Дата вступления в законную силу - 15 декабря 2020 г.
Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Гранат" Безобразова Д.Л. на постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 сентября 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гранат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 сентября 2020 года общество с ограниченной ответственностью "Гранат" (далее по тексту - ООО "Гранат") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, законный представитель юридического лица - генеральный директор ООО "Гранат" Безобразов Д.Л. не соглашается с постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 сентября 2020 года, полагая, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам, а также не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение при рассмотрении дела, просит данное постановление отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, либо в противном случае изменить обжалуемое постановление, заменив назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом; законный представитель ООО "Гранат" в судебное заседание 15 декабря 2020 года не явился, ходатайств об отложении не поступило.
Заслушав выступление защитника ООО "Гранат" по доверенности от 21 января 2019 года Фетисовой О.А, поддержавшей жалобу в полном объеме, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт "ф").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно которым граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц указанных в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно пункту 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Калужской области с 17 марта 2020 года введен режим повышенной готовности, установлены определенные правила поведения и ограничения как для граждан, так и для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 7.10 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" гражданам при нахождении на остановках (остановочных пунктах) общественного транспорта, в общественном транспорте, в такси; посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, организаций, чья деятельность не приостановлена, предписано использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания - медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.
В силу положений подпункта 8.5.3.1 пункта 8.5 вышеназванного постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Гранат" к административной ответственности) ограничения, установленные пунктами 8.2.1, 8.5.1, 8.5.2 настоящего Постановления, не распространяются на организации, индивидуальных предпринимателей, указанные(ых) в пунктах 8.2.1.1, 8.5.3 настоящего Постановления, исходя из осуществляемых видов экономической деятельности, при выполнении ими требований писем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и при условии соблюдения гражданами - потребителями товаров (работ, услуг), предоставляемых (оказываемых) организациями, индивидуальными предпринимателями, пункта 7.10 настоящего Постановления.
Пунктом 7 Методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "МР 3.1/3.5.0172/1-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 3.5. Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19. Методические рекомендации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11 апреля 2020 года (письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 апреля 2020 года N02/6673-2020-32), установлено, что лица, профессиональная деятельность которых связана с контактами большого числа людей, в частности, персонал торговых центров и магазинов, работники сферы услуг, относятся к лицам низкого профессионального риска инфицирования COVID-19, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду, состоящую из средств защиты органов дыхания (масок) и перчаток.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как видно из представленных материалов, 16 июля 2020 года в 15 часов 11 минут должностным лицом управления административно-технического контроля Калужской области выявлен факт нарушения ООО "Гранат" положений подпункта 8.5.3.1 пункта 8.5, пункта 7.10 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Так, согласно протоколу об административном правонарушении ООО "Гранат" в магазине "Продукты", расположенном по адресу: "адрес", осуществляло обслуживание граждан-потребителей услуг и реализацию продуктов питания без условий соблюдения персоналом магазина использования средств индивидуальной защиты органов дыхания - медицинских масок, респиратора или иных заменяющих их текстильных изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания.
Вывод судьи районного суда о том, что указанные действия ООО "Гранат" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Установленные по настоящему делу фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных доказательств, а именно: актом осмотра от 16 июля 2020 года N Ф-205-20 с приложенными к нему фотоснимками (л.д. 4, 5), протоколом об административном правонарушении от 12 августа 2020 года N 4-Ф-12356-2020 (л.д. 13-14) и иными письменными материалами дела, которым (доказательствам) судом первой инстанции дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с правовой оценкой действий общества и имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда при вынесении постановления о назначении административного наказания были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлены верно.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу и принятия по нему конкретного процессуального решения. Каких-либо существенных либо неустранимых противоречий, влияющих на выводы судьи районного суда о доказанности вины ООО "Гранат" в совершении административного правонарушения и правильность квалификации его действий, в материалах дела не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела, событие административного правонарушения должным образом описано.
Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при получении доказательств по делу допущено не было, основания для признания доказательств недопустимыми отсутствуют.
Имеющиеся в материалах дела объяснения защитников ООО "Гранат" с указанием причин, по которым продавец магазина находилась без маски, как и ссылки на меры, принимаемые ООО "Гранат" по профилактике коронавирусной инфекции, не могут являться правовыми основаниями для удовлетворения жалобы, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Из акта осмотра от 16 июля 2020 года и приложенных к нему фотоснимков следует, что в магазине "Продукты" (ООО "Гранат") осуществляется деятельность по реализации продуктов питания продавцом без средств индивидуальной защиты.
При этом, как уже указывалось ранее, в период совершения ООО "Гранат" данного административного правонарушения на территории Калужской области был введен режим повышенной готовности и в силу требований подпункта 8.5.3.1 пункта 8.5 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями своей деятельности допускалось только при условии соблюдения гражданами, к которым относятся и сами продавцы, пункта 7.10 настоящего Постановления относительно масочного режима.
Указанные требования ООО "Гранат" соблюдены не были.
Иные доводы, приводимые в жалобе и высказанные защитником в настоящем судебном заседании, выводы о виновности ООО "Гранат" в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают и на законность и обоснованность обжалуемого постановления не влияют.
Срок давности и порядок привлечения ООО "Гранат" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание ООО "Гранат" назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и полностью отвечает (наказание) целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Кроме того, при назначении административного наказания судьей районного суда применены положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначен административный штраф в размере половины от минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
С учетом изложенного, оснований полагать о несправедливости назначенного административного наказания вследствие чрезмерной суровости, а также для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение по делу не имеется.
Исходя из требований статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, конкретных фактических обстоятельств дела и характера совершенного административного правонарушения, правовые основания для признания административного правонарушения, совершенного ООО "Гранат", малозначительным отсутствуют.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену принятого судебного постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы защитника юридического лица отсутствуют.
Вместе с тем постановление судьи районного суда от 30 сентября 2020 года подлежит изменению, поскольку в его тексте содержатся выводы и суждения об обстоятельствах, которые согласно протоколу об административном правонарушении не вменялись юридическому лицу, а именно - относительно несоблюдения гражданами-посетителями магазина масочного режима.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 сентября 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гранат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из его описательно-мотивировочной части выводы и суждения относительно несоблюдения гражданами-посетителями магазина масочного режима.
В остальной части постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 сентября 2020 года по названному делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Гранат" Безобразова Д.Л. - без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.