Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Бакулиной Л.И., судей Москаленко А.В. и Скорина Г.В., с участием:
осужденного Курочкина С.А, чье участие в судебном заседании обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, адвоката Айсина А.Х, прокурора Устаевой С.Г, при секретаре Полякове А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Курочкина Сергея Александровича на приговор Кузьминского районного суда г. Москвы от 3 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 27 января 2020 года, а также возражения заместителя Кузьминского межрайонного прокурора г.Москвы Савватеева И.В.
Приговором Кузьминского районного суда г. Москвы от 3 октября 2019 года, Курочкин Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года в "данные изъяты"
- "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
вновь осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы. На основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием приговором Люберецкого городского суда Московской области от 18.09.2018г. и окончательно назначено 10 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания Курочкину исчислен с 3 октября 2019 года. Зачтено в срок отбытия наказания время задержания Курочкина и содержания его под стражей в период с 1 августа 2018 года до 3 октября 2019 года.
Мера пресечения до вступления приговора в законную силу ему оставлена без изменений - в виде заключения под стражей.
Приговором разрешена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 27 января 2020 года приговор оставлен без изменений.
Заслушав доклад судьи Бакулиной Л.И, выступления осужденного Курочкина С.А. и его защитника - адвоката Айсина А.Х, поддержавших кассационную жалобу и просивших приговор суда изменить, переквалифицировать действия Курочкина на ч.2 ст.228 УК РФ и смягчить назначенное наказание, мнение прокурора Устаевой С.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы и просившей судебные решения оставить без изменений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором суда Курочкин С.А. признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств-героина в крупном размере, общей массой 89, 14 грамма, Преступление совершено 1 августа 2018 года в г. Москве при обстоятельствах, подробно изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.
В кассационной жалобе осужденный Курочкин С.А. выражает несогласие с судебными решениями ввиду неправильной квалификации его действий. Полагает, что выводы суда о наличия у него умысла на незаконный сбыт изъятого у него наркотического средства носят предположительный характер и ни чем не подтверждены. Отрицая умысел на сбыт наркотических средств и ссылаясь на показания оперативного сотрудника полиции - свидетеля ФИО18 о том, что ОРМ в отношении Курочкина не проводились, а также на то, что по месту жительства в ходе обыска у Курочкина не было найдено ни наркотических средств, ни каких - либо предметов, указывающих на их сбыт, осужденный отмечает, что свидетели стороны обвинения в своих показаниях подтверждают лишь факт изъятия у Курочкина наркотического средства, которое он приобрел для личного употребления, поскольку является наркозависимым лицом, что подтверждается заключением судебно-психиатрической экспертизы. Полагает, что его действия подлежат квалификации по ч.2 ст. 228 УК РФ, в связи с чем просит приговор и апелляционное определение изменить, переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ и снизить размер назначенного наказания.
В возражениях на кассационную жалобу заместитель Кузьминского межрайонного прокурора г. Москвы Савватеев И.В. считает, что оснований к отмене либо изменению приговора не имеется. Суд пришел к обоснованному выводу о наличии у Курочкина умысла на незаконный сбыт изъятого у него наркотического средства и правильно квалифицировал действия осужденного по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ. Наказание ему назначено в пределах санкции ч.4 ст.228.1 с учетом требований ч.3 ст.66 УК РФ, отвечает принципу справедливости. Просит оставить обжалуемые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу осужденного Курочкина С.А. - без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела с учетом доводов кассационной жалобы и возражений прокурора, выслушав участников процесса, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такого характера нарушения норм процессуального права допущены по данному уголовному делу.
Согласно ст.297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым, если он соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к его содержанию, процессуальной форме и порядку постановления, а также основан на правильном применении уголовного закона.
Постановленных в отношении осужденного Курочкина приговор не отвечает данным требованиям уголовно-процессуального закона.
Так, приговором суда установлено, что Курочкин, имея умысел на незаконный сбыт наркотических средств, действуя в интересах неустановленных лиц, от которых получил денежные средства в размере 12 000 рублей на приобретение наркотических средств, 1.08.2018 года в период с 18 часов 00 минут до 21 часа 25 минут, находясь по адресу: г. Москва, ул. Шумилова, д.2, корп.1, при неустановленных следствием обстоятельствах и у неустановленного лица в целях дальнейшего незаконного сбыта иным лицам наркотических средств, незаконно приобрел 27 свертков наркотического средства - героин общей массой 89, 14 гр, что является крупным размером, которые поместил в правый наружный карман джинс и которые незаконно хранил в целях незаконного сбыта иным лицам до момента задержания сотрудниками полиции и их изъятия в 22 часа 15 минут 1.08.2018 года в отделе полиции по адресу: "адрес", "адрес" в связи с чем свой преступный умысел Курочкин довести до конца не смог по независящим от него обстоятельствам.
Таким образом, из описания преступного деяния следует, что с одной стороны Курочкин 1.08.2018г. получил 12 000 рублей от неустановленных лиц на приобретение наркотического средства - героин в крупном размере, который 1.08.2018г. незаконно приобрел общей массой 89, 14 гр. при неустановленных следствием обстоятельствах в целях незаконного сбыта иным лицам, незаконно хранил в целях сбыта при себе в предметах одежды, но был задержан 1.08.2018г. сотрудниками полиции, которые у него изъяли это наркотическое средство.
При этом, при описании преступления судом не указано, какие конкретно действия, направленные на незаконный сбыт наркотического средства, были совершены Курочкиным: их перевозка, фасовка, развешивание, упаковка, изготовление "закладок" либо иные действия, свидетельствующие о направленности умысла Курочкина на незаконный сбыт изъятого у него наркотического средства.
Так же не указано, почему деньги в сумме 12 000 рублей Курочкин получил от одних лиц на незаконное приобретение наркотических средств, а приобретенное на эти деньги наркотическое средство он должен был сбыть иным лицам.
Данные противоречия, которые могли повлиять на выводы суда, судом не устранены.
Кроме того, мотивируя свои выводы о направленности умысла Курочкина на незаконный сбыт изъятых у него наркотических средств, в описательно-мотивировочной части приговора, как на доказательства вины осужденного суд сослался на то, что об этом свидетельствует общий вес изъятого у Курочкина героина, его упаковка, расфасовка в удобные для сбыта свертки, а так же первоначальные показания, данные Курочкиным на предварительном следствии, не доверять которым у суда оснований не имеется. (лист 6 приговора)
Однако, судом не учтено, что органами следствия Курочкину не вменяется в вину то, что, имея умысел на незаконный сбыт наркотических средств, он совершал расфасовку и упаковку изъятого у него героина на удобные для сбыта свертки, а из первоначальных показаний Курочкина, данных неоднократно на предварительном следствии в качестве подозреваемого и обвиняемого, на которые суд сослался в приговоре как на доказательства вины Курочкина и признал их достоверными, следует, что 1.08.2018 года, являясь потребителем наркотических средств с 10-летним стажем, он, Курочкин, находясь в г. Люберцы Московской области, где он проживает, и встретившись с другими наркоманами, собрал вскладчину 12 000 рублей на приобретение героина для совместного употребления, после чего его знакомый наркоман по прозвищу "Фил" со своего сотового телефона созвонился со сбытчиком героина "Бахой", которому были перечислены эти деньги и который прислал СМС с адресом "закладки" в г. Москве, после чего Курочкина наркоманы делегировали поехать в г. Москву за купленной партией наркотического средства для всех, кто сдал деньги, т.к. все, группой, они ехать не могли, что Курочкин и сделал. Приехав в Москву, по указанному в СМС адресу он нашел "закладку" с героином возле гаража за домом по адресу: г "адрес", пакет с героином спрятал в карман джинс, но тут же возле этого же дома был задержан сотрудниками полиции, которые его доставили в ОВД и при личном досмотре изъяли приобретенное для личного употребления наркотическое средство в 27 свертках, которые, как пояснял при допросах Курочкин, должен был раздать для совместного употребления своим знакомым наркоманам, которые передавали Курочкину деньги.
Данные показания Курочкин подтвердил на очных ставках, на которые суд так же сослался как на доказательства вины Курочкина, признав их достоверными. (л.д. 39-42, 46.49, 53-56, 60-64, 68-70 т.1; л.д.22-24 т.2)
В судебном заседании Курочкин свою вину признал частично и так же пояснил, что изъятое у него наркотическое средство он приобрел для личного употребления, а ни в целях сбыта.
Из приведенных в приговоре показаний свидетелей обвинения -оперуполномоченных ФИО12. и ФИО13 следует, что какой-либо информации о том, что Курочкин занимается сбытом наркотических средств, у них не было, в оперативной разработке он не находился, ОРМ "наблюдение" конкретно за Курочкиным не велось. 1.08.2018г. они просто вели наблюдение за домом N 2 корпус 1 по ул. Шумилова г. Москвы и случайно увидели ранее незнакомого Курочкина, поведение которого им не понравилось, после чего они решили проверить его личность. Курочкин попытался бежать, но был задержан, в ходе личного досмотра у него было изъято из кармана джинс 27 пакетиков с героином. При этом, Курочкин заявил, что приобрел наркотическое средство для личного употребления.
Присутствовавшие при личном досмотре понятые - свидетели ФИО14 и ФИО15 подтвердили факт обнаружения и изъятия у Курочкина 27 свертков с наркотическим веществом для его личного употребления.
Заключением проведенной по уголовному делу судебно-химической экспертизы установлен вид и размер изъятого у Курочкина наркотического средства - героин, масса которого составила 89, 14 грамма, что отнесено к крупном размеру.
Протокол личного досмотра Курочкина и протокол осмотра изъятых у него 27 свертков с героином свидетельствуют о факте изъятия у Курочкина этих свертков с героином, которые он хранил при себе в кармане джинс.
Иные предметы: сотовый телефон либо денежные средства, свидетельствующие о получении материальной выгоды от продажи наркотических средств, информация о конкретных договоренностях Курочкина с потребителями наркотических средств, о размещении рекламы, о телефонных соединениях Курочкина с потребителями, обнаружены и изъяты у него не были.
Таким образом, кроме крупного размера изъятого у Курочкина наркотического средства, других доказательств, подтверждающих направленность умысла Курочкина на незаконный сбыт этого наркотического средства, по делу нет.
Более того, доводы осужденного о том, что сбытом наркотических средств он не занимается, сам является наркозависимым лицом, что в стуки его доза составляет около 2-х грамм героина, а изъятые у него 27 свертков героина он приобрел через " закладку" для личного употребления, как и его показания, данные на предварительном следствии и положенные судом в основу приговора о том, что наркотики он приобрел на совместные, вскладчину, деньги его знакомых наркоманов, для совместного употребления, судом не опровергнуты.
Напротив, из материалов уголовного дела и приведенных в приговоре показаний оперативных сотрудников полиции ФИО16 и ФИО17 следует, что Курочкин не состоял на оперативном учете как сбытчик запрещенных законом наркотических либо психотропных веществ, никакой оперативной информации как о сбытчике наркотических средств на него у них не имелось, а по заключению судебно-психиатрической экспертизы Курочкин действительно страдает синдромом зависимости от опиоидов средней стадии зависимости (наркомания), нуждается в прохождении лечения, медицинской и социальной реабилитации на основании ст.72.1 УК РФ.(л.д.217-220 т.1)
В силу ч.3 ст.14 УПК РФ все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.
Кроме этого, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N14 (ред. 16 мая 2017 года) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", не может квалифицироваться как незаконный сбыт реализация наркотического средства или психотропного вещества на совместно приобретенные средства для совместного употребления.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что действия Курочкина подлежат переквалификации с ч.3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ, как незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенное в крупном размере.
Формулировка предъявленного обвинения в том, что Курочкин 1.08.2018 года при неустановленных обстоятельствах и у неустановленного лица незаконно приобрел наркотическое средство - героин общей массой 89, 14 грамма, что является крупным размером, в силу ст.73 и 171 УПК РФ не позволяет определить способ и конкретные обстоятельства приобретения Курочкиным изъятого у него наркотического средства, в связи с чем его действия не могут быть квалифицированы по признаку незаконности приобретения наркотического средства.
Так же подлежит исключению указание суда на цель сбыта Курочкиным наркотического средства.
В связи с переквалификацией действий осужденного Курочкина судебная коллегия при назначении осужденному наказание за совершенное преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.6, 43 и ст. 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности Курочкина, который ранее неоднократно судим за аналогичные преступления, страдает наркозависимостью и нуждается в лечении от нее и социальной реабилитации, наличие у него отягчающего обстоятельства-рецидив преступлений, а так же учитывает частичное признание вины Курочкиным, раскаяние в содеянном, нахождение на иждивении малолетнего ребенка, положительные характеристики с места работы и жительства, материальное положение Курочкина, его состояние здоровья и его родных, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни семьи, смягчающие наказание обстоятельства, установленные приговором суда.
Исходя из фактических обстоятельств дела, данных о личности осужденного, влияния назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи, принимая во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, судебная коллегия считает, что предусмотренные уголовным законом цели наказания могут быть достигнуты только в условиях изоляции Курочкина от общества, поскольку менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей его исправления и предупреждения совершения Курочкиным новых преступлений, в связи с чем назначает ему наказание в виде лишения свободы, не усматривая правовых и фактических оснований для применения к нему положений ч.6 ст.15, ст.ст. ст.53.1 и ст.73 УК РФ.
Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, личностью осужденного, а так же других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, что могло бы повлечь за собой применение положений ст.64 УК РФ, судебной коллегией не установлено.
В то же время, с учетом смягчающих обстоятельств судебная коллегия считает возможным не назначать Курочкину дополнительные наказания в виде штрафа и ограничения свободы, предусмотренные санкцией ч.2 ст.228 УК РФ.
Окончательное наказание Курочкину назначается по правилам ч.5 ст.69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний.
В связи с наличием у Курочкина опасного рецидива преступлений вид исправительного учреждения для отбывания наказания определен ему верно, в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Указанные выше нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального законов, допущенные судом первой инстанции, являются существенными, повлиявшими на исход суда. Вопреки требованиям ст.389.15 и 389.28 УПК РФ данные нарушения закона выявлены и устранены апелляционным судом не были, в связи с чем в силу ст.401.15 УПК РФ приговор суда и апелляционное определение подлежат изменению, а кассационная жалобы осужденного Курочкина - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13, п.6 ч.1 ст.401.1, ст.401.15 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Кузьминского районного суда г. Москвы от 3 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 27 января 2020 года в отношении Курочкина Сергея Александровича изменить: исключить из приговора и апелляционного определения указание суда на цель сбыта Курочкиным С.А. наркотического средства; переквалифицировать его действия с ч.3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ, по которой назначить Курочкину С.А. 5 лет лишения свободы.
На основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным Курочкину С.А. по приговору Люберецкого городского суда Московской области от 18.09.2018 года, окончательно назначить ему 5 (пять) лет 6 (шесть) месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания Курочкину С.А. исчислять со дня вступления приговора в законную силу, т.е. с 27 января 2020 года. В соответствии с п. "а" ч.3.1 ст.72 УК РФ время содержания Курочкина С.А. под стражей с 1 августа 2018 года по день вступления приговора в законную силу, т.е. по 27.01.2020 года, зачесть в срок отбытия наказания из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор Кузьминского районного суда г. Москвы от 3 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии Московского городского суда от 27 января 2020 года в отношении Курочкина С.А. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.