Дата вступления в законную силу - 22 декабря 2020 г.
Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ДСУ ИнжСтрой" Салихова А.М. на постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 29 октября 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДСУ ИнжСтрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 29 октября 2020 года общество с ограниченной ответственностью "ДСУ ИнжСтрой" (далее по тексту - ООО "ДСУ ИнжСтрой") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, защитник юридического лица Салихов А.М, не соглашаясь с изложенными в постановлении судьи Калужского районного суда Калужской области от 29 октября 2020 года выводами о том, что внеплановая проверка в отношении ООО "ДСУ ИнжСтрой" не проводилась, а также об отсутствии оснований для замены названному юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, просит обжалуемое постановление отменить и принять по делу новое решение.
Законный представитель и/или защитник ООО "ДСУ ИнжСтрой" в судебное заседание 22 декабря 2020 года не явились; о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 названного Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В силу части 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Оформление трудового договора с иностранным гражданином осуществляется по общим правилам, предусмотренным статьей 67 данного Кодекса, согласно которой трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая); трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя; при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (часть вторая).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, норма части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации носит гарантийный характер и направлена на защиту трудовых прав тех работников, которые фактически приступили к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя при отсутствии оформленного в письменной форме трудового договора (определения от 15 июля 2010 года N 1001-О-О, от 24 марта 2015 года N 432-О и от 27 марта 2018 года N 754-О).
Указанное законоположение, распространяющее свое действие в том числе и на трудовые отношения с участием иностранных граждан, действуя в нормативной связи с абзацем первым пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предполагает, что обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении с ним трудового договора возлагается и в том случае, когда такой трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2020 года N 7-П).
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Как видно из представленных материалов, ООО "ДСУ ИнжСтрой" при выполнении работ по ремонту автодороги по улице Луначарского города Калуги привлекло к трудовой деятельности на указанном объекте с 7 апреля 2020 года в качестве разнорабочего гражданина Республики Таджикистан Шарипова И.К, не уведомив при этом в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в срок до 10 апреля 2020 года территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с названным иностранным гражданином.
Вывод о том, что указанные действия ООО "ДСУ ИнжСтрой", не исполнившего возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью собранных доказательств, в частности: протоколом об административном правонарушении от 20 июля 2020 года N 254 (л.д. 3), определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 мая 2020 года N 254 (л.д. 14-15), запросом начальника отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции УМВД России по Калужской области о поступлении уведомлений о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, в том числе с Шариповым И.К. (л.д. 32), ответом начальника ОВТМ УВМ УМВД России по Калужской области об отсутствии по состоянию на 28 мая 2020 года уведомлений от ООО "ДСУ ИнжСтрой", а также от иных работодателей о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, в том числе с Шариповым И.К. (л.д. 33), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 19 мая 2020 года в отношении ООО "ДСУ ИнжСтрой" (л.д. 20-31), муниципальным контрактом от 24 декабря 2019 года на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по улице Луначарского с тротуарами в городе Калуге, заключенным между муниципальным казенным учреждением "Служба единого заказа городского хозяйства" и ООО "ДСУ ИнжСтрой" (л.д. 37-53), приказом (распоряжением) о приеме работника Киршанкова Вячеслава Сергеевича на работу (л.д. 55), постановлением по делу об административном правонарушении от 17 апреля 2020 года N 235 в отношении Шарипова И.К. (л.д. 95), протоколом об административном правонарушении от 10 апреля 2020 года N 235 в отношении Шарипова И.К. (л.д. 97), письменными объяснениями Шарипова И.К, подтвердившего, что с 7 апреля 2020 года он работал в качестве разнорабочего на строительном объекте на улице Луначарского города Калуги, 10 апреля 2020 года он осуществлял работы по погрузке тротуарной плитки (демонтированной), руководит им начальник по
имени Вячеслав (указан номер телефона последнего, который совпадает с номером телефона Киршанкова В.С.) (л.д. 98, 19), рапортом старшего оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России по Калужской области от 10 апреля 2020 года (л.д. 99), сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России в отношении Шарипова И.К. (л.д. 100-101) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные о фактическом привлечении ООО "ДСУ ИнжСтрой" в апреле 2020 года к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Таджикистан Шарипова И.К, как и факт ненаправления ООО "ДСУ ИнжСтрой" в течение трех рабочих дней с даты заключения трудового договора на выполнение работ путем фактического допуска к работе гражданина Республики Таджикистан Шарипова И.К. в УВМ УМВД России по Калужской области уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином объективно подтверждены совокупностью перечисленных выше доказательств.
Юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "ДСУ ИнжСтрой" установлены верно.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ДСУ ИнжСтрой" к административной ответственности соблюдены.
Утверждения защитника в жалобе о том, что в отношении ООО "ДСУ ИнжСтрой" сотрудниками полиции проведена внеплановая проверка, в ходе которой были допущены нарушения действующего законодательства, своего объективного подтверждения в материалах дела не находят и являются несостоятельными.
Административное правонарушение было выявлено сотрудниками ЦПЭ УМВД России по Калужской области в ходе осуществления ими полномочий, установленных статьями 12 и 13 Федерального закона "О полиции", предусматривающими обязанность полиции выявлять причины административных правонарушений, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Внеплановых проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении ООО "ДСУ ИнжСтрой" не проводилось.
Сбор доказательств по настоящему делу об административном правонарушении осуществлялся в ходе административного расследования, возбужденного определением инспектора ОИК УВМ УМВД России по Калужской области от 6 мая 2020 года.
Административное наказание назначено ООО "ДСУ ИнжСтрой" в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; оно соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств оснований полагать о несправедливости назначенного ООО "ДСУ ИнжСтрой" административного наказания вследствие чрезмерной суровости не усматривается.
Вопреки доводам, изложенным защитником Салиховым А.М. в жалобе, выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного ООО "ДСУ ИнжСтрой" административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являются обоснованными. Оснований не согласиться с указанными выводами и мотивами, подробно приведенными судьей районного суда в своем постановлении в их обоснование, не имеется.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ДСУ ИнжСтрой" не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы законного представителя юридического лица отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 29 октября 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДСУ ИнжСтрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.