Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Кургузскина А.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Волгодонского районного суда Ростовской области от 17 декабря 2019 года и решение судьи Ростовского областного суда от 30 января 2020 года, вынесенные в отношении начальника следственной группы Межмуниципального отдела МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области Кургузскина Александра Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Волгодонского районного суда Ростовской области от 17 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ростовского областного суда от 30 января 2020 года, начальник следственной группы Межмуниципального отдела МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области (СГ МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области) Кургузскин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Кургузскин А.С. просит отменить состоявшиеся в отношении него судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Статьями 29 и 30 Закона о прокуратуре регламентировано осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
В соответствии со статьей 30 указанного Закона полномочия прокурора по надзору за такими органами устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Пункт 16 части второй статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наделяет прокурора правом в ходе досудебного производства по уголовному делу осуществлять иные, помимо указанных в других пунктах этой части, полномочия, предоставленные прокурору данным Кодексом, в том числе анализом результатов работы должностных лиц органов дознания и органов предварительного следствия.
На основании пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).
Из материалов дела следует, что исполняющим обязанности Ростовского прокурора по надзору за исполнением законов на особо важных режимных объектах Ростовской области в ходе проведенной проверки работы следственной группы Межмуниципального отдела МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области были проанализированы выявленные недостатки и нарушения в деятельности сотрудников названного отдела, допущенные при расследовании уголовных дел, в том числе нарушения установленных законом сроков.
9 сентября 2019 года прокурором в адрес начальника СГ МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области Кургузскина А.С. в целях принятия мер организационного и практического характера, направленных на устранение недостатков, внесено представление N16-21-2019 об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства в деятельности сотрудников СГ МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области.
В представлении изложены требования о его безотлагательном рассмотрении с участием представителя прокуратуры, принятии мер по устранению допущенных нарушений; проведении служебной проверки по изложенным фактам и решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности следователя Булаха А.В.; обязании сообщить прокурору о результатах рассмотрения и принятых мерах в установленный срок (л.д.6-8).
Представление прокурора поступило в МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области 12 сентября 2019 года.
29 октября 2019 года прокурором направлено письмо с указанием о необходимости представить сведения, касающиеся выполнения требований представления не позднее 01 ноября 2019 года (л.д.9-10).
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм руководитель СГ МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области 16 сентября 2019 рассмотрел представление прокурора от 9 сентября 2019 года N16-21-2019 без участия представителя прокуратуры и уведомления прокурора о времени и месте его рассмотрения (л.д. 11, 40). Должностными обязанностями начальника следственной группы Кургузскина А.С. предусмотрено рассмотрение представления прокурора, чего им сделано не было.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 7 ноября 2019 года в отношении начальника СГ МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области Кургузскина А.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, начальник СГ МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области Кургузскин А.С. привлечен к административной ответственности, установленной указанной нормой, за умышленное невыполнение представления прокурора об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства в деятельности СГ МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области.
Факт совершения Кургузскиным А.С. вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1 - 5); представлением прокурора (л.д. 6-8); письмом заместителя прокурора (л.д.9-10); ответом начальника следственной группы (л.д. 11); должностной инструкцией (л.д.17-24) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях начальника СГ МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области Кургузскина А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия начальника СГ МО МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области Кургузскина А.С. квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и Закона о прокуратуре.
Доводы Кургузскина А.С. о том, что взаимоотношения прокурора и руководителя следственного отдела при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, регулируются исключительно уголовно-процессуальным законодательством, в частности статьями 37 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут быть регламентированы Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, являются несостоятельными.
Действительно, положения статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно примечанию к ней, не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Между тем, как указано выше, в соответствии со статьей 30 Закона о прокуратуре полномочия прокурора по данному направлению надзора могут быть установлены и другими федеральными законами. Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения не определяет и, соответственно, не регламентирует процессуальные взаимоотношения между указанными должностными лицами, а лишь предусматривает, согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность за неисполнение законного требования прокурора.
При этом отсутствие в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации положений об ответственности руководителя следственного органа во взаимоотношениях с прокурором в сфере уголовно-процессуальной деятельности не свидетельствует о невозможности привлечения к ответственности этого должностного лица за невыполнение законных требований прокурора, в том числе вытекающих из его полномочий при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, в ином предусмотренном федеральным законом порядке.
Объектом названного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона. Субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является любое физическое, юридическое или должностное лицо, не исполнившее законное требование прокурора.
Таким образом, указание заявителя о том, что руководитель следственного отдела не является субъектом данного административного правонарушения, нельзя признать обоснованным.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении Кургузскина А.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Волгодонского районного суда Ростовской области от 17 декабря 2019 года и решение судьи Ростовского областного суда от 30 января 2020 года, вынесенные в отношении начальника следственной группы Межмуниципального отдела МВД России на особо важных и режимных объектах Ростовской области Кургузскина Александра Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Кургузскина А.С. - без удовлетворения.
Судья Н.Х.Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.