Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому Шайдуровой О.Я. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Линьковой "данные изъяты" к УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому об оспаривании отказа в принятии документов на регистрацию несовершеннолетнего ребенка по месту жительства и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи объяснения представителей административного ответчика УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому Шайдуровой О.Я. и Живлюк Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Линькова И.С. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением к УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, отделу по вопросам миграции УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии документов на регистрацию несовершеннолетнего ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства матери Линьковой И.С. в жилом помещении по адресу: "адрес", поданных ее представителем ФИО6, возложении обязанности принять документы по оказанию государственной услуги по регистрации несовершеннолетнего ФИО8 по месту жительства через представителя ФИО6 и зарегистрировать несовершеннолетнего по месту жительства.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она в качестве члена семьи пользуется квартирой, расположенной по адресу: "адрес", и зарегистрирована по данному адресу. В связи с временным проживанием в "адрес" ее представитель ФИО6, действуя по нотариально удостоверенной доверенности, обратилась в ОВМ УМВД по г. Петропавловску-Камчатскому с заявлением о регистрации ее несовершеннолетнего ребенка ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства в указанном жилом помещении. Сославшись на административный регламент, в отделе по вопросам миграции документы не приняли, в связи с чем она подала жалобу в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы отказано, мотивируя тем, что документы на регистрацию по месту жительства малолетнего ребенка могут подать только его родители или опекуны. С указанным отказом в регистрации несовершеннолетнего ребенка она не согласна, считает его незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы ее и ребенка. Регистрация гражданина по месту жительства носит заявительный характер, поэтому представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск Линьковой И.С. удовлетворен, ответ УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому от ДД.ММ.ГГГГ N по рассмотрению жалобы ФИО7 об отказе в принятии документов на регистрацию несовершеннолетнего ребенка ФИО8 по месту жительства матери Линьковой И.С. по адресу: "адрес" признан незаконным; на УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО6, как представителя Линьковой И.С, о регистрации несовершеннолетнего ребенка ФИО8 по месту жительства матери Линьковой И.С. по адресу: "адрес", в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984.
Принимая данное решение, суды пришли к выводу, что УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому не соблюден предусмотренный законом порядок рассмотрения заявления Линьковой И.С. о регистрации несовершеннолетнего ребенка ФИО8 по месту жительства матери, оспариваемое решение не содержит ссылок на установленные административным регламентом основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указанные в ответе обстоятельства такими основаниями не являются, обращение в орган миграционного учета представителя на основании доверенности, удостоверенной в установленном порядке, с целью регистрации по месту жительства не противоречит требованиям законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому Шайдуровой О.Я. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Линьковой И.С. административных исковых требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие факта нарушения прав и законных интересов административного истца, которым не представлены доказательства, подтверждающие, что указанная Линьковой И.С. квартира является ее местом жительства, поскольку фактическим местом ее пребывания является "адрес". Считает, что положениями Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984, установлено обязательное личное присутствие лица, обратившегося с заявлением о постановке на регистрационный учет по месту жительства, и не предусмотрена подача документов представителем, действующим по доверенности. При этом законодатель ограничивает круг лиц, которые могут действовать от имени несовершеннолетнего, и в этот круг лиц представитель не входит. Жалоба административного истца была рассмотрена УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому в соответствии с инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД.
Административный истец Линькова И.С. о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явилась, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции таких нарушений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.
В силу части 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка его на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый); к месту жительства отнесены жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой).
Согласно пункту 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Пункты 50 - 50.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 (далее - Административный регламент), устанавливают, что при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, паспорта законных представителей.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, установлен пунктами 58 и 59 Административного регламента, а именно: нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению; отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом; установленное в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничение на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Линькова И.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ врио нотариуса Всеволожского нотариального округа "адрес" удостоверены заявление Линьковой И.С. о согласии на постоянную регистрацию по месту жительства ее несовершеннолетнего сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в квартиру, расположенную по адресу: "адрес", а также доверенность, выданная Линьковой И.С, которой она уполномочила ФИО6 на представление ее интересов во всех организациях и учреждениях, ведущих регистрационный учет граждан, в том числе паспортно-визовых службах, паспортных столах, в органах ФМС, управляющих компаниях, ТСЖ, Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросу постоянной регистрации ее несовершеннолетнего сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в квартире по адресу: "адрес", с правом получать и подавать от ее имени заявления, ходатайства, справки, удостоверения и другие документы, оплачивать сборы, пошлины, с правом давать согласие на обработку ее персональных данных, расписываться за нее и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения.
Действуя в рамках указанного поручения, ФИО6 обратилась в отдел по вопросам миграции УМВД по г. Петропавловску-Камчатскому с заявлением о регистрации несовершеннолетнего сына Линьковой И.С. - ФИО8 по месту жительства матери в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Поскольку заявление ФИО6 должностным лицом уполномоченного органа не было принято, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому с жалобой на нарушение сотрудниками отдела по вопросам миграции прав ее доверителя Линьковой И.С.
По результатам рассмотрения жалобы УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому не установило нарушений в действиях сотрудников отдела по вопросам миграции, о чем сообщило заявителю письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение административным ответчиком обосновано тем, что на момент обращения ФИО6 по вопросу регистрации по месту жительства несовершеннолетний ФИО8 и его законный представитель Линькова И.С. находились за пределами Камчатского края, а в соответствии с пунктами 48, 50 Административного регламента регистрация несовершеннолетнего ребенка возможна только на основании личного обращения законного представителя к лицам, ответственным за прием и передачу документов в орган регистрационного учета и предоставления всех необходимых документов.
Разрешая заявленные Линьковой И.С. требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 20, 182, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3 и 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, пунктов 50, 58, 59 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984, пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, которое не содержит предусмотренных Административным регламентом оснований для отказа в принятии от ФИО6, действовавшей в интересах Линьковой И.С, документов для регистрации ее несовершеннолетнего сына, а нормативные правовые акты, регулирующие вопросы регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства не предусматривают обязательное личное присутствие лица, обратившегося с заявлением о постановке на регистрационный учет, и не содержат запрет на осуществление указанных действий через представителя.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Доводы кассационной жалобы УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому правильность выводов судебных инстанций не опровергают и оснований для отмены принятых по делу судебных актов не содержат.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 9 установил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, которые могут быть реализованы ими лично либо через представителей.
Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Пунктом 4 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.
Между тем Федеральный закон от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984, не содержат прямого запрета на совершение действий по получению соответствующей государственной услуги через представителя.
Следовательно, поскольку административному ответчику вместе с заявлением Линьковой И.С. и другими необходимыми документами была представлена нотариально удостоверенная доверенность на имя ФИО6, согласно которой Линькова И.С. уполномочила представителя от своего имени совершать все действия, связанные с регистрацией несовершеннолетнего ФИО8 по месту жительства, у органа миграционного учета не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в приеме и рассмотрения документов, представленных для регистрации несовершеннолетнего ФИО8 по адресу: "адрес".
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно пришли к выводу о несоответствии требованиям закона оспариваемого ответа УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому от ДД.ММ.ГГГГ, нарушении указанным решением прав, законных интересов заявителя и ее несовершеннолетнего ребенка, и обосновано возложили на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление Линьковой И.С. в лице представителя ФИО6 о регистрации несовершеннолетнего ФИО8 по месту жительства в соответствии с Административным регламентом, что не предрешает существо решения, которое должно быть принято органом миграционного учета по результатам рассмотрения заявления.
Таким образом, поскольку при рассмотрении административного дела судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, принятые по делу судебные акты следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.