Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Кузьмина ОВ к Государственному учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2, поступившей с делом 3 декабря 2020 г, на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 11 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного от 9 сентября 2020 г, по кассационной жалобе Кузьмина ОВ, поступившей в суд 10 декабря 2020 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного от 9 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя ответчика Иванову О.И, судебная коллегия
установила:
Кузьмин О.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Серафимовичском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии.
Решением Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 11 июня 2020 г. исковые требования Кузьмина О.В. удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать незаконным решение ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Серафимовичском районе Волгоградской области от 21 ноября 2017 г. N398 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Кузьмина ОВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "адрес"а, "адрес";
включить в специальный страховой стаж Кузьмина ОВ периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 06-04-02 в должности огнеупорщика в СМУ "Средазэнергоремонтажизоляция";
со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00-06-28 в должности огнеупорщика на предприятии "Южазэнергозащита";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 01-11-17 в должности огнеупорщика в КП "Энергохимол" "адрес";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00-06-02; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00-11-02; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00-04-11; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00-02-07 в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; итого 10 лет 10 месяцев 9 дней "адрес";
обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в "адрес" назначить досрочную страховую пенсию по старости Кузьмина ОВ с ДД.ММ.ГГГГ, с даты возникновения права, с уменьшением возраста на 4 года, то есть при достижении 56 лет; в остальной части исковых требований - отказать
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части включения в специальный стаж периодов работы в Республики Узбекистан: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в КП "Энергохимол"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит", в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Решение суда изменено в указании даты, с которой истцу необходимо назначить пенсию: вместо ДД.ММ.ГГГГ указать с ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик Центр ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области просит отменить оспариваемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Кузьмин О.В. также обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного от 9 сентября 2020 г. ввиду неправильного применения норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Истец Кузьмин О.В, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося истца.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Иванову О.И, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 августа 2017 г. Кузьмин О.В. обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Серафимовичском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Управления пенсионного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что на ДД.ММ.ГГГГ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях в РФ" не определяется, по причине отсутствия необходимого специального страхового стажа 12 лет 6 месяцев.
Согласно выше указанному решению из специального стажа Кузьмина О.В. исключен период, который составляет 10 лет 11 месяцев 18 дней:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 06-04-02 - период работы в должности огнеупорщика в СМУ "Средазэнергоремонтажизоляция";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00-06-28 - период работы в должное огнеупорщика на предприятии "Южазэнергозащита";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 01-11-17 - период работы в должное огнеупорщика в КП "Энергохимол";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 02-01-01 - период работы в должное огнеупорщика в СП "Электроизолит".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях в РФ" страховал пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Разрешая исковые требования Кузьмина О.В, суд первой инстанции руководствовался нормами статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях в РФ, статьями 6, 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015), разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и пришел к выводу об отказе во включении периодов: в должности машиниста крана в Тресте "Гидромонтаж" Среднеазиатское МУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Республики Кыргызстан, поскольку организация в настоящее время не работает, льготную справку выдать не представляется возможным, отчисления из заработной платы производились в социальный фонд Республики Кыргызстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста автокрана в Управлении механизации "ЗАО "Межгорсвязьстрой"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря аварийно-восстановительных работ на подземных канализационных сетях в ООО "Викум-ССТ", в связи с тем, что после регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, в сведениях персонифицированного учета в отношении истца код льготной работы за указанные периоды работы отсутствует.
Решением установлено, что Кузьмин О.В в спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности огнеупорщика в СМУ "Средазэнергоремонтажизоляция", со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности огнеупорщика на предприятии "Южазэнергозащита"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работал в должности огнеупорщика в КП "Энергохимол" Республики Узбекистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит" Республики Узбекистан.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 06-04-02 в должности огнеупорщика в СМУ "Средазэнергоремонтажизоляция"; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00-06-28 в должности огнеупорщика на предприятии "Южазэнергозащита"; согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Между тем, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия сведений о полной занятости и компетентных органов, подтверждающих уплату страховых взносов и с учетом включенного ответчиком Кузьмину О.В. в специальный стаж 4 месяца + 6 лет 4 месяца 2 дня + 6 месяцев 28 дней, определилправо на пенсию истца по достижению возраста 58 лет, на ДД.ММ.ГГГГ
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом (здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приводятся в редакции, действовавшей на дату обращения Кузьмина О.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 22 августа 2017 г.).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поименованы каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (позиция 2290000а-12680) и огнеупорщики (позиция 2290000а-15416).
Основным условием для досрочного назначения пенсии является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных списком.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют в том числе мужчины наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г, Согласно статьям 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 г, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В силу пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного в фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников х Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, г. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N203-16).
В связи с изложенным, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, включая стаж до распада СССР, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 г, с применением норм пенсионного законодательства РФ, а периоды по трудовому договору с 14 марта 1992 г. и по найму с 1 января 2002 г. подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Периоды работы после указанной даты включаются в специальный страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате N и льготной справки N истца за период с 1997 по 1999 гг, а также отчета о выполнении работ по договору на тему "Медико-гигиенические исследования по аттестации рабочих профессий на вредные условия труда" в СП "Электроизолит" 1997 г. согласно которому на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан N 250 от 12 мая 1994 г. профессия огнеупорщик пользуется льготным пенсионным обеспечением.
В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации и утвержденным этим Постановлением "ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" унифицированные формы документов должны содержать дату документа, регистрационный номер, а также основания выдачи документа. Соответственно основаниями выдачи справки должны служить первичные документы (кадровые и бухгалтерские). При отсутствии таких сведений, признать справку документом, подтверждающим льготный стаж, не представляется возможным.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что для включения в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимо установить, работал ли Кузьмин О.В. в спорные периоды времени на условиях полной занятости, производилось ли отчисление страховых взносов на пенсионное обеспечение той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы Кузьмина О.В. о ненадлежащей оценке судом апелляционной инстанции имеющихся в материалах дела доказательств, а именно справки от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате N и льготной справки N от ДД.ММ.ГГГГ
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, в справке N (т.1 л.д.28) имеются сведения о занятости полный рабочий день, льготная справка N содержит подписи ответственных лиц и печать организации, а также сведения об отчислении пенсионных взносов согласно законодательству Республики Узбекистан (т.1 л. д. 32 оборотная сторона).
В нарушение положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы не получили надлежащей правовой оценки.
В связи с изложенным выводы суда апелляционной инстанции об отказе во включении в специальный стаж периодов работы истца в Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в КП "Энергохимол"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит" являются преждевременными.
Кроме того, принимая решение о возложении обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ судом апелляционной инстанции не учтено, что право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пункта 2 части 1 статьи 30 Закона 400-ФЗ возникает при соблюдении всех условий перечисленных в данной статье, в том числе при выработке страхового стажа в количестве не менее 25 лет.
Как следует из материалов дела, продолжительность включенного в подсчет страхового стажа истца составляет 23 года 10 месяцев 29 дней.
Включая в специальный страховой стаж оспариваемые периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязывая ответчика назначить истцу досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ судом первой и апелляционной инстанции не исследован вопрос о наличии у истца страхового стажа в 25 лет, необходимого для досрочного назначения пенсии.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене в части назначения Кузьмину О.В. пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и отказе во включении в специальный стаж периодов работы истца в Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в КП "Энергохимол"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности огнеупорщика в СП "Электроизолит", поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В целях соблюдения процессуальных прав лиц участвующих по делу, с учетом положений пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" и данных в нем разъяснений судебная коллегия полагает возможным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить доводы кассационных жалоб на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного от 9 сентября 2020 г. отменить в части назначения Кузьмину О.В. пенсии с 22 августа 2020 г.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.