панфиловский элеватор" Соколовым Е.Г. административное правонарушение угрожало причинением вреда жизни и здоровью людей. Данные обстоятельства во всяком случае исключают возможность замены административного штрафа предупреждением.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок привлечения Соколова Е.Г. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области Коротковой Т.И. от 24 декабря 2019 года, решение судьи Новоанинского районного суда Волгоградской области от 26 февраля 2020 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 13 мая 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества "Панфиловский элеватор" Соколова Евгения Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Соколова Е.Г. - без удовлетворения.
Судья Н.Х.Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.