В целях обеспечения дальнейшего совершенствования системы развития трудовых ресурсов области, создания правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих формирование кадрового потенциала с учетом перспектив развития области:
1. Утвердить Концепцию развития кадрового потенциала Сахалинской области (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-губернатора Сахалинской области А.Н. Бурыкина.
Исполняющий обязанности Губернатора Сахалинской области |
К.М. Строганов |
Концепция
развития кадрового потенциала Сахалинской области
(утв. распоряжением Администрации Сахалинской области
от 9 июля 2009 г. N 369-ра)
1. Введение
Реализация геополитической задачи закрепления населения на территории региона за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения как минимум среднероссийского уровня социально-экономического развития является стратегической целью развития Сахалинской области.
Модернизация предприятий, реализация высокотехнологичных проектов в Сахалинской области, в том числе связанных с освоением нефтегазовых проектов, привели к тому, что структура вакансий существенно изменилась. Увеличился спрос на высококвалифицированных, профессионально подготовленных рабочих, специалистов среднего и высшего звена. Экономика области испытывает острую потребность в специалистах технического профиля с высшим образованием.
Наиболее востребованными продолжают оставаться опытные квалифицированные рабочие, владеющие несколькими специальностями в строительстве, нефтегазовом и рыбопромышленном комплексах, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве.
Дальнейшему повышению устойчивости, основанной на реализации инвестиционных проектов экономики области, будет способствовать реализация Стратегии развития Сахалинской области до 2020 года.
Индустриально-инвестиционное развитие и масштабные проекты, которые предстоит реализовывать, могут состояться только при условии создания эффективной системы сохранения, использования и развития кадрового потенциала.
(Кадровый потенциал - качественно-количественное измерение трудовых ресурсов с учетом пола, возраста, образования и профессиональной подготовки, здоровья, которыми определяется эффективность труда работников).
Наличие качественных трудовых ресурсов позитивно отразится на развитии экономики, и в первую очередь - на создании высокотехнологичных производств, будет способствовать развитию обслуживающих отраслей, предоставляющих разнообразный комплекс услуг.
Повышение качества и доступности услуг позволит повысить уровень жизни населения, увеличить ее продолжительность, будет способствовать росту рождаемости - основному источнику восполнения трудовых ресурсов.
Концепция - документ долгосрочного действия, на основании которого должны разрабатываться конкретные областные, отраслевые и муниципальные программы с учетом поставленных в Концепции целей и специфики отраслей и территорий.
2. Анализ и оценка состояния кадрового потенциала Сахалинской области и факторов, влияющих на его развитие
2.1. Рынок труда Сахалинской области, состояние и возможные пути развития
В Сахалинской области в последние годы сохраняется стойкая тенденция социально-экономического роста, связанная с реализацией федеральных и областных целевых программ, национальных проектов в сфере строительства, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, с проведением работ в рамках шельфовых проектов, развитием сферы услуг и социального сектора.
Развитие экономики способствовало росту занятых в различных ее секторах - с 261,9 тыс. в 1999 до 282 тыс. человек в 2011 году. Наибольший рост потребности в кадрах отмечался в организациях, занятых добычей полезных ископаемых, в строительстве и обрабатывающем производстве.
Общая численность безработных за этот период сократилась с 51,1 до 21,0 тыс. человек; официально зарегистрированных в службе занятости безработных - с 5,5 до 2,8 тыс. человек.
В 2008 году на областном рынке труда произошли заметные изменения. Начавшееся высвобождение работников субподрядных организаций, завершивших строительно-монтажные работы по шельфовым проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2", а также увольнение граждан с ряда других предприятий и организаций в связи с финансовым кризисом повлияли на рост напряженности на рынке труда. Сокращение наблюдалось на предприятиях транспорта, связи, в организациях, занятых финансовой деятельностью, оказанием коммунальных, социальных услуг. Среднесписочная численность работников, занятых на предприятиях и в организациях различных форм собственности, сократилась до 276,8 тыс. человек.
На стабилизацию экономики повлиял своевременно принятый антикризисный план Правительства Сахалинской области, ориентированный на реальный сектор экономики, предприятия малого и среднего бизнеса, обеспечение занятости населения. Его реализация позволила поддержать социально значимые предприятия, занимающие ключевые позиции в различных отраслях, обеспечить предпринимателям доступ к кредитным ресурсам, снизить уровень регистрируемой безработицы.
В течение 2011 года в службу занятости населения за различными государственными услугами обратились около 98 тысяч граждан, из них 37,7 тысячи зарегистрированы в качестве ищущих работу, что на уровне 2009 года, признаны безработными 12,7 тысячи человек, или на 2,4% меньше.
Демографическая ситуация ежегодно ухудшается. Численность населения Сахалинской области за период между Всероссийскими переписями (2002 - 2010 годы) сократилась почти на 50 тыс. человек (на 9%) и составила в 2010 году 498,9 тыс. человек. При этом потери населения трудоспособного возраста оцениваются в количестве 43 тыс. человек (на 11,7%).
Сокращение на протяжении ряда лет обусловлено ростом естественной убыли населения и продолжающимся миграционным оттоком населения за пределы области, в числе которого трудоспособное население составляет более 60%.
Активизация миграционного оттока, обусловленная переселением на постоянное место жительства за пределы области жителей г. Невельска, пострадавшего в результате землетрясения в августе 2007 года, а также граждан, выезжающих из области по государственным жилищным сертификатам, наблюдалась с начала 2008 года.
Покидают область в основном квалифицированные специалисты.
Вместе с тем длительное время недоукомплектованы кадрами учреждения социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Требуются также опытные, высококвалифицированные специалисты, в большей степени - технического профиля, профессионально мобильные работники, а также специалисты со знанием передовых технологий, владеющие смежными профессиями.
Общая потребность в кадрах, заявленная в агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области, в среднем составляет 6,5 тыс. вакансий.
Среди обратившихся в агентство государственной службы занятости Сахалинской области за содействием в поиске подходящей работы более половины - женщины. Из них большинство - впервые ищущие работу, не имеющие специальности или с длительным перерывом в работе.
Недостаток рабочей силы восполняется за счет иностранных работников, численность которых достигла в 2011 году 20,9 тыс. человек против 2 тыс. человек в 2000 году.
Приоритетными задачами социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест, будут являться:
- реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;
- развитие энергетики, промышленности, жилищной сферы, агропромышленного комплекса, транспортной инфраструктуры;
- увеличение количества субъектов малого предпринимательства.
С началом реализации в Сахалинской области инвестиционного проекта "Комплексное деревообрабатывающее производство", выход на 100-процентную мощность которого планируется в 2018 году, в области прогнозируется создание более 700 дополнительных рабочих мест.
Наиболее острой кадровой проблемой для лесозаготовительного производства является отсутствие в Сахалинской области операторов и механиков лесозаготовительной и агрегатной техники. Решение данной проблемы будет осуществляться по трем направлениям:
- привлечение квалифицированных специалистов из других регионов и организация их работы вахтовым методом;
- обучение имеющихся машинистов и механиков на лесозаготовительный комплекс при его покупке у производителя;
- обучение на краткосрочных курсах, организуемых на базе лесотехнических школ, центров по техническому обслуживанию и т.п.
Обеспечение производства кадрами также планируется за счет привлечения незарегистрированных безработных граждан центральной и северной частей Сахалинской области, имеющих рабочие специальности.
Для деревообрабатывающего производства особое значение имеет квалификация управляющего, инженера-технолога, инженера-электрика. Возможно, данные специалисты будут привлечены как из других регионов России, так из-за рубежа.
В предстоящие годы планируется реализация проектов "Сахалин-3", "Сахалин-4" и "Сахалин-5", строительство других важных объектов для экономического развития области, создание новых рабочих мест. При реализации данных перспективных инвестиционных проектов будет востребован персонал по следующим направлениям: разработка нефтяных и газовых месторождений, бурение нефтяных и газовых скважин, геология нефти и газа (специалисты по петрофизике, геологическому сопровождению бурения).
Для повышения нефтегазового потенциала в перспективе продолжатся работы по разработке запасов углеводородов на действующих месторождениях, по вводу в эксплуатацию новых скважин. Предусматривается увеличение объемов инвестиций на разработку Анивского газового месторождения, а также газификация топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства региона.
Важным направлением деятельности в предстоящие годы является создание условий для переработки углеводородов. Перспектива развития островного нефтегазового комплекса связана с расширением производства сжиженного природного газа, которое предусматривает строительство и введение в эксплуатацию 3-й очереди завода СПГ, строительство газохимического и нефтехимического комплексов.
В связи с этим возникает необходимость обеспечения создаваемых рабочих мест квалифицированными кадрами.
Вместе с тем вследствие изменения возрастной структуры населения сохранится тенденция снижения численности трудоспособного населения. Ожидаемый рост рождаемости и старение населения приведут к оттоку с предприятий области молодых женщин в связи с рождением ребенка и лиц старше трудоспособного возраста.
В сложившихся условиях в социальной политике на рынке труда области на первый план выдвигаются задачи профессиональной адаптации местного населения к рынку труда, повышения их конкурентоспособности путем осуществления переподготовки и повышения квалификации, реализации мероприятий по привлечению в регион квалифицированных специалистов.
Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда усугубляют проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений. В связи с этим профессиональная ориентация молодежи должна играть значительную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учебных заведений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.
В течение 2011 - 2012 годов общая численность безработных снизится до 21 - 23 тыс. человек. Среднемесячная численность официально зарегистрированных безработных планируется в пределах 3,1 - 2,8 тыс. человек.
Численность безработных будет пополняться за счет молодых специалистов - выпускников учебных заведений, женщин, имеющих малолетних детей, граждан предпенсионного возраста и высвобожденных с предприятий работников.
Согласно прогнозу по обследованным организациям в период с 2008 по 2015 год потребность работодателей в персонале, имеющем рабочие профессии, возрастет с 70 до 75%, в руководителях и специалистах снизится на 4,2% и составит 25%.
2.2. Анализ качества жизни
По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, по итогам 2010 года среди 83 субъектов Российской Федерации Сахалинская область занимает по сводному индексу социально-экономического положения регионов России пятое место.
Развитие региональной экономики создало благоприятные условия для повышения уровня жизни населения Сахалинской области. Так, например, в 2010 году среднедушевые доходы сахалинцев и курильчан составили 30,8 тыс. руб. (2006 год - 16,2 тыс. рублей) и превысили величину прожиточного минимума в 3,5 раза.
Реальные денежные доходы населения региона в 2010 году выросли на 25,1% к уровню 2006 года.
Развитие региональной экономики привело к росту численности занятого населения. При этом уровень зарегистрированной безработицы в 2010 году составил 1,2% (что в два раза меньше общероссийского показателя).
Одними из методов борьбы с бедностью являются контроль за уровнем минимальной заработной платы и легализация теневых доходов работников.
Во всех учреждениях бюджетной сферы региона, начиная с 2008 года, внедрены и применяются отраслевые системы оплаты труда.
Ежегодно заключаются Соглашения о минимальной заработной плате в Сахалинской области, предусматривающие установление фиксированного размера минимальной заработной платы, с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также проводятся индексации оплаты труда бюджетников.
Особое внимание уделяется уровню тарифных ставок (окладов), вопросам предоставления дополнительных льгот, выплат надбавок, доплат в соответствии с действующим законодательством.
Первостепенными задачами с 2009 года являются: обеспечение смягчения возможных негативных последствий экономического кризиса посредством содействия занятости трудоспособного населения и адресной социальной защиты малообеспеченных групп населения, поддержание уровня благосостояния населения.
2.3. Анализ системы профессионального образования
Состояние системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для экономики Сахалинской области в настоящее время является одной из важнейших проблем, связанных с развитием региона.
Сахалинская область имеет развитую сеть учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Существенной ее характеристикой является дифференцированность по типам и видам.
Система профессионального образования области представляет собой 5 уровней образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
В области функционирует 38 образовательных учреждений профессионального образования с общим контингентом обучающихся 34,7 тыс. человек. Из них 10 вузов и филиалов вузов, 18 образовательных учреждений среднего профессионального образования и 10 учреждений начального профессионального образования.
Программы профессиональной подготовки реализуются в 22 учреждениях профессионального образования области и 27 учебно-курсовых комбинатах и технических школах по 63 профессиям.
Учебные заведения области готовят кадры для энергетики, нефтегазодобывающей отрасли, торговли и общественного питания, морского транспорта, строительства, выпускают банковских работников, экономистов, юристов, работников образования, здравоохранения, культуры и искусства и ряд других специалистов. Общее количество профессий и специальностей составляет 150 наименований.
В высших и средних специальных учебных заведениях открыто 14 новых специализаций, востребованных на рынке труда. Обеспечены условия для реализации образовательных программ непрерывного профессионального образования по 15 специальностям.
В системе начального профессионального образования сохраняется отраслевой характер структуры учебных заведений, выражающийся в преобладании подготовки рабочих кадров по профессиям для производственной сферы экономики. Весь перечень рабочих профессий ориентирован на потребности рынка труда области. Открыты новые профессии: "Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования", "Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике", "Машинист на открытых горных работах", "Машинист подъемно-транспортных машин", "Оператор связи", "Коммерсант в торговле", "Мастер издательского дела", "Проводник" и другие.
Несмотря на положительные тенденции развития системы профессионального образования, до настоящего времени в области не выработаны единые подходы к процессу подготовки кадров. В частности, требуют решения такие задачи, как: региональное правовое регулирование вопросов обеспечения кадровыми ресурсами; формирование прямых заказов на подготовку рабочих и специалистов крупными и средними предприятиями; создание шефского корпуса производственных предприятий над учреждениями начального профессионального образования; разработка региональной составляющей образовательных программ профессиональной подготовки; разработка региональных критериев текущего контроля и оценки качества подготовки кадров.
Главным недостатком системы профессионального образования остается несоответствие спроса рынка труда рынку образовательных услуг в высших и средних специальных учебных заведениях области, что в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно договорного сектора профессионального образования). Профессиональные учебные заведения Сахалинской области не осуществляют подготовку специалистов для лесозаготовительного и деревообрабатывающего производства. При наличии все возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального профессионального образования (далее - НПО) в большей степени готовят рабочих с низкими разрядами. Сложившаяся ситуация обусловлена рядом причин: слабая профориентационная работа по повышению интереса школьников к рабочим профессиям в общеобразовательных учреждениях, так как выпускники школ в основном ориентированы на поступление в высшие и средние специальные учебные заведения; низкий образовательный уровень выпускников, поступающих в учреждения НПО; основные образовательные программы по профессиям НПО предусматривают прежде всего подготовку рабочих кадров с невысокими рабочими разрядами. И как следствие данной ситуации - низкий показатель трудоустройства выпускников учреждений НПО, который составляет всего 38% в первый год после окончания обучения. Кроме этого, начальный этап производственной карьеры части выпускников учреждений НПО прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация.
В современных условиях подавляющее большинство работодателей не предоставляет возможности молодым специалистам условий для адаптации к трудовой деятельности. В то же время образовательные учреждения, традиционно осуществляющие подготовку специалистов для промышленных отраслей экономики, слабо взаимодействуют с профильными предприятиями, а, следовательно, ограничивают возможность организации полноценной производственной практики для обучающихся, что отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов. Работодатель не может получить специалиста нужной квалификации, имеющего практический опыт работы по специальности, а расходовать свои средства на внутрифирменную дополнительную подготовку персонала чаще всего не готов.
В настоящее время система внутрифирменной подготовки сохранилась только на предприятиях, имеющих собственную сеть курсовых комбинатов. Это предприятия энергетики, нефтегазового комплекса, Сахалинской железной дороги, морского транспорта.
Система профессионального образования нуждается в переориентации на подготовку по инженерно-техническим специальностям и расширении перечня наиболее массовых рабочих профессий, востребованных реальным сектором экономики Сахалинской области.
Стабилизация производства, оживление инвестиционной политики сказались на росте спроса на квалифицированную рабочую силу области. Свыше 80% заявляемых вакансий - это заявки на работников рабочих и инженерно-технических профессий и специальностей. Планомерность приема в учебные заведения сохранена, а использование молодых специалистов в отраслях экономики области остается бессистемным.
Сегмент рынка рабочей силы, представленный выпускниками профессиональных учебных заведений области, не удовлетворяет потребности экономики.
В 2010 году наибольший спрос на квалифицированных специалистов и рабочих наблюдался в строительстве (22,8%), добыче полезных ископаемых (11,9%), рыболовстве (8%), энергетике (3,8%), на предприятиях автомобильного транспорта и лесоперерабатывающей промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании (11,9%).
При этом системой ВПО и СПО в общем объеме (2,4 и 2,5 тыс. человек) выпуска подготовлено: 5% - для энергетики, 1% - для строительства, 7% - для разведки и разработки полезных ископаемых, 36% - для экономики и управления, 26% - для гуманитарных и естественных наук, 11% - для образования.
Учитывая, что экономика области динамично развивается и принят ряд целевых программ, связанных с развитием строительства, электроэнергетики, газификации, сельского хозяйства, туризма, уже в 2011 году для этих сфер требовались грамотные и квалифицированные специалисты.
Требуют серьезного совершенствования научно-методическое обеспечение образовательного процесса и подготовка преподавательских кадров для системы профессионального образования, оптимизация структуры и совершенствование организации образовательного процесса, обновление и содержание теоретического и практического обучения, внедрение инновационных форм, методов, средств и технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.
Система профессионального образования в идеале должна удовлетворять ежегодную потребность экономики в обновлении кадров, но анализ ситуации указывает на серьезную проблему, существующую на рынке труда и рынке образовательных услуг области. Сформировалась острая потребность в подготовке специалистов технического профиля, которая будет существенно усиливаться с учетом необходимости массовой замены высококвалифицированных рабочих кадров.
Из приведенных выше сведений следует, что система профессионального образования области работает недостаточно эффективно, требуется ее модернизация, приведение в соответствие с потребностями региональной экономики и социальной сферы профессионально-квалификационной структуры подготовки и выпуска специалистов различного уровня.
Требует своего решения и проблема привлечения средств работодателей к обеспечению подготовки кадров. Поскольку Сахалинская область в стратегии своего развития делает ставку на рост реального сектора экономики, на развитие собственной промышленности, то ей не обойтись без развития многоуровневых учреждений профессионального образования как новых видов образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Необходимо повысить влияние отраслевых ведомств в решении вопросов кадрового обеспечения курируемых организаций, формирования на предприятиях резервов управленческих кадров.
2.4. Трудовая миграция в Сахалинской области, анализ использования иностранной рабочей силы
Современная схема международных экономических отношений, пришедшая на смену экономически разобщенному миру, обязательно учитывает постоянно растущую мобильность населения.
Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам от переводов средств трудовых мигрантов на родину.
Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом.
Обеспеченность трудовыми ресурсами и их рациональное использование имеют большое значение для повышения эффективности производства.
Трудовые ресурсы Сахалинской области формируются под влиянием естественных и механических факторов изменения населения, особенно трудоспособной его части. В результате миграционного оттока и естественной убыли населения продолжает сокращаться численность населения и изменяться ее половозрастная структура.
Численность трудовых ресурсов области в 2010 году составила 363,9 тыс. человек. Основную их часть составляет население в трудоспособном возрасте - 319,5 тыс. человек (87,8% от численности трудовых ресурсов), подростки и лица старше трудоспособного возраста, способные трудиться, - 20,6 тыс. (5,6%), а также иностранные трудовые мигранты - 23,9 тыс. (6,6%).
Неблагополучная демографическая ситуация, продолжающийся отток населения и существующий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда не позволяют в полной мере удовлетворить потребность ведущих отраслей экономики в квалифицированных трудовых ресурсах. Наряду с этим ситуация с трудовыми ресурсами осложняется рядом факторов, среди которых - потеря трудового потенциала высококвалифицированных кадров, несоответствие структуры выпуска специалистов учебными заведениями структуре спроса на рынке труда, недостаточная развитость системы вторичного обучения, непрерывной подготовки, особенно на производстве.
Сегодня на рынке труда области остается актуальной проблема укомплектования свободных рабочих мест высококвалифицированными специалистами и рабочими, владеющими международными сертификатами, особенно при выполнении заказов с использованием зарубежных технологий, эксплуатацией высокотехнологичного оборудования, возникшая в результате начала широкомасштабных работ на континентальном шельфе.
Потребность работодателей в привлечении иностранных работников обусловлена диспропорцией спроса и предложения рабочей силы не только в профессиональном разрезе, но и по другим причинам.
70 - 80% предлагаемых работодателями вакансий - для мужчин, имеющих рабочие профессии: механизатор широкого профиля, водитель большегрузных машин, машинист автодорожной техники, электрик, слесарь по ремонту теплосетей, слесарь-сантехник, оператор по добыче нефти и газа, инженер-электрик, механик, строитель с опытом работы по специальности более трех лет.
В то же время в структуре зарегистрированных безработных более 60% - женщины, 35% - молодежь в возрасте до 30 лет, в основном не имеющая необходимых профессиональных знаний и трудового стажа.
При потребности компаний, занятых в реализации шельфовых проектов, в инженерных работниках и рабочих высокой квалификации 27% клиентов службы занятости имеют начальное профессиональное образование, 14% - среднее профессиональное образование, всего 8% безработных имеют высшее профессиональное образование.
Преодолению кадрового дефицита в экономике могут способствовать увеличение численности трудоспособного населения и установление равновесия между спросом на рабочую силу на рынке труда и тем кадровым потенциалом, который обеспечивает система профессионального образования (включая систему подготовки кадров на производстве). Но результаты этих процессов сложно прогнозировать, к тому же они спроецированы на перспективу, а работники предприятиям нужны сейчас, причем, учитывая темпы развития Сахалинской области, потребность в трудовых ресурсах будет возрастать. В данной ситуации усиливается актуальность развития внешней трудовой миграции.
За последние 3 года число иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях области, возросло в 2,2 раза, в том числе за счет граждан государств-участников СНГ - почти в 8 раз, дальнего зарубежья - в 1,4 раза.
Численность иностранных работников, занятых в строительстве, увеличилась в 1,6 раза (7,6 тыс. человек); добычей полезных ископаемых - в 2,1 раза (2,2 тыс. человек); сельским хозяйством, охотой, лесным хозяйством - в 2,8 раза (0,8 тыс. человек); оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - в 7,2 раза (2,8 тыс. человек); на транспорте и в связи - в 7,2 раза (1,4 тыс. человек).
Иностранные специалисты замещали вакантные должности руководителей высшего и среднего звена, инженерно-технических работников по различным направлениям. Иностранные рабочие заполняют свободные рабочие места арматурщиков, бетонщиков, плотников, каменщиков, кровельщиков, столяров, слесарей, монтажников.
Ряд работодателей привлекает иностранных работников на вакансии, не пользующиеся спросом у местного населения из-за низкой заработной платы, тяжелых условий труда: подсобные рабочие, овощеводы, обработчики рыбы и другие.
В связи с финансовым кризисом и окончанием строительных работ по шельфовым проектам Сахалин-1" и "Сахалин-2" сократились объемы привлечения иностранной рабочей силы с 31,7 до 24,7 тыс. человек.
В дальнейшем миграционная политика должна строиться на основе анализа реальной потребности экономики Сахалинской области в квалифицированных специалистах и неквалифицированной рабочей силе в разрезе укрупненных групп профессий.
При этом необходимо основываться на принципе приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную подготовку и уровень квалификации.
Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы замещение рабочих мест иностранными специалистами не препятствовало трудоустройству молодежи, в том числе выпускников системы профессионального образования.
Областной межведомственной комиссией по привлечению и использованию иностранной рабочей силы должны учитываться эти факторы при формировании квоты на привлечение иностранной рабочей силы на очередной календарный год.
2.5. Анализ областных программ социально-экономического развития, включающих мероприятия по регулированию процессов в области занятости населения и подготовки кадров
Развитие отраслей экономики Сахалинской области, социальной сферы осуществляется на основе программ федерального и регионального значения, в рамках которых решаются вопросы занятости населения, формируется рынок рабочей силы.
Среди федеральных целевых программ наиболее значимой в части влияния на сферу занятости населения является Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". Реализация федеральной целевой программы в 2010 году позволила создать и сохранить 2372 рабочих места, включая временные рабочие места по реконструкции и строительству автомобильных дорог Южно-Сахалинск - Оха, Огоньки - Невельск, реконструкции и строительству передающих электросетей Сахалинской области, строительству мостовых переходов на трассе автомобильных дорог, на которых были заняты 1889 работников.
В 2011 году продолжается реализация Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы", реализация которой позволила увеличить численность граждан, занятых в экономике Курильских островов, на 510 человек, сохранить 290 рабочих мест.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" были продолжены мероприятия по материальному стимулированию педагогических кадров и учреждений, внедряющих инновационные методики обучения. В целях выполнения мероприятий по внедрению современных образовательных технологий за счет средств федерального и областного бюджетов приобретено оборудование для учебных кабинетов физики, химии, географии, биологии и истории.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" проводились углубленные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
На базе ОГУЗ "Сахалинская областная больница" созданы региональный сосудистый центр и первичные отделения в МУЗ "Городская областная больница им. Ф.С.Анкудинова", МУ "Охинская ЦРБ", МЛПУ "Холмская ЦРБ". Для оказания квалифицированной помощи населению 66 специалистов сосудистых центров прошли обучение в ведущих клиниках и исследовательских институтах страны.
В целях кадрового обеспечения отрасли заключены договоры о совместном сотрудничестве с дальневосточными медицинскими высшими учебными заведениями на подготовку специалистов для Сахалинской области, а также на преддипломную подготовку специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения области. В 2008 году после окончания высших учебных заведений в Сахалинскую область прибыло 64 молодых специалиста, которые направлены для прохождения интернатуры в учреждения здравоохранения области.
Осуществляется реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения Сахалинской области".
В соответствии с административными регламентами службой занятости оказываются государственные услуги населению и работодателям. В рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" за период с 2008 по 2010 год при посредничестве службы занятости подготовлено 200 человек для укомплектования новых рабочих мест.
Среди них наиболее массовыми были водители, плотники, стропальщики, электрики, операторы ЭВМ, менеджеры по персоналу.
В 2008 - 2010 годах для национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" обучено 400 безработных граждан.
На основе квалификационного отбора учебных заведений формируется рынок образовательных услуг для профессионального обучения безработных граждан. В 2009 - 2011 годах на курсовое обучение с гарантированным трудоустройством направлено 3626 человек. Граждане обучались по востребованным на рынке труда профессиям: водители автомашин, машинисты бульдозеров, экскаваторов, продавцы продовольственных и промышленных товаров, стропальщики, электрики и так далее.
За период с 2009 по 2011 год в службе занятости получили информационно-консультационные услуги и прошли тестирование по методикам, определяющим склонность к предпринимательской деятельности, 2,4 тыс. граждан, желающих организовать собственное дело. В клубах "Введение в предпринимательскую деятельность" специалистами службы занятости в 2010 - 2011 годах обучено основам организации собственного дела 1,0 тыс. человек, предпринимательской деятельностью занялись 778 человек. За этот период общее количество различных государственных услуг получили в службе занятости населения 97,7 тыс. граждан.
В 2010 году с использованием различных направлений активной политики занятости трудоустроено 20,0 тыс. граждан. Около 70% получили временную и сезонную работу.
В обеспечении квалифицированными специалистами высокотехнологичных нефтеперерабатывающих и газохимических производств, планируемых к строительству на территории Сахалинской области в соответствии с областной целевой программой "Социально-экономическое развитие Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года" предполагается привлечь 600 инженеров и техников по установке оборудования с организацией их обучения на базе филиалов Технического института СахГУ, Сахалинского топливно-энергетического техникума, филиалов Дальневосточного технического университета и других учебных заведений области.
Разработан проект программы развития угольной отрасли до 2015 года.
Формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса предусмотрено областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции". Мероприятиями программы предусматривается обеспечить сельскохозяйственные предприятия до 100% руководящим составом с высшим профессиональным образованием, до 75% - специалистами с высшим образованием и до 85% - со средним и начальным образованием. Также предусматривается ввести новые специальности: менеджер, предприниматель сельскохозяйственного производства, внешний (антикризисный) управляющий.
В целях реализации программы управлением сельского хозяйства Сахалинской области подписаны соглашения сроком до 2012 года по обучению на целевой контрактной основе, переподготовке и повышению квалификации с Приморской государственной сельскохозяйственной академией, Дальневосточным государственным аграрным университетом, Российской академией кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.
Одним из путей решения кадрового вопроса в сельском хозяйстве может стать обеспечение жильем молодых специалистов, повышение уровня и качества жизни на селе.
Разработана долгосрочная целевая программа "Поддержка развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2017 года", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 24.11.2011 N 495, одним из программных мероприятий которой является развитие кадрового потенциала лесного комплекса, включающее в себя:
- целевую подготовку специалистов по лесохозяйственным и технологическим направлениям, поступающих на обучение по заказу учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. В 2012 - 2017 годах за счет средств областного бюджета в объеме 4,8 млн. рублей предполагается подготовить квалифицированные кадры для работы в учреждениях, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, как с высшим, так и со средним специальным образованием, прошедшие теоретическую и практическую подготовку в сфере лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса;
- частичное субсидирование аналогичных затрат, осуществляемых предприятиями лесного комплекса области, за счет средств областного бюджета в объеме 4,8 млн. рублей за тот же период;
- организацию работы по привлечению подготовленных специалистов из других регионов страны для работы в лесном комплексе области за счет средств хозяйствующих субъектов при информационной поддержке министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
2.6. Анализ нормативных правовых документов, принятых в Сахалинской области в сфере подготовки кадров
В соответствии с распоряжениями администрации Сахалинской области от 21.01.2005 N 15-ра "О приеме в государственную собственность Сахалинской области федеральных государственных учреждений образования" и от 14.05.2005 N 215-ра "О ликвидации государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области "Профессиональное училище N 3" 17 учреждений начального профессионального образования области приняты в государственную собственность Сахалинской области на безвозмездной основе. Финансирование учреждений обеспечено за счет средств областного бюджета.
Из шести учреждений начального профессионального образования образовано 3 профессиональных училища на основании распоряжения администрации Сахалинской области от 14.05.2005 N 216-ра "О реорганизации в форме слияния государственных учреждений начального профессионального образования Сахалинской области".
С целью регулирования вопросов, обеспечивающих функционирование системы начального профессионального образования, постановлением администрации Сахалинской области от 14.01.2005 N 1-па "Об утверждении Порядка определения объемов и структуры приема обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Сахалинской области" утвержден порядок определения объема и структуры приема обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования области. Согласно вышеназванному постановлению ежегодно формируются контрольные цифры приема в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Сахалинской области.
С целью подготовки высококвалифицированных управленческих кадров, повышения конкурентоспособности организаций за счет совершенствования управления, установления новых экономических связей с зарубежными организациями в Сахалинской области с 1999 года реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций.
Учитывая статус и род деятельности участников Президентской программы, на базе негосударственного образовательного учреждения "Учебный центр ЛИНК" проводится их подготовка по специальностям "Менеджмент в бизнесе" и "Менеджмент в сфере инноваций".
Обучение проходит без отрыва от работы, в форме модульного и вечернего обучения.
В настоящее время назрела необходимость подготовить нормативные документы, регулирующие процессы подготовки квалифицированных рабочих и инженерных кадров для предприятий области, стимулирования работодателей за организацию приема на работу молодых специалистов, а также квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений профессионального образования.
Экономические и социальные процессы региона испытывают потребность в обеспеченности профессиональными управленческими кадрами, способными на высоком современном уровне менеджмента управлять процессами модернизации и развития инвестиционно-индустриальной экономики региона и ориентированной на повышение качества жизни социальной сферы. Как следствие, необходимо подготовить нормативные документы, регулирующие региональные процессы формирования и подготовки управленческих резервов в приоритетных сферах экономики, государственного и муниципального управления.
2.7. Прогнозная оценка формирования кадрового потенциала Сахалинской области, выводы и тенденции, выявленные на основе изучения факторов, влияющих на его состояние
Формирование рынка квалифицированного труда - одно из обязательных условий современной экономики, ее индустриально-инвестиционного пути развития.
При развитии положительных тенденций последних лет, создании условий для обрабатывающих производств, сельского хозяйства, малого предпринимательства возможно увеличение количества эффективных рабочих мест (с точки зрения условий работы), расширение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп.
В условиях модернизации предприятия, ввода в строй высокотехнологичных новых производств произойдет увеличение потребности в специалистах инженерных направлений деятельности. Причем рост спроса квалифицированных кадров возможен не только в сфере производства, но и в сфере реализации, так как при сбыте высокотехнологичных товаров необходимы квалифицированные консультанты по вопросам их эксплуатации.
Повышенное внимание государства к проектам модернизации отраслей, решение задач привлечения в регион инвестиций на реализацию стратегически важных и приоритетных проектов бизнеса, современные тенденции в процессах интеграции - все это повышает требования к уровню подготовки управленческого кадрового потенциала. В связи с этим стоит ожидать повышения потребности в высококвалифицированных руководящих кадрах, обладающих проектным мышлением и ориентацией на экономические и социально значимые результаты.
Анализ ситуации на рынке труда свидетельствует о преимуществе развития занятости в организациях, занятых добычей полезных ископаемых и в обрабатывающем производстве.
Согласно оценкам работодателей самыми востребованными на рынке труда являются рабочие и специалисты строительных специальностей с начальным и средним профессиональным образованием.
Сохранится потребность в высококвалифицированных электриках, электромонтерах, слесарях по ремонту оборудования, специалистах по монтажу стальных и железобетонных конструкций, отделочниках, электрогазосварщиках, водителях автомобилей, рыбообработчиках, кондитерах, поварах, продавцах и овощеводах.
В период эксплуатации объектов нефтегазового комплекса потребуются операторы пульта управления добычи нефти и газа и различных технологических установок, инженерно-технические работники по надзору и контролю за работой электрооборудования, по контрольно-измерительным приборам и автоматике, охране труда и технике безопасности, охране окружающей среды.
Формирование кадрового потенциала предполагается осуществлять с использованием внутренних резервов - привлечением молодежи, женщин, имеющих малолетних детей и желающих вернуться к активной трудовой деятельности, граждан предпенсионного возраста и незанятого населения.
Приоритетными направлениями развития трудовых ресурсов являются: привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров, содействие развитию кадрового потенциала предприятий, участие бизнеса в разработке и реализации отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов.
В дополнение к имеющимся местным трудовым ресурсам для трудоустройства в организации, испытывающие нехватку кадров, также потребуются высококвалифицированные специалисты, приглашаемые из-за пределов области, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья.
3. Система целей и задач концепции
Целью принятия данной Концепции является создание эффективной и устойчивой системы обеспечения экономики и социальной сферы Сахалинской области специалистами необходимых профессий, квалификации, уровня образования, соответствующих спросу рынка труда и стратегическим целям социально-экономического развития области, повышение эффективности использования кадрового потенциала, направленное на улучшение условий и уровня жизни населения.
Для достижения основной цели Концепции определены основные направления и задачи, стоящие перед органами исполнительной власти Сахалинской области до 2020 года в сферах:
- демографической политики;
- улучшения благосостояния граждан;
- трудовых отношений и формирования на предприятиях внутрикорпоративной культуры, учитывающей обязательность внутрифирменного (производственного) обучения;
- социальной поддержки населения;
- здравоохранения;
- государственной молодежной политики;
- государственной политики в области регулирования процессов на рынке труда и в сфере занятости населения;
- реформирования системы профессионального образования.
3.1. Цели и задачи в сфере улучшения социально-демографической ситуации, повышения качества жизни населения
Целью демографической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления Сахалинской области является улучшение демографической ситуации в регионе на основе формирования системы воспроизводства населения, отвечающей долгосрочным интересам общества и способствующей всестороннему и гармоничному развитию человека.
К числу приоритетных задач относятся:
- повышение доступности и качества медицинской помощи;
- создание условий для роста рождаемости и снижения смертности населения;
- улучшение охраны материнства и детства;
- формирование у населения устойчивой потребности в здоровом образе жизни;
- оптимизация миграционных процессов.
В целях улучшения демографической ситуации администрацией Сахалинской области и областными органами исполнительной власти разработан и утвержден План первоочередных мероприятий на 2007 - 2010 годы по реализации основных направлений демографической политики администрации Сахалинской области до 2015 года.
Компенсировать естественную убыль населения и трудовых ресурсов предполагается также за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Сахалинскую область по программе переселения соотечественников, проживающих за рубежом (проект программы представлен на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти).
Целью политики органов государственной власти Сахалинской области в части улучшения благосостояния граждан является повышение реальных денежных доходов, создание условий для роста покупательной способности населения.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
- обеспечение роста реальных денежных доходов за счет содействия занятости населения, легализация теневых доходов, обеспечение безопасных условий труда, повышение уровня трудовых и социальных гарантий работников предприятий и организаций;
- повышение уровня жизни работников бюджетной сферы за счет перехода на новые условия оплаты труда и своевременной индексации заработной платы;
- совершенствование ценового регулирования на товары, работы и услуги, предназначенные для личного потребления;
- сокращение разрыва между уровнями жизни различных слоев населения, в том числе на основе обеспечения жителей региона достойным уровнем социальной поддержки.
Основные мероприятия администрации Сахалинской области, областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления будут направлены на оказание качественных государственных услуг в сфере содействия занятости населения и поддержку в создании эффективных рабочих мест, а также на обеспечение условий для мобильности рабочей силы.
В целях совершенствования государственной политики в области трудовых отношений, повышения эффективности взаимодействия власти, профсоюзных органов и бизнеса в формировании механизмов социального партнерства в сфере труда органы исполнительной власти Сахалинской области и органы местного самоуправления обеспечат дальнейшее заключение и реализацию региональных, отраслевых и территориальных соглашений.
Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений продолжит осуществление контроля за выполнением указанных соглашений, обращая особое внимание на соблюдение положений, предусматривающих повышение размера заработной платы работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории Сахалинской области. Будет осуществляться координация действий контрольно-надзорных органов по контролю за своевременностью выплаты заработной платы в организациях области, соблюдением трудового законодательства и уровнем оплаты труда работников различных секторов экономики.
Для снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников предусматривается ежегодно обучать не менее 2,5 тыс. руководителей и специалистов по вопросам охраны труда и аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе в районах.
Цель областной политики в сфере социальной поддержки граждан заключается в оказании населению необходимой помощи путем обеспечения доступных социальных услуг и реализации мер по социальному обеспечению.
Важнейшими задачами в этом направлении социальной политики будут: повышение эффективности функционирования системы социальной защиты и социального обслуживания населения путем внедрения новых механизмов социального обслуживания, а также укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты.
Основными целями деятельности органов власти в сфере здравоохранения являются: развитие ресурсной базы государственной и муниципальной систем здравоохранения, повышение доступности и качества медицинской помощи населению, обеспечивая тем самым вклад в улучшение демографической ситуации, повышение качества жизни населения области.
Основные задачи:
- внедрение современных, в том числе высокотехнологичных, методов диагностики и лечения заболеваний;
- создание комфортных условий пребывания больных в лечебно-профилактических учреждениях;
- развитие сети учреждений здравоохранения;
- укрепление кадрового потенциала.
Цель государственной молодежной политики заключается в создании и развитии правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодых граждан активной жизненной позиции, гражданского самосознания, личностной самореализации молодых людей как активных участников жизни современного общества.
Задачи в сфере государственной молодежной политики на ближайшие годы:
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы региональной государственной молодежной политики;
- содействие трудоустройству и создание временных и сезонных рабочих мест для молодежи;
- создание условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, формирование толерантности, снижение проявлений агрессивности и экстремизма в молодежной среде;
- содействие развитию института семьи и традиционных семейных ценностей, поддержка молодых семей, в том числе в сфере решения жилищных проблем;
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде;
- поддержка молодежных объединений, союзов, организаций, клубов, действующих в соответствии с российским законодательством;
- поддержка молодежных программ и инициатив, направленных на вовлечение молодежи в разработку и реализацию общественно-политических и социально-экономических программ развития области;
- формирование единого информационного пространства для молодежи области.
Целью в образовательной сфере является развитие кадрового потенциала на основе решения задач, связанных с созданием механизма устойчивого развития системы профессионального образования и обеспечения населению государственных гарантий по доступности и качеству образовательных услуг, а также равных возможностей для получения образования.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
1) повышение доступности качественных услуг в сфере профессионального образования;
2) совершенствование системы профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов;
3) развитие инфраструктуры, ресурсного обеспечения системы образования Сахалинской области.
С 2013 года в связи с реализацией Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года ожидается улучшение демографической ситуации за счет роста рождаемости, снижения смертности населения и увеличения миграционного прироста.
3.2. Основные направления государственной политики в области регулирования процессов на рынке труда и в сфере занятости населения Сахалинской области
Для решения задач государственного регулирования рынка труда планируется:
- обеспечение дальнейшего совершенствования системы развития трудовых ресурсов области; создание правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих развитие кадрового потенциала области, с учетом перспектив развития области;
- создание комплексного механизма управления кадровым потенциалом для достижения динамичного баланса между рынком труда и региональной системой начального и среднего профессионального образования;
- проведение регулярного мониторинга спроса и предложения рабочей силы, оказание государственных услуг гражданам в трудоустройстве, а работодателям - в укомплектовании предприятий необходимыми кадрами;
- разработка конкретных механизмов обеспечения трудовыми ресурсами и развития кадрового потенциала соответствующих отраслей экономики в каждой долгосрочной целевой программе Сахалинской области;
- совершенствование деятельности в сфере профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений, безработных и незанятых граждан с учетом ежегодного прогноза баланса трудовых ресурсов, спроса и формирования предложений рабочей силы на рынке труда;
- совершенствование механизма формирования регионального заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования для экономики области;
- обучение профессиям, востребованным работодателями, а также переподготовка, повышение квалификации незанятых граждан до уровня, соответствующего современным требованиям;
- расширение информационного освещения процессов, происходящих на рынке труда области; размещение в средствах массовой информации материалов о передовом опыте предприятий по развитию персонала, о состоянии рынка труда и социальной рекламы, направленной на повышение престижа рабочих профессий;
- участие в формировании перечня стипендиатов от предприятий с последующим трудоустройством;
- организация работы по внесению в коллективные договоры, отраслевые соглашения мероприятий, предусматривающих увеличение расходов предприятий на развитие персонала;
- проведение обучающих семинаров по вопросам трудового законодательства и новым технологиям кадровой работы для руководителей и работников кадровых служб областных учреждений;
- организация профессиональной подготовки и повышения квалификации работников службы занятости, формирование и обучение кадрового резерва;
- повышение конкурентоспособности трудоспособных граждан путем непрерывного профессионального образования, в том числе получения дополнительного образования, профессиональной подготовки и переподготовки, а также развивая внутрипроизводственное обучение персонала;
- активная поддержка развития малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;
- повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов и осуществление селективной миграционной политики, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработка программ профессиональной ориентации населения, обеспечение психологической поддержки населения;
- повышение качества рабочих мест и рабочей среды путем проведения аттестации рабочих мест на соответствие установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и обеспечения реализации областной программы действий по улучшению условий и охраны труда, а также мероприятий по охране труда организациями области.
Необходимо осуществить действия по переориентации деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области и местного самоуправления от решения текущих отраслевых вопросов в сторону применения механизмов развития инвестиционной деятельности, создания качественного и понятного для потенциального инвестора предложения.
Данные действия определяют необходимость оперативного сбора и анализа информации о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах, а также формирования органами власти собственных отраслевых проектов, их последующей презентации и продвижения для целей инвестиций.
Для этого необходимо проведение комплекса мероприятий по повышению квалификации (тренинги, семинары, стажировки) государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Сахалинской области, муниципальных служащих органов местного самоуправления в сферах подготовки и экспертизы инвестиционных проектов в отраслях экономики, а также грамотной подготовки презентаций инвестиционных проектов с учетом национальных особенностей, традиций и культуры восприятия информации потенциальных инвесторов из различных стран;
- проведение семинаров по повышению финансовой и инвестиционной грамотности населения и субъектов предпринимательской деятельности на территории муниципальных образований Сахалинской области;
- включение в индивидуальные планы развития государственных гражданских служащих Сахалинской области и муниципальных служащих направлений подготовки по вопросам повышения инвестиционной грамотности и взаимодействия с субъектами предпринимательства.
В рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области и приоритетных инвестиционных проектов муниципальных образований соответствующие субъекты инвестиционной деятельности могут включать в проекты планов реализации этих проектов направления, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации лиц по профессиям, необходимым для реализации проектов.
3.3. Основные направления реформирования системы профессионального образования Сахалинской области, развития внутрифирменного (производственного обучения)
Для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми кадровыми ресурсами предусматривается сбалансировать структуру профессионального образования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу путем реализации следующих мер:
- совершенствование учебных программ (трансформация в программы прикладного бакалавриата);
- развитие новых организационных форм: комплексных учебных центров профессиональной квалификации, как правило, с передачей общеобразовательных функций системе общего образования; учебных заведений на основе долевого участия государства и бизнеса.
Модернизация профессионального образования должна включать:
- совершенствование образовательных программ (внедрение современных образовательных технологий, значительное увеличение доли практических занятий и тренингов по отношению к традиционным лекционным курсам, внедрение уровневых программ и переход на модульно-кредитную систему с целью предоставления учащимся возможности самостоятельно определять свою образовательную траекторию; завершение перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования "бакалавриат - магистратура", организация многоуровневой подготовки по программам начального и среднего профессионального образования);
- адаптацию образовательных программ подготовки кадров к региональным условиям;
- повышение доступности профессионального образования путем регулирования объема приема на бюджетные места по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям;
- пересмотр направлений и уровней профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом прогноза спроса и предложений рабочей силы на рынке труда с обеспечением соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда. Необходимо сосредоточить внимание на подготовке рабочих кадров по общеотраслевым профессиям, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет имеющихся трудовых ресурсов;
- привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их саморегулируемых организаций к формированию программ обучения студентов по соответствующим специальностям, в том числе посредством создания попечительских советов учебных заведений;
- обеспечение роста профессионального уровня и необходимой квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования;
- разработку целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.
3.4. Регулирование процессов трудовой миграции в части обеспечения приоритетного права жителей Сахалинской области на замещение вакантных рабочих мест
Регулирование миграционных процессов, управление ими должно осуществляться исходя из интересов защиты безопасности государства, его граждан, развития регионов. Такой подход позволит корректировать нагрузку на социальную инфраструктуру, влиять на демографическую ситуацию и состояние рынка труда.
В дальнейшем экономическое благополучие Сахалинской области будет еще сильнее зависеть от ее способности привлекать в нужном количестве мигрантов и оптимизировать их качественный состав. Необходимы реальные действия, направленные на разработку сбалансированной миграционной политики, включая политику приема мигрантов, правовое и институциональное обеспечение их пребывания и занятости, интеграцию и натурализацию в случае постоянной миграции.
При этом необходимо вести постоянный мониторинг состояния трудовой миграции, отражающий несколько основных позиций, вызывающих наибольшую обеспокоенность:
- конкурируют ли мигранты с местными работниками или занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения;
- как мигранты влияют на уровень оплаты труда в отраслях, где они заняты, способствуют ли они демпингу труда;
- чем грозит экономике принимающего субъекта зависимость от иностранного труда, наличие анклавов мигрантской занятости;
- насколько велика нагрузка на государственную систему социального обслуживания, вызванная миграцией.
Необходимо определить критерии и пороговые значения показателей рынка труда, отклонение от которых создает угрозу экономической безопасности.
С учетом перечисленных показателей ежегодно должна устанавливаться допустимая доля иностранных работников, используемых в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы на основе анализа реальной потребности экономики Сахалинской области и муниципальных образований в квалифицированных специалистах и неквалифицированной рабочей силе в разрезе укрупненных групп профессий. При этом необходимо основываться на принципе приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом наличия местного населения, имеющих необходимую профессиональную подготовку и уровень квалификации. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы замещение рабочих мест иностранными специалистами не препятствовало трудоустройству молодежи, в том числе выпускников системы профессионального образования.
3.5. Основные направления развития социального партнерства, повышения роли работодателей в формировании кадрового потенциала, создании системы постоянного повышения качества рабочей силы в организациях
Ключевым направлением взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса в сфере формирования кадрового потенциала должно стать привлечение молодежи в учреждения НПО в целях освоения рабочих профессий и последующего трудоустройства в организации, испытывающие нехватку квалифицированных рабочих.
Основываясь на принципах социального партнерства, необходимо реализовывать интересы всех участников такого сотрудничества. Государство заинтересовано в снижении риска возникновения безработицы, повышении эффективности бюджетных расходов на профессиональное образование, работодатель - в обеспечении производства необходимыми кадрами в достаточном количестве и требуемой квалификации, работники - в реализации возможности получения профессии, постоянной работы и стабильного заработка.
Основные направления и формы социального партнерства между сторонами должны осуществляться по следующим позициям:
- внедрение системы целевой контрактной подготовки специалистов;
- организация производственной практики учащихся на будущих рабочих местах;
- стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения на реальных рабочих местах с целью повышения их компетенции;
- проведение теоретических и практических занятий с учащимися и студентами специалистами предприятий;
- совместная разработка учебно-программной документации, методик организации учебного процесса;
- создание независимой системы оценки качества подготовки квалифицированных специалистов;
- обеспечение гибкой вариативной системы подготовки рабочих кадров (формы обучения, виды и сроки профессиональной подготовки) в соответствии с потребностями работодателей;
- согласование процедур контроля и критериев оценки качества профессионального образования;
- участие в процедуре формирования областного (муниципального) заказа по объемам и профилям подготовки специалистов;
- решение задач адаптации системы профессионального образования Сахалинской области к потребности регионального рынка областными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления совместно с работодателями Сахалинской области в формах:
1) представление работодателями области органам исполнительной власти, местного самоуправления необходимой информации для разработки прогнозов потребности области в трудовых ресурсах, организации единой системы мониторинга развития кадрового потенциала;
2) включение в соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемые в Сахалинской области на региональном, отраслевом и территориальном уровнях, а также включение в коллективные договоры положений, устанавливающих обязанность работодателей осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку работников, обязанность по созданию и развитию системы непрерывного профессионального обучения;
3) регулярное рассмотрение вопросов обеспечения развития кадрового потенциала Сахалинской области на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе информации объединения работодателей Сахалинской области о выполнении работодателями области соответствующих обязанностей, предусмотренных региональными и отраслевыми соглашениями;
4) рассмотрение (обсуждение) на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проектов областных законов и иных нормативных правовых актов, областных программ и других актов в сфере труда и социально-трудовых отношений.
Создание системы постоянного повышения качества рабочей силы в организациях определяется следующими основными направлениями:
- создание единых служб по управлению персоналом с наделением их соответствующими функциями и статусом;
- разработка балансовых расчетов потребностей в квалифицированных кадрах и планирование на их основе непрерывного образования персонала;
- разработка программ развития персонала как составной части бизнес-планов организаций;
- развитие системы повышения мотивации работника к труду;
- включение вопросов развития кадрового потенциала в коллективные договоры с определением источников и объемов финансирования этой работы;
- развитие систем внутрифирменного обучения, в том числе безопасным методам труда, персонала организаций с использованием передовых программ, средств и технологий обучения, а также профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению.
4. Перечень нормативных правовых актов, областных и ведомственных целевых программ, требующих разработки и принятия в целях реализации концепции
Разработка целевых областных программ:
- занятости населения Сахалинской области на 2013 - 2015 годы.
Корректировка программ:
- по оказанию содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
- программы развития и использования кадрового потенциала по видам экономической деятельности, инвестиционные программы, предусматривающие меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда.
Разработка системы мер, направленных на поддержку работодателей, создающих новые рабочие места в наиболее значимых для области отраслях экономики.
5. Ожидаемые результаты от реализации концепции
Реализация положений, предусмотренных настоящей Концепцией, обеспечит:
- повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов, которые станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;
- высокий уровень профориентационной работы, направленной на молодежь с целью привлечения к рабочим профессиям;
- увеличение доли выпускников учреждений начального профессионального образования, получивших повышенный разряд, с 5 до 10%;
- увеличение доли трудоустроенных выпускников очной формы обучения в общей численности выпускников учреждений профессионального образования разных уровней с 49 до 60%;
- существенное повышение качества профессионального образования посредством его модернизации, активного взаимодействия с работодателями;
- сокращение дефицита квалифицированной рабочей силы в 2,5 - 3 раза.
Реализация задач, предусмотренных Концепцией, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда Сахалинской области, снизить уровень общей безработицы к 2020 году в 2 раза.
Повышение гибкости рынка труда расширит возможности реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.
Предотвращению дефицита высококвалифицированных кадров будет способствовать оптимизация использования труда иностранных работников.
Развитие социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышение качественных характеристик рабочих мест, совершенствование системы оплаты труда приведут к росту заработной платы, повышению уровню жизни населения Сахалинской области.
6. Система мониторинга реализации концепции
Для достижения стратегических целей и задач, предусмотренных настоящей Концепцией, необходимо осуществлять систематический мониторинг и контроль за выполнением ее положений.
Для решения задач государственного регулирования рынка труда управлением государственной службы занятости населения Сахалинской области будут организованы проведение регулярного мониторинга спроса и предложения рабочей силы и корректировка прогноза спроса и предложения на областном рынке труда.
Предполагается осуществление мониторинга ситуации на рынке труда по следующим направлениям:
- определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;
- определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года, федеральных и региональных целевых программ, национальных проектов.
На основе мониторинга ситуации на рынке труда предусматривается разработка прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп, видов экономической деятельности.
С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда будет осуществляться разработка мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов и привлечению иностранных работников, развитию региональной системы профессионального образования, а также разработка программ профессиональной ориентации населения.
Контроль за выполнением основных положений Концепции и мониторинг развития ситуации в сфере реформирования системы профессионального образования области, развития социального партнерства в части формирования кадрового потенциала организаций возлагаются на министерство образования Сахалинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Сахалинской области от 9 июня 2009 г. N 369-ра "Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала Сахалинской области"
Текст распоряжения официально опубликован не был