Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Игнатова А.Я. на решение Волжского городского суда Волгоградской области 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 12 по Ростовской области к Игнатову А.Я. о взыскании задолженности по налогам и пени, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
МИФНС N12 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Игнатову А.Я. о взыскании с него задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 357 606 рублей и пени в размере 1 162 рублей 22 копейки; по земельному налогу за 2015-2017 гг. в размере 1 386 707 рублей и пени в размере 4 506 рублей 79 копеек указав в обоснование, что административный ответчик является собственником земельных участков, являющихся объектами налогообложения, однако в нарушение действующего законодательства не исполнил в добровольном порядке предусмотренную законом обязанность по уплате земельного налога за 2015-2017 годы и налога на имущество физических лиц за 2015 год, в результате чего образовалась задолженность, на которую начислена пеня. Игнатову А.Я. было направлено требование об уплате указанных налогов, которое не было исполнено. С учётом уточнения требований просила взыскать с Игнатова А.Я. задолженность по земельному налогу за 2015-2017 гг. в размере 1386707 рублей и пени в размере 4506 рублей 79 копеек.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области 1 июня 2020 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Волгоградского областного суда от 26 августа 2020 года решение Волжского городского суда Волгоградской области 1 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30.10.2020, Игнатов А.Я. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм процессуального и материального права. По его мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
24.11.2020 от Игнатова А.Я. поступило ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению его кассационной жалобы.
Вместе с тем, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данного ходатайства, поскольку административным истцом не приложены доказательства подтверждающие обстоятельства, указанные в ходатайстве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьей 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является пени (п. 1 ст. 72 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из материалов дела следует, что административный ответчик является собственником земельных участков, расположенных по адресам:
- "адрес", кадастровый номер N;
- "адрес" кадастровый номер N;
- "адрес", 50а, кадастровый номер N
Вышеуказанные земельные участки, в соответствии с налоговым законодательством, являются объектами налогообложения.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога Межрайонной ИФНС N 12 по Ростовской области на основании статьи 75 НК РФ была начислена пеня и выставлено требование об уплате налогов и пени N 67257 от 17 декабря 2018 года, со сроком уплаты до 18 января 2019 года.
Указанные требования налогового органа не были исполнены, что послужило основанием к истребованию задолженности по налоговым платежам в судебном порядке.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N 74 Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Игнатова А.Я. задолженности по налогам и пени.
5 июля 2019 года мировым судьёй судебного участка N74 Волгоградской области был выдан судебный приказ о взыскании с Игнатова А.Я. задолженности по налогам и пени. Определением мирового судьи судебного участка N 74 Волгоградской области от 12 августа 2019 года судебный приказ о взыскании с Игнатова А.Я. задолженности по налогам и пени отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Обращение с административным иском в районный суд последовало 30 декабря 2019 года
В кассационной жалобе административный ответчик указывает, что он был лишен права участвовать в судебных заседаниях при вынесении обжалуемых судебных актов, в связи с нарушением судами норм процессуального права, выразившимся в не извещении его о дате и месте судебного заседания, а также в отклонении его ходатайства, судом первой инстанции, об отложении судебного заседания.
Из материалов дела следует, что 26 мая 2020 года Игнатов А.Я. получил судебную повестку, согласно которой судебное заседание по административному иску назначено на 01 июня 2020 года.
01.06.2020 в Волжский городской суд Волгоградской области поступило ходатайство Игнатова А.Я. об отложении судебного заседания назначенного на этот день.
Вышеуказанное ходатайство мотивировано тем, что административный ответчик, проживая в другом регионе, в связи с ведением на территории Российской Федерации режима самоизоляции, был лишен возможности явится в судебное заседание, поскольку попытки приобрести билет на поезд оказались безрезультатны. К указанному ходатайству приложена фотография сайта РЖД, из которого следует, что 30 мая 2020 года поезда до города Волгограда не было.
Отклоняя вышеуказанное ходатайство, суд первой инстанции указал на то, что Игнатов А.Я. не воспользовался другими средствами передвижения, а также на отсутствие необходимости его личного участия в судебном заседании.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 14 КАС РФ стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных названным Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Ведение в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера.
Невозможность рассмотрения дела в связи с введением указанных правовых режимов может являться основанием для отложения судебного разбирательства в силу статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание то, что административный ответчик, в связи с полученной судебной повесткой 26.05.2020 предпринял в кратчайшие сроки необходимые меры, чтобы явится в судебное заседания 01.06.2020, которые оказались безрезультатными, а также принимая то, что на территории Российской Федерации был введен режим самоизоляции, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит ходатайство Игнатова А.Я. мотивированным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку, отказав в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, районный суд лишил Игнатова А.Я. возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 45 КАС РФ, решение суда первой интонации нельзя признать законным.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка приведенным обстоятельствам, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда второй инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Волжский городской суд Волгоградской области.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26 августа
2020 года отменить, направить дело N 2а-901/2020 на новое рассмотрение в Волжский городской суд Волгоградской области в ином составе суда.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.