Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Лаврентьевой И.А. на решение Краснодарского краевого суда от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2020 года по административному делу по административному иску ООО "Краснодарская гидрологическая режимно-эксплуатационная станция" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равной их рыночной стоимости, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
ООО "Краснодарская гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция" (далее - общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что кадастровая стоимость объектов недвижимости существенно превышает рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как, арендатора указанных земельных участков, арендная плата за которые рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Решением Краснодарского краевого суда от 11 июня 2020 года административные исковые требования общества удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2020 года решение Краснодарского краевого суда от 11 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20.10.2020, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Лаврентьева И.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Лаврентьевой И.А, представителя ООО "КГГРЭС" по доверенности Петрий Н.Г. судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что общество является арендатором земельных участков на основании договоров аренды, согласно которым арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" по состоянию на 1 января 2016 года утверждена кадастровая стоимость земельных участков арендатора.
26.07.2019 общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре результатов кадастровой оценки.
Решением Комиссии от 22 августа 2019 г. N 17/1 данное заявление отклонено в связи с несоответствием представленного отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В подтверждение рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом, суду первой инстанции представлен выполненный оценщиком ООО "Квалитет. Оценочная компания" Спиридоновым О.С. отчет об оценке от 15 июня 2019 г. N 15/19.
Судом первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
Заключением эксперта ООО "Департамент профессиональной оценки" от 13 декабря 2019 года N 760/ДПО определена рыночная стоимость земельных участков арендатора.
Приняв во внимание возражения административного ответчика, в целях устранения сомнений в заключении эксперта, судом первой инстанции назначена дополнительная судебная экспертиза.
Заключением эксперта ООО "Департамент профессиональной оценки" от 22 апреля 2020 г. N 798/ДПО определена рыночная стоимость земельных участков арендатора.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающим применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3).
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции выявлено несоответствие отчета об оценке, выполненного оценщиком ООО "Квалитет. Оценочная компания" от 15 июня 2019 г. N 15/19, требованиям законодательства об оценочной деятельности Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в некорректном подборе объектов-аналогов, необоснованном использовании лишь части доступных оценщику сведений.
В заключении эксперта ООО "Департамент профессиональной оценки" Кисличкина Р.Г. от 13 декабря 2019 г. N 760/ДПО также допущены нарушения требований законодательства об оценочной деятельности, выразившиеся в некорректной идентификации критериев поиска объектов-аналогов, использовании неподтвержденной информации, что привело к искажению действительной рыночной стоимости объектов оценки.
Руководствуясь положениями части 8 статьи 82 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что заключение эксперта ООО "Департамент профессиональной оценки" Кисличкина Р.Г. от 22 апреля 2020 г. N 798/ДПО выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что стоимость земельных участков должна быть установлена на основании заключения эксперта ООО "Департамент профессиональной оценки" Кисличкина Р.Г. от 22 апреля 2020 г. N 798/ДПО.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.