2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Соседова Д.Е. и судей - Конфеты В.Л, Даутова М.Ф, при секретаре судебного заседания Цыбендоржиевой С.Б, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2 а-230/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 33333 старшего лейтенанта медицинской службы Юрчука Симона Марленовича об оспаривании бездействия командиров войсковых частей 00000, 11111, 22222 и 33333, выразившегося в непредставлении документов для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, по апелляционной жалобе административного истца на решение Читинского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, выступления административного истца Юрчука С.М, его представителя - адвоката Томилина В.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы и представителя Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Денисюк Л.А. в поддержание вынесенного судебного решения, окружной военный суд
установил:
Юрчук С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 33333. В период прохождения им военной службы в войсковой части 00000 ему 11 мая 2016 года присвоено первое офицерское воинское звание "лейтенант медицинской службы". Между тем, командир войсковой части 00000 и командиры войсковых частей 11111, 22222, в которых он проходил военную службу в последующем, а также командир войсковой части 33333, в которой он проходит службу в настоящее время, не направили установленным порядком документы на включение его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Считая свои права нарушенными, административный истец просил суд указанное бездействие названных воинских должностных лиц признать незаконным, обязать их и начальника 4 отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ) представить в адрес начальника Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ документы на включение его в реестр участников НИС с 11 мая 2016 года, а начальника Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ - включить его в данный реестр. Также Юрчук С.М. просил обязать руководителя Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") рассчитать сумму инвестиционного дохода за период с 11 мая 2016 года по дату внесения сведений о нём в реестр участников НИС и истребовать рассчитанную сумму денег у Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, административный истец просил суд взыскать с административных ответчиков в его пользу судебные расходы, состоящие из оплаты услуг представителя и уплаты государственной пошлины, в размерах, соответственно, 20000 рублей и 300 рублей.
Читинский гарнизонный военный суд решением от 28 сентября 2020 года отказал Юрчуку С.М. в удовлетворении его административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
Так, ссылаясь на положения действующего законодательства, он утверждает, что подлежит включению в реестр участников НИС с 11 мая 2016 года. При этом после его обращения в суд административными ответчиками в добровольном порядке были удовлетворены его требования о направлении в адрес Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ документов для включения его в данный реестр с указанной даты, что свидетельствует о фактическом признании ими заявленных требований. По этим же причинам подлежат взысканию с административных ответчиков в его пользу и понесённые им судебные расходы. Более того, его представитель Томилин сообщил суду, что не поддерживает удовлетворённые административными ответчиками в добровольном порядке требования, вследствие чего понесённые административным истцом судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, подлежат возмещению.
На указанную апелляционную жалобу представителем командира войсковой части 22222 - Монаховой И.С. поданы возражения, в которых она полагает необходимым оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, согласно требованиям ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днём, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо о незаконном возложении какой-либо обязанности.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 и ч. 8 ст. 219 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" определено, что пропуск данного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления, но при отсутствии уважительных причин, которые подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в судебном заседании независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица, может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления с указанием в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как видно из копии выписки из послужного списка Юрчука С.М, он проходил военную службу по контракту в периоды: с 11 мая 2016 года по 8 декабря 2017 года - в войсковой части 00000, с 11 декабря 2017 года по 5 июля 2018 года - в войсковой части 11111, с 5 июля 2018 года по 1 декабря 2019 года - в войсковой части 22222, а с 1 декабря 2019 года по настоящее время проходит военную службу в войсковой части 33333.
То есть, административному истцу стало известно о нарушении его прав, связанных с бездействием командиров войсковых частей 00000, 11111 и 22222, выразившемся в непредставлении документов для включения его в реестр участников НИС, не позднее, соответственно, декабря 2017 года, июля 2018 года и декабря 2019 года, вследствие чего указание судом в решении о том, что срок обжалования указанного бездействия командира войсковой части 22222 надлежит исчислять с января 2020 года, является неверным.
Между тем с административным исковым заявлением Юрчук С.М. обратился в суд лишь 10 сентября 2020 года.
При этом, как обоснованно указано в решении, административный истец не представил суду каких-либо уважительных причин, которые бы объективно лишили его возможности в установленный законом срок обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов. Не усматривается таковых и из поданного им в суд административного иска.
Следовательно, суд правомерно отказал Юрчуку С.М. в удовлетворении его требования о признании незаконным бездействия командиров войсковых частей 00000, 11111 и 22222, выразившегося в непредставлении документов для включения его в реестр участников НИС, ввиду пропуска им без уважительных причин предусмотренного статьёй 219 КАС РФ срока обращения в суд, поскольку данные срок истекли, соответственно, в марте 2018 года, октябре 2018 года и марте 2020 года.
Разрешая требование административного истца о признании незаконным бездействия командира войсковой части 33333 по указанному вопросу, гарнизонный военный суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон) к участникам НИС относятся, в том числе, военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трёх лет.
Согласно п. 1 ч. 2 указанной статьи Федерального закона основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников НИС для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 года, является получение первого воинского звания офицера.
В соответствии с пунктами 12 и 13 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года N 89, внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр в соответствии с подпунктами 1-16 п. 12 данных Правил. Датой возникновения соответствующего основания для включения военнослужащего в реестр, в частности, для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - дата присвоения первого воинского звания офицера.
Пунктом 5 Правил установлено, что регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 1 приказа Министра обороны РФ от 24 сентября 2020 года N 477 утверждён Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах РФ (далее - Порядок).
Пунктом 2 указанного приказа Министра обороны РФ Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ назначен регистрирующим органом.
Согласно п. 2 Порядка для организации и проведения работы в воинских частях по реализации положений настоящего Порядка приказом командира воинской части назначается ответственное должностное лицо.
В соответствии с п. 8 Порядка при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет личную карточку участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - личная карточка) в двух экземплярах, ознакамливает участника НИС с личной карточкой под роспись, представляет её на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу воинской части, отвечающему за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части и приобщает один экземпляр личной карточки к личному делу военнослужащего.
Ко второму экземпляру личной карточки прилагаются следующие документы:
заверенная копия рапорта военнослужащего (для военнослужащих, основанием для включения в реестр которых является их письменное обращение);
копия паспорта военнослужащего;
копии документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр;
в случае превышения трёхмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру воинской части - объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения установленного срока.
Согласно п. 10 Порядка военнослужащий включается в реестр по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 9 Федерального закона и пунктом 12 Правил.
Командиры воинских частей отвечают за своевременное выявление и учёт военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр.
Пунктом 11 Порядка установлено, что личная карточка и документы не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем возникновения основания для включения военнослужащего в реестр, направляются воинской частью в региональное управление жилищного обеспечения или его территориальный отдел (отделение) в соответствии с территориальной принадлежностью.
Пунктом 12 Порядка определено, что подразделение жилищного обеспечения в течение 10 рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 11 Порядка, осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения в реестр. Если документы, представленные воинской частью, оформлены с нарушением требований Порядка или представлены не в полном объёме, подразделение жилищного обеспечения возвращает их в воинскую часть в течение 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием причин возврата для оформления надлежащим образом.
Сводный список для включения в реестр направляется подразделением жилищного обеспечения (отдельным органом военного управления) в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях с приложением документов, указанных в пункте 8 Порядка. Регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней после получения сводного списка для включения в реестр производит внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр с учётом требований Правил. Если сводный список для включения в реестр и документы, представленные подразделением жилищного обеспечения (отдельным органом военного управления), оформлены с нарушением требований Порядка или представлены не в полном объёме, регистрирующий орган возвращает их без исполнения в подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) в течение 5 рабочих дней со дня их получения с указанием причин возврата для оформления надлежащим образом. После внесения в реестр указанной записи документы, представленные для включения военнослужащего в реестр, приобщаются к регистрационному делу участника НИС (пункты14-15 Порядка).
Из копии сопроводительного письма командира войсковой части 33333 от 19 сентября 2020 года N 2922 усматривается, что последний направил начальнику 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ документы для включения Юрчука С.М. в реестр участников НИС.
Как следует из копии сопроводительного письма начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ от 21 сентября 2020 года N 10-79/5146, последний направил начальнику Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ сводный список военнослужащих для включения в реестр участников НИС.
Из указанного сводного списка видно, что административный истец подлежит включению в реестр участников НИС с даты присвоения ему первого офицерского звания - с 11 мая 2016 года, что Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ было выполнено 20 ноября 2020 года.
Учитывая вышеприведённое, окружной военный суд считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия командира войсковой части 33333, выразившегося в не представлении документов для включения Юрчука С.М. в реестр участников НИС, о возложении на начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ обязанности представить в адрес начальника Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ документы на включение его в данный реестр с 11 мая 2016 года, а на начальника указанного Департамента - включить его в этот реестр законным и обоснованным, поскольку названными должностными лицами нарушение прав административного истца было устранено до судебного разбирательства по делу.
Вместе с тем, поскольку приведённые требования Юрчука С.М. были удовлетворены указанными административными ответчиками в добровольном порядке до разрешения дела по существу, также подлежали удовлетворению его требования о возложении на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанностей рассчитать сумму инвестиционного дохода за период с 11 мая 2016 года по дату включения административного истца в реестр участников НИС и истребовать рассчитанную сумму денег сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, у Министерства обороны Российской Федерации, вследствие чего решение суда в соответствующей части подлежит отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела с вынесением в ней нового решения об удовлетворении данных требований.
Кроме того, согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с ответчика (часть 1 статьи 101 ГПК РФ, часть 1 статьи 113 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
При этом следует иметь в виду, что отказ от иска является правом, а не обязанностью истца, поэтому возмещение судебных издержек истцу при указанных обстоятельствах не может быть поставлено в зависимость от заявления им отказа от иска. Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика.
Поэтому суд апелляционной инстанции, проанализировав объём и сложность выполненной представителем Юрчука С.М. - адвокатом Томилиным В.В. работы, с учётом принципа разумности и справедливости, считает необходимым взыскать в пользу административного истца с войсковой части 33333 за счёт денежных средств, находящихся на лицевом счёте ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", выделенных из федерального бюджета для финансирования расходов указанной воинской части, судебные расходы в размере 7450 рублей, состоящие из оплаты услуг представителя и уплаты государственной пошлины при подаче в суд административного искового заявления и апелляционной жалобы.
Учитывая вышеприведённое, а также руководствуясь ст. 307, п. 2 ст. 309, п. 1 ч. 2 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2020 года по административному делу N 2 а-230/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 33333 старшего лейтенанта медицинской службы Юрчука Симона Марленовича, в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" обязанностей рассчитать сумму инвестиционного дохода за период с 11 мая 2016 года по дату включения Юрчука С.М. в реестр участников НИС и истребовать рассчитанную сумму денег сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, у Министерства обороны Российской Федерации, отменить и принять в этой части новое решение об удовлетворении данных требований.
Обязать Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" рассчитать сумму инвестиционного дохода за период с 11 мая 2016 года по дату включения Юрчука Симона Марленовича в реестр участников НИС и истребовать рассчитанную сумму денег сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, у Министерства обороны Российской Федерации.
Обязать руководителя Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" в течение одного месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу сообщить об исполнении данного судебного акта в Читинский гарнизонный военный суд и административному истцу.
Взыскать в пользу Юрчука Симона Марленовича с войсковой части 33333 судебные расходы в сумме 7450 (семи тысяч четырёхсот пятидесяти) рублей за счёт денежных средств, находящихся на лицевом счёте Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", выделенных из федерального бюджета для финансирования расходов указанной воинской части.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Решение и апелляционное определение вступают в законную силу со дня вынесения апелляционного определения и с этого дня в течение шести месяцев могут быть обжалованы через Читинский гарнизонный военный суд в Кассационный военный суд, а затем - непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение будет составлено 17 декабря 2020 года.
Председательствующий Д.Е. Соседов
Судьи: В.Л. Конфета
М.Ф. Даутов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.