Судья Верховного Суда Чеченской Республики Басханова М.З., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение судьи Шатойского районного суда Чеченской Республики от 8 сентября 2020 года по делу N 12-20/2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением руководителя Службы государственного жилищного надзора Чеченской Республики Осмаева И.И. от 2 сентября 2019 года N 933-ВП-БХ Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Центральное жилищно-коммунальное управление, ЦЖКУ Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, представитель Центрального жилищно-коммунального управления Тасиев Ваха Русланович обратился в Шатойский районный суд Чеченской Республики с жалобой, поименованной заявлением, в котором просил заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Решением судьи Шатойского районного суда Чеченской Республики от 8 сентября 2020 года постановление Службы государственного жилищного надзора Чеченской Республики от 2 сентября 2019 года N 933-ВП-БХ оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В своей жалобе на решение Шатойского районного суда Чеченской Республики от 8 сентября 2020 года представитель Центрального жилищно-коммунального управления Тасиев В.Р. просит восстановить процессуальный срок для ее подачи и отменить решение суда, производство по делу прекратить, полагая, что действия (бездействие) Центрального жилищно-коммунального управления неверно квалифицированы Службой государственного жилищного надзора Чеченской Республики и Шатойским районным судом Чеченской Республики.
В обоснование своих доводов ссылается на то, что с 2017 года деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется Центральным жилищно-коммунальным управлением на основании лицензии. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110).
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, которая является специальной правовой нормой и имеет приоритет над общей нормой, установленной статьей 7.22 КоАП РФ.
Явившийся в судебное заседание представитель Центрального жилищно-коммунального управления Джамулаев М.Г. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения явившегося участника процесса, суд приходит к следующим выводам.
Положениями статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1).
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2).
В материалах дела отсутствуют надлежащие сведения о дате получения копии решения судьи Шатойского районного суда Чеченской Республики от 8 сентября 2020 года Центральным жилищно-коммунальным управлением.
Из представленной Центральным жилищно-коммунальным управлением копии письма Шатойского районного суда Чеченской Республики от 8 сентября 2020 года N 1628, адресованного филиалу ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России (по ЮВО), следует, что копия решения судьи от 8 сентября 2020 года получена адресатом 16 октября 2020 года, о чем свидетельствует оттиск штампа входящей корреспонденции учреждения - "ЖКС N 9 НП Ханкала".
Поскольку надлежащих сведений о получении адресатом копии решения от 8 сентября 2020 года в материалах дела не имеется, копию письма от 8 сентября 2020 года N 1628 с оттиском штампом входящей корреспонденции от 16 октября 2020 года N 1297 следует принять как достоверное доказательство даты вручения Центральному жилищно-коммунальному управлению копии решения судьи от 8 сентября 2020 года.
19 октября 2020 года, то есть до истечения десятидневного срока со дня получения копии обжалуемого решения, представителем Центрального жилищно-коммунального управления Тасиевым В.Р. на указанное решение подана жалоба в Верховный Суд Чеченской Республики.
Таким образом, Центральным жилищно-коммунальным управлением жалобой на решение от 8 сентября 2020 года подана своевременно, срок обжалования не пропущен, в связи с чем необходимость рассмотрения вопроса о его восстановлении отсутствует.
Что касается существа жалобы Центрального жилищно-коммунального управления на решение Шатойского районного суда Чеченской Республики от 8 сентября 2020 года, то согласно материалам дела, Центральное жилищно-коммунальное управление является управляющей организацией, которая осуществляет управление, содержание, ремонт и эксплуатацию общежития, расположенного по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, населенный пункт Борзой, войсковая часть 65384, военный городок N 1, д. 21.
В ходе проведения 319 военной прокуратурой гарнизона проверки выявлены нарушения Центральным жилищно-коммунальным управлением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, при эксплуатации и содержанию общего имущества вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Выявленные нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда послужили основанием для привлечения Центрального жилищно-коммунального управления к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
Однако с такими с выводами о квалификации действий юридического лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51).
Данное положение введено Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и вступило в силу с 1 сентября 2014 года.
Поименованная норма продублирована в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно статье 192 которого деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.3 части 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований на основании части 2 статьи 193 ЖК РФ утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Центральное жилищно-коммунальное управление осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании выданной Службой государственного жилищного надзора Чеченской Республики лицензии от 30 августа 2017 г. N 020-000001.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 ЖК РФ.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
С момента получения учреждением лицензии в отношении него должен осуществляться лицензионный контроль в целях проверки соблюдения им лицензионных требований, перечисленных в пункте 3 названного Положения.
Государственный жилищный надзор в соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Если лицензии нет, но организация управляет домами на основании закона или в его нарушение, проверяющие осуществляют государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.
Поскольку с 30 августа 2017 года деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется Центральным жилищно-коммунальным управлением на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которая является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов) и имеет приоритет над общей нормой, установленной в ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме).
В отношении управляющей организации, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии, осуществление любых видов государственного жилищного надзора, за исключением лицензионного контроля не допускается, а равно и квалификация действий при осуществлении лицензионного контроля по статье 7.22 КоАП РФ неправомерна, поскольку не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
Таким образом, действия (бездействие) Центрального жилищно-коммунального управления неправомерно квалифицированы по статье 7.22 КоАП РФ.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение Шатойского районного суда Чеченской Республики от 8 сентября 2020 года и постановление руководителя Службы государственного жилищного надзора Чеченской Республики Осмаева И.И. от 2 сентября 2019 года N N 933-ВП-БХ подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
решение Шатойского районного суда Чеченской Республики от 8 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении N 12-20/2020 отменить.
Постановление Службы государственного жилищного надзора Чеченской Республики от 2 сентября 2019 года N 933-ВП-БХ отменить.
Производство по делу N 12-20/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Чеченской Республики М.З. Басханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.