Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальманова Э.К. рассмотрев кассационные жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 25 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Дарстрой-Запад" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установил:
ООО "Специализированный застройщик "Дарстрой-Запад" (далее - Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 23 802 кв. м и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 24 894 кв. м из категория земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для многоэтажной жилой застройки. Оба участка расположены по адресу: "адрес" (далее - спорные земельные участки).
В обоснование требований заявитель указал, что является собственником двух спорных земельных участков, кадастровая стоимость которых, установленная административным ответчиком, существенно превышает их рыночную стоимость, считает, что нарушаются его права как собственника и налогоплательщика. Просил суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной.
Решением Краснодарского краевого суда от 25 мая 2020 года исковые требования Общества удовлетворены в части установления по состоянию на 17 января 2019 года кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 24 894 кв. м в размере его рыночной стоимости - 124 972 000 рублей и установления по состоянию на 17 января 2019 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 23 802 кв. м в размере его рыночной стоимости - 119 490 000 рублей. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества определено считать 3 декабря 2019 года. С Общества в пользу "данные изъяты" взыскана плата за проведение экспертизы - 150 000 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами выводы экспертного заключения не опровергнуты, сведений о несогласии с его содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью земельных участков не содержат.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года решение Краснодарского краевого суда от 25 мая 2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 октября 2020 года, департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) ставит вопрос об отмене решения Краснодарского краевого суда от 25 мая 2020 года и апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года. По мнению заявителя, кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена на основании и в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Считает нарушение прав Общества установлением размера кадастровой стоимости земельных участков недоказанным.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 ноября 2020 года, администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) ставит вопрос об отмене решения Краснодарского краевого суда от 25 мая 2020 года и апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года. Как указывает администрация, кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной оценки земель. Полагает, что у суда отсутствовали основания для снижения кадастровой стоимости земельного участка более чем на 49%. Считает, что значительное уменьшение кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости повлечет изменение налоговой базы, следовательно, и уменьшение налоговых исчислений в бюджет муниципального образования г. Краснодар.
Определениями судьи от 27 октября 2020 года и 4 декабря 2020 года кассационные жалобы с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Административные ответчики, заинтересованные лица в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав объяснения представителя Общества Мансуровой В.А, возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб, обсудив доводы жалоб, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 66 ЗК РФ закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 12 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть первая); итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть вторая).
Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Общество является собственником спорных земельных участков.
Приказом департамента от 14 декабря 2016 года N 2640 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Краснодарском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки недвижимости в Краснодарском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 2016 год.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" по состоянию на 17 января 2019 года в размере 245 720 458 рулей 98 копеек в соответствии с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в связи с изменениями вида разрешенного использования земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" по состоянию на 17 января 2019 года в размере 234 941 687 рублей 30 копеек в соответствии с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в связи с изменениями вида разрешенного использования земельного участка.
В подтверждение рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлен отчет ФИО об оценке от 28 ноября 2019 года, в соответствии с которым по состоянию на 17 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 109 739 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:6312 - 105 577 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции на основании определения Краснодарского краевого суда от 27 января 2020 года назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы "данные изъяты" от 20 марта 2020 года N установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 17 января 2019 года и составляет 142 972 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 17 января 2019 года - 119 490 000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, пришли к выводу об установлении рыночной стоимости спорных земельных участков в соответствии с заключением судебной экспертизы. Суды исходили из того, что составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, выполнено с учетом законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
Судья кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов обеих инстанций соглашается.
Утверждения кассационных жалоб о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Административным истцом по правилам статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ реализовано право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Весь комплекс условий, установленных для этого нормативно-правовыми актами, Обществом соблюден.
Несостоятельны доводы кассационных жалоб о том, что нарушение прав Общества установлением размера кадастровой стоимости земельного участка является недоказанным. Суд выяснил, что оспариваемая кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера арендной платы за земельный участок, исчисляемой из кадастровой стоимости.
Доводы жалобы администрации о том, что значительное уменьшение кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости повлечет изменение налоговой базы, следовательно, и уменьшение налоговых исчислений в бюджет муниципального образования г. Краснодар, судом апелляционной инстанции проверялись и им дана надлежащая оценка.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 25 мая 2020 года и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации муниципального образования г. Краснодар - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 23 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.