Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Косарева И.Э, судей Брянского В.Ю, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Перекрестова Е.П. о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании права собственности отсутствующим, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Косарева И.Э, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Перекрестовой Е.П. о признании недействительным государственного акта на право частной собственности на недвижимое имущество - земельный участок площадью 0, 1 га, расположенный по адресу: "адрес", о признании отсутствующим права собственности Перекрестовой Е.П. на данный земельный участок, с его истребованием из чужого незаконного владения в федеральную собственность.
В обоснование своих требований истец указал, что предоставленный ответчику в соответствии с решением Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 N1030-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 2, 1 га, с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачной) общественной организации "Дачное товарищество "Планета плюс" и о передаче в собственность членам данной организации земельных участков, расположенных по "адрес"" земельный участок входил в состав земель военного городка N, используемых в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.
Ответчик в ходе рассмотрения дела иск не признавала, указывая, что приобрела право собственности на спорный земельный участок в установленном порядке.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 апреля 2019 года исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворены частично. Признан недействительным государственный акт на право собственности Перекрестовой Е.П. на земельный участок площадью 0, 1 га, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес"; данный земельный участок истребован из незаконного владения Перекрестовой Е.П. в федеральную собственность; указано, что решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об исключении сведений о границах данного земельного участка; взысканы с Перекрестовой Е.П. в пользу Министерства обороны РФ судебные расходы за проведение экспертизы в размере 75 000 рублей, в доход бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении иска в части требования о признании права собственности Перекрестовой Е.П. отсутствующим отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2019 года при удовлетворении апелляционной жалобы Перекрестовой Е.П, решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 29 апреля 2019 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, не согласился, так как, по его мнению, спорный участок частью земельного участка военного городка N Черноморского флота не являлся, в связи с чем он мог быть предоставлен в собственность Перекрестовой Е.П.
В кассационной жалобе представителем Министерства обороны РФ ставится вопрос об отмене апелляционного определения со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель указал, что решение Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 N1030-р по отводу земельных участков было принято с нарушением компетенции данного органа власти. Вывод суда апелляционной инстанции противоречит другим ранее принятым судебным актам в отношении того же земельного участка, используемого военным городком N, в которых суды пришли к выводу, что земельные участки выбыли из государственной собственности и переданы в собственность физических лиц вопреки нормам действовавшего на период возникновения спорных правоотношений законодательства Украины. Также податель жалобы указал на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильную оценку представленных суду доказательств, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы N149-11/18 от 24 декабря 2018 года, подтвердившей доводы иска о том, что спорный земельный участок входит в состав переданного в федеральную собственность земельного участка военного городка N и его фактическую площадь в размере 11, 1063 га в границах капитального ограждения, существующего с 1972 года. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил суд отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны и третьи лица не явились, извещены, препятствий для рассмотрения дела в соответствии с ч.5 ст. 379.5 ГПК РФ не имеется. От представителя ответчика Муляра В.Я. поступили возражения на жалобу, в которых содержится просьба оставить ее без удовлетворения. Другими лицами, участвующими в деле, возражения на жалобу не представлены.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при принятии обжалуемого судебного акта, в связи с чем имеются основания для его отмены.
Согласно Закону города Севастополя от 07 августа 2014 года N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" управление государственным имуществом города Севастополя, в том числе объектами имущественной казны города Севастополя, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Севастополя, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Севастополя.
В силу статьи 6 приведенного Закона, а также статьи 9 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" Правительство Севастополя в сфере управления государственным имуществом города Севастополя принимает решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную собственность в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральными законами.
Постановлением Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года N483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Согласно подпункту "а" пункта 2 данного Порядка безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком на основании решения Согласительной комиссии подлежит имущество, в том числе здания, сооружения, помещения (в том числе жилые), обособленные имущественные комплексы, состоящие из земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, используемых для размещения личного состава Вооруженных Сил РФ (военные городки), а также иные объекты недвижимого имущества (включая объекты, строительство которых не завершено), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся на территории города федерального значения Севастополя, и к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Распоряжением Правительства Севастополя N195-РП от 20 марта 2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок N (N в прилагаемом перечне).
ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Минобороны России в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военного городка N, включающего в себя бухту Круглая (пляж "Омега" площадью 11, 1063 га) и Стрелецкую мерную линию площадью 0, 0140 га.
До передачи в федеральную собственность военный городок N использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота РФ на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N 2 и N3 и картах N1 и N2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом РФ в городе Севастополе, содержатся в Приложении N2.
Согласно Приложению N2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота РФ находится военный городок N общей площадью 5, 69 га, обозначенный как "Дача военного совета ЧФ".
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 02 июля 2015 года N45 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, "адрес", в районе бухты Круглая, площадью 109961 кв.м, кадастровый N, установлен вид разрешенного использования земельного участка: "обеспечение обороны и безопасности (код 8.0)".
Из материалов гражданского дела следует, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года N1030-р Перекрестовой Е.П. передан в собственность земельный участок площадью 0, 1000 га, расположенный по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - для индивидуального дачного строительства, кадастровый N, 30 апреля 2010 года Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе выдан государственный акт на право собственности на земельный участок.
Согласно заключению проведенной ООО "БлицСервис" судебной землеустроительной экспертизы N13/18-С от 01 октября 2018 года предоставленный Перекрестовой Е.П. земельный участок (российский кадастровый N) наложений и пересечений с другими земельными участками, в том числе и с земельным участком военного городка N не имеет, в состав земельного участка военного городка N не входит и не входил на момент его предоставления ответчику.
Приходя к данным выводам, эксперт исходил из того, что в соответствии с Соглашением о параметрах раздела Черноморского флота и его Приложением N2 военный городок N, указанный как "Дача военного совета ЧФ", имел площадь 5, 69 га. Иных объектов, указанных в Соглашении, отнесенных к территории военного городка N в Соглашении не значится. Площадь 5, 69 га - это площадь военного городка N за вычетом земельного участка площадью 2, 48 га, выбывшего из исходного участка в 8, 17 га в соответствии с решением Севастопольского городского совета от 15.11.1994 г.N4/86.
Однако согласно распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП о передаче в федеральную собственность военного городка N, его площадь составляет 11, 1063 га.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 02 июля 2015 года N 45 утверждена схема расположения земельного участка в районе бухты Круглая площадью 10, 9961 га.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено разночтение в площади военного городка N, указанной в различных документах (5, 69 га согласно Приложению N2 к Соглашению от 28.05.1997, 11, 1063 га согласно распоряжению N195-РП и 10, 9961 га согласно распоряжению N).
Придя к выводу о неполноте заключения экспертизы N13/18-С от 01 октября 2018 года, проведенной ООО "БлицСервис", суд первой инстанции обоснованно назначил по делу дополнительную судебную землеустроительную экспертизу с поручением ее проведения иной экспертной организации.
На разрешение дополнительной экспертизы был поставлен вопрос о вхождении земельного участка ответчика в состав земельного участка военного городка N в его фактических границах, в связи с чем экспертом была определена фактическая площадь земельного участка военного городка N на момент исследования, то есть на 2018 год.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы N149-11/18 от 24 декабря 2018 года, проведенной ООО "Эксперт-Сервис", фактическая площадь земельного участка военного городка N в границах существующего капитального ограждения определена в размере 11, 1063 га. Площадь спорного земельного участка полностью входит в границы земельного участка военного городка N, что наглядно отражено на схеме. При этом по результатам натурного осмотра и исследованием всей имеющейся землеустроительной документации экспертом установлено, что существующее капитальное ограждение участка военного городка не менялось с 1972 года. Также осмотром установлено, что на территории спорного участка, зарегистрированного по адресу: "адрес" с кадастровым N какие-либо строения отсутствуют.
Возражения ответчика относительно заключения указанной экспертизы подлежали заявлению в ходе рассмотрения дела нижестоящими судами, тогда как выводы суда апелляционной инстанции о ее непринятии в качестве доказательства по делу основаны на неправильной оценке значимых для разрешения спора обстоятельств.
В соответствии с п.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, разночтения в площади земельного участка военного городка N были устранены указанным экспертным заключением. Площадь земельного участка военного городка N определена согласно требованиям п.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в соответствии с границами, закрепленными объектом искусственного происхождения (капитальным ограждением), существующим более пятнадцати лет.
В этой связи, вопреки мнению суда апелляционной инстанции, не имел существенного значения тот факт, что перед экспертом не был поставлен вопрос о вхождении спорного земельного участка в состав участка военного городка N конкретно на 06.04.2010, поскольку при неизменности границ участка с 1972 года и отсутствии точных данных о площади участка и координатах его границ, площадь участка определена с учетом требований указанного закона.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, поскольку фактически являлся на момент его предоставления ответчику частью земельного участка военного городка N, находящегося в пользовании Черноморского флота РФ в соответствии с межгосударственным соглашением от 28.05.1997, в связи с чем спорный земельный участок не мог быть предоставлен в собственность Перекрестовой Л.П.
В связи с этим суд первой инстанции, правильно руководствуясь положениями статей 12, 301, 305 Гражданского кодекса РФ, статьи 60 Земельного кодекса РФ, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 года N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и принимая во внимание в качестве допустимого доказательства заключение судебной землеустроительной экспертизы N149-11/18 от 24 декабря 2018 года, проведенной ООО "Эксперт-Сервис", правомерно удовлетворил исковые требования.
На момент принятия Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения от 06 апреля 2010 года N 1030-р по отводу земельных участков общей площадью 2, 1 га общественной организации "Дачное товарищество "Планета плюс" и о передаче в собственность членам данной организации земельных участков, в том числе спорного земельного участка, земля, занятая военным городком N находилась в ограниченном обороте в силу специального статуса, обусловленного нормами международных соглашений, и распоряжение этим имуществом могло осуществляться в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины, заключенными по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины.
Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями государственной собственности, не обладала соответствующей компетенцией и не имела правовых оснований для принятия решений о передаче третьим лицам части земельного участка военного городка N, относящегося к государственной форме собственности Украины и находящегося в аренде у Российской Федерации.
Указанное решение Севастопольской городской государственной администрации было принято 06.04.2010 (до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя"), в связи с чем к данному спору применимы нормы действующего на юридически значимый период законодательства Украины.
Согласно пункту 14 Раздела 15 Конституции Украины использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины. При этом на основании статьи 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.
28.05.1997, то есть в период действия Земельного кодекса Украины (в редакции 1990 года), часть принадлежащего Украине имущества была передана Черноморскому флоту РФ в пользование в соответствии с пунктами 1, 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной "О параметрах раздела Черноморского флота" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) и Приложения N 2 к нему.
В приложение N 2 включен военный городок N, обозначенный в п.8 раздела 5 как "Дача военного совета ЧФ" площадью 5, 69 га, представляющий собой единый имущественный комплекс.
Указанное соглашение было ратифицировано Верховной Радой Украины, следовательно являлось частью национального законодательства.
В этой связи Соглашение между Российской Федерацией и Украиной "О параметрах раздела Черноморского флота" по существу определило судьбу земельного участка, принадлежащего Украине, как фактически занимаемого воинским формированием, в виде передачи его в пользование Черноморскому флоту Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины воинские формирования осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Украины уважают статус воинских формирований, принимают необходимые и согласованные с их командованием меры, обеспечивающие безопасность личного состава, защиту прав собственности, сохранность имущества воинских формирований, и не вмешиваются в их внутреннюю жизнь.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Украины (в редакции 1990 года) условия, сроки, а также плата за аренду земли определяется по соглашению сторон и оговариваются в договоре. В данном случае межгосударственными и межправительственными соглашениями 1997 года были определены объекты арендных прав, срок их действия и размер арендной платы.
Таким образом, с 1997 года по 17.03.2014 земельный участок, занимаемый военным городком N, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997, являясь государственной собственностью Украины, находился в аренде у Российской Федерации.
Статьей 13 Земельного кодекса Украины определено, что Кабинет Министров Украины имеет право на распоряжение землями, находящимися в государственной собственности.
Согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 N 555-р "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот бывшего СССР", функции управления государственным имуществом, указанными в Приложении N 2, 3 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной от 28.05.1997 "О параметрах раздела Черноморского Флота", а также имуществом, которое не включено в приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации, были возложены на Фонд государственного имущества Украины.
Таким образом, функции управления государственным имуществом, в том числе, земельным участком военного городка N и расположенными на нем зданиями и сооружениями, который находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации в период его дислокации на территории Украины, были возложены на Фонд государственного имущества Украины. Поэтому вопросы управления указанным имуществом могли решаться только в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины, заключенными по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины и, в случае возникновения споров относительно толкования и применения положений указанных межгосударственных соглашений, должны были решаться специально созданной Российско-Украинской комиссией, а в случае невозможности разрешения спора такой комиссией, он подлежал разрешению дипломатическим путем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями, фактически занимаемыми военным городком N иным образом, нежели это уже было определено межгосударственным Соглашением 1997 года.
Фактическое занятие военным городком N площади 11, 1063 га по настоящее время подтверждено вышеуказанным заключением судебной экспертизы N 149-11/18 от 24 декабря 2018 года, проведенной ООО "Эксперт-Сервис". В связи с этим, исходя из буквальной формулировки распоряжения Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 N 555-р, должна учитываться фактически используемая Черноморским флотом Российской Федерации площадь военного городка, независимо от площади 5, 69 га, указанной в приложении к Соглашению от 28.05.1997.
Отсутствие документов, подтверждающих установление границ земельных участков, переданных по Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота МО РФ, в соответствии с действовавшим земельным законодательством Украины в натуре (на местности), а также доказательств, подтверждающих заключение договора временного пользования (аренды) земельного участка, не имеет правового значения, исходя из следующего.
Право Черноморского флота России на использование земельного участка возникло на основании межгосударственных соглашений, содержащих специальные нормы высшей юридической силы и прямого действия, порождающие права на использование земельных участков по факту достижения соответствующих договоренностей двух государств, не требующие дополнительного оформления посредством подписания и регистрации гражданско-правовых договоров в порядке, установленном нормами национального законодательства Украины.
Границы и площадь земельного участка, занятого военным городком N, устанавливались при проведении инвентаризации военного имущества и земель. Обязанность по инвентаризации земель, используемых Черноморским флотом Российской Федерации, в том числе земельного участка, занятого военным городком N, была возложена на Кабинет Министров Украины как орган государственной власти, уполномоченный на определение границ земельных участков, на которых расположены объекты государственной собственности, в соответствии с положениями статьи 13 Конституции Украины, статьи 13 Земельного кодекса Украины, части 2 пункта 10 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакциях, действующих на юридически значимый период), пунктами 3, 7, 8 распоряжения Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 N 555-р "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот бывшего СССР".
Заявитель со своей стороны принял меры по установлению границ земельного участка, занятого военным городком.
В Техническом деле N 124 за 1994 год (л.д.197 тома 1) в отношении землепользователя "115 комендатура" значится участок N16 - бухта Круглая и указана площадь земельного участка в размере 8, 17 га и 2, 48 га (что в сумме составляет 10, 65 га), то есть практически соответствует площади земельного участка, определенного по результатам дополнительной судебной экспертизы (11, 1063 га). Между тем, последующее заключение по землепользованию Севастопольского городского управления земельных ресурсов от 10.06.1994 года учитывает только площадь в 8, 17 га.
Ответственность за надлежащее и своевременное завершение процедуры по установлению и закреплению границ земельного участка, отведенного по межгосударственным соглашениям, а также риск неблагоприятных последствий неисполнения своей обязанности в спорной ситуации нес орган, уполномоченный на установление границ, то есть Кабинет Министров Украины. Ненадлежащее исполнение им обязанности по завершению процедуры установления границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством Украины не является препятствием для защиты своих прав заявителем.
Изменения в утвержденный межгосударственными соглашениями перечень объектов, передаваемых Черноморскому флоту России, их площадь, должны были вноситься в том же порядке, в каком заключены соглашения.
В данном случае ответчиком не доказан факт изъятия и передачи части земельного участка, занятого военным городком N, в сферу управления иных центральных и местных органов исполнительной власти, других государственных органов Украины или в коммунальную собственность Севастопольского городского Совета.
Каких-либо изменений относительно площади либо места расположения военного городка N в межгосударственное Соглашение 1997 года по специально предусмотренной процедуре за весь период его действия не вносилось.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает как правомерный и обоснованный вывод суда первой инстанции о том, что решение Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 N1030-р по отводу земельного участка принято в нарушение положений Соглашения 1997 года о параметрах раздела Черноморского флота, статьи 13 Земельного кодекса Украины в отношении земельного участка военного городка N, относящегося на момент его принятия к государственной собственности Украины и находящегося в аренде у Российской Федерации, а также без соблюдения установленной законом процедуры изъятия данного земельного участка.
В связи с этим представляются обоснованными и выводы суда первой инстанции в части непринятия возражений ответчика, связанных с применением последствий истечения срока исковой давности, поскольку о нарушении своих прав истец узнал не ранее подписания акта приема-передачи имущества от 20.03.2015.
Доводы ответчика, изложенные в возражениях на кассационную жалобу, подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, оцененных по правилам ст.ст. 56 и 67 ГПК РФ.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение (определение) суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Вышеуказанный судебный акт суда апелляционной инстанции данным требованиям не соответствует, допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя. Поскольку дополнительного установления значимых для дела обстоятельств не требуется, в порядке п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции полагает необходимым при отмене постановленного судом апелляционной инстанции определения оставить без изменения ранее принятое по делу решение по существу заявлявшихся требований, без передачи дела на новое рассмотрение (пункт 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2019 года отменить, оставив в силе решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 29 апреля 2019 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.