Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на решение Приморского краевого суда от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Приморавтоматика" о признании недействующим пункта 4778 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав представителя Правительства Приморского края и министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Хан Е.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя администрации города Владивостока Ткаченко Е.А, полагавшую, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, возражения на доводы кассационной жалобы представителя акционерного общества "Приморавтоматика" Горяного А.В, а также заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, считавшей решение суда первой инстанции и апелляционное определение законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) от 25 декабря 2018 года N 281-ри, размещённом на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru), утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень).
В указанный Перечень под пунктом 4778 включён объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Акционерное общество "Приморавтоматика" (далее - АО "Приморавтоматика", общество) обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления в силу пункта 4778 Перечня, указав в обоснование своих требований, что оно является собственником указанного выше объекта недвижимости, который, по мнению административного истца, не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций должна определяться как его кадастровая стоимость.
Расположение здания на земельном участке с видом разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации административно-производственного комплекса" не свидетельствует о размещении на нём объекта недвижимости в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение объекта в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога в повышенном размере.
Определением Приморского краевого суда от 21 октября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края, администрация города Владивостока, Администрация Приморского края.
Решением Приморского краевого суда от 17 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года административное исковое заявление АО "Приморавтоматика" удовлетворено: пункт 4778 Перечня признан недействующим со дня принятия.
13 ноября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба министерства имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - Минимущество Приморского края), поданная 30 октября 2020 года через Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица - министерства экономического развития Приморского края, извещённого о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя данного заинтересованного лица.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Приморского краевого суда от 17 декабря 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база налога на имущество организаций определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" к недвижимому имуществу, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имуществ, отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.
В соответствии с действовавшей на момент принятия Перечня редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па) Департамент являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В связи с принятием постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края", которым Департамент был переименован в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 2 апреля 2020 года N 278-пп в постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па были внесены соответствующие изменения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, правил введения в действие и опубликования.
Как следует из материалов настоящего административного дела, АО "Примавтоматика" является собственником объекта недвижимости - двухэтажного здания с цокольным этажом (административное - лит. А) с пристройками трехэтажной (лит. А1) и двухэтажной (лит. А2), с кадастровым номером N, общей площадью 4531, 3 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Данный объект недвижимости находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N, площадью 15536 кв. м, имеющего вид разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации административно-производственного комплекса".
Нежилое здание с кадастровым номером N было включено Департаментом в Перечень по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть исходя из вида разрешённого использования земельного участка, на котором он расположен.
Между тем, как верно указали нижестоящие суды в своих постановлениях, соответствующий вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N безусловно не свидетельствует о размещении на нём административно-деловых центров либо торговых центров (комплексов).
В таком случае для включения объекта в Перечень уполномоченному органу необходимо было выяснять вопрос его фактического использования.
Согласно техническому паспорту нежилого здания с кадастровым номером N его помещения имеют наименования: основных, вспомогательных, производственных, тамбуров, душевых, раздевалок, бойлерных, мастерских, щитовых, коридоров, подсобных помещений, складов, умывальных комнат, туалетов, лестничные клеток, кабинетов, гаражей-кладовых, сауны, бельевой, раздевалки, комнаты отдыха, кухни, цеха, кассы, приемной.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит верным вывод нижестоящих судов о том, что с учётом одних только сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учёта, данное здание также не подлежит включению в Перечень.
В то же время, доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утверждённым постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, уполномоченным органом проводились мероприятия по обследованию здания с кадастровым номером 25:28:040003:235 с целью определения вида его фактического использования до включения этого объекта недвижимости в Перечень, со стороны административного ответчика представлено не было.
При таких обстоятельствах, учитывая, что нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций верно, нарушений процессуальных прав участвующих в деле лиц при рассмотрении административного дела не допущено, принятые по делу судебные акты следует признать законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о том, что вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N и наименование нежилого здания с кадастровым номером 25:28:040003:235 являлись достаточными основаниями для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, воспроизводят позицию административного ответчика, изложенную им ранее при рассмотрении дела в нижестоящих судах, однако эти доводы не опровергают указанных выше верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, по существу они сводятся к неверному субъективному толкованию норм материального права и к переоценке имеющихся в дела доказательств, которая в силу положений частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не может являться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов судом кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.