Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. в интересах АО "Порт Ванино" на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. N 60 от 11 июня 2020 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 30 июля 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 21 сентября 2020 года в отношении АО "Порт Ванино" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. N 60 от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 30 июля 2020 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 21 сентября 2020 года, юридическое лицо - АО "Порт Ванино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник Безденежных Ю.Ю. в интересах АО "Порт Ванино" просит судебные акты отменить, как незаконные, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среду.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью человеку либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений (статья 1 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно статье 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 100 от 26 мая 2003 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту".
В силу пунктов 4.1, 4.7 указанных Санитарных правил технологические процессы, характеризующиеся применением, образованием и выделением пыли, должны предусматривать способы подавления пыли в процессе ее образования с применением воды или других средств (аспирация, ценообразование, электрозаряд); обеспечивать применение сырья и материалов в непылящих формах (гранулы, брикеты и т.п.). Погрузка и разгрузка сыпучих, порошкообразных материалов большими объемами в автотранспорт, вагоны, закрома и другие емкости должна производиться в специально оборудованных местах, площадках, помещениях с применением устройств для локализации и аспирации пыли.
Материалами дела установлено, что 30 марта 2020 года в ходе проведенной Ванинской транспортной прокуратурой плановой выездной проверки в отношении АО "Ванинский морской торговый порт" выявлено нарушение со стороны общества указанных положений закона и требований санитарных правил и нормативов, а именно: при осуществлении технологического процесса по перегрузке угля на причалах NN 9, 10, 11, 17 имелось локальное пыление, система пылеподавления отсутствовала. На причале NN 15, 16 допущено просыпание угля через бетонные ограждения открытого склада угля на территории.
Установленные в ходе осмотра нарушения повлекли за собой привлечение АО "Порт Ванино к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом установленного правонарушения, и вина общества подтверждены представленными в дело доказательствами, перечень которых полно приведен в судебных актах в соответствии с материалами дела.
Все исследованные доказательства получили оценку судей обеих инстанций на предмет допустимости, достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее действующие санитарные правила, что свидетельствует о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение их законность.
Выражая несогласие с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, заявитель иных доводов, чем те, которые были отвергнуты судьями обеих судебных инстанций как необоснованные, не подтвержденные материалами дела, не приводит.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 6.3 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.4, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу нижестоящими судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену постановления должностного лица и обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. N 60 от 11 июня 2020 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 30 июля 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 21 сентября 2020 года в отношении АО "Порт Ванино" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. в интересах АО "Порт Ванино" - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.