Дата вступления в законную силу - 24 декабря 2020 г.
Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кучеровой Н.И. на постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 9 ноября 2020 года в отношении директора магазина "Находка" Кучеровой Надежды Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 9 ноября 2020 года директор магазина "Находка" Кучерова Н.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, Кучерова Н.И. не соглашается с постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 9 ноября 2020 года и просит данное постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая следующее: в магазине "Находка" она соблюдала все требования Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, постановления Главного государственного санитарного врача от 16 декабря 2013 года и других нормативных актов, фактически никаких нарушений при работе ею допущено не было, размер административного штрафа определен судом без учета ее материального положения и экономической ситуации, в случае обнаружения незначительных недостатков можно было ограничиться предупреждением.
Заслушав в судебном заседании 24 декабря 2020 года выступление Кучеровой Н.И, которая свою жалобу поддержала в полном объеме, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) постановлением Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 на территории Калужской области введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктом 2.1 которых установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Пунктами 1.3, 1.4 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли" предусмотрено, что в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятиях торговли, распределительных центрах рекомендуется осуществлять следующие меры: организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.); организация при входе на предприятие мест обработки рук сотрудников кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью дозаторов), или дезинфицирующими салфетками.
Согласно пунктам 2.1, 2.3, 2.11 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия: ограничение контактов между коллективами отдельных участков, отделов, смен, не связанных общими задачами и производственными процессами, разделение рабочих потоков и разобщение коллектива посредством размещения сотрудников в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен, соблюдения принципов социального дистанцирования; обеспечение персонала запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа, сменных фильтров - в соответствии с инструкцией) для использования их при работе с посетителями, а также дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами; в торговом зале и перед кассами нанести разметки, позволяющие соблюдать расстояния между посетителями не менее 1, 5 метра.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, 11 августа 2020 года в 15 часов 40 минут должностным лицом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Калужской области в ходе проведения мониторинга за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по снижению риска распространения коронавирусной инфекции в организации торговли в магазине "Находка", расположенном по адресу: "адрес", при непосредственном обнаружении был выявлен факт невыполнения директором магазина Кучеровой Н.И. требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что выразилось в следующем: не организован ежедневный перед началом рабочей смены "входной фильтр" с проведением контроля температуры тела работников; не организовано при входе на предприятие место обработки рук сотрудниками кожными антисептиками; не соблюдаются принципы социального дистанцирования, в торговом зале сопутствует разметка соблюдения дистанции, персонал не обеспечен дезинфицирующими средствами для рук; не организован централизованный сбор использованных одноразовых масок (не проводится упаковка их в 2 полиэтиленовых пакета); не представлен журнал с результатами термометрии, что является нарушением пункта 1 статьи 2, статьи 11, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", пунктов 1.3, 2.1, 2.6 СП 3.1./3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных паразитарных болезней", а также пунктов 1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.11 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в предприятиях торговли".
Вывод судьи районного суда о том, что указанные действия Кучеровой Н.И. по несоблюдению перечисленных выше норм действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Установленные по настоящему делу фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 12 августа 2020 года N 93, в котором имеются объяснения Кучеровой Н.И. следующего содержания "с выявленными нарушениями согласна, обязуюсь устранить и впредь их больше не допускать" (л.д. 2-3), протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11 августа 2020 года, составленном (протоколе) с личным участием директора магазина "Находка" Кучеровой Н.И, замечания от которой в ходе осмотра не поступили (л.д. 5-6), фотоматериалом (л.д. 9-12), видеозаписью с оптического диска (л.д. 7), должностной инструкцией директора магазина (л.д. 13) и другими письменными материалами дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя в жалобе с правовой оценкой ее действий и имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда при вынесении постановления о назначении административного наказания были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Совершенное Кучеровой Н.И. деяние администрации квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлены верно. Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу и принятия по нему конкретного процессуального решения. Каких-либо существенных либо неустранимых противоречий, влияющих на выводы судьи районного суда о доказанности вины Кучеровой Н.И. в совершении вмененного административного правонарушения и правильность квалификации ее действий, в материалах дела не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела, событие административного правонарушения должным образом описано.
Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при получении доказательств по делу не допущено, основания для признания их недопустимыми отсутствуют.
Данные, с которыми заявитель связывает свои доводы о невиновности, в том числе со ссылками на отсутствие с ее стороны фактов некоторых нарушений, являлись предметом проверки суда первой инстанции при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении и как не нашедшие своего объективного подтверждения обоснованно были отвергнуты.
Доводы Кучеровой Н.И, озвученные в настоящем судебном заседании, о том, что она не была уведомлена соответствующим органом Роспотребнадзора по Калужской области о требованиях санитарных правил и гигиенических нормативов, необходимых к соблюдению в магазине, не могут являться основанием для удовлетворения жалобы и выводы о наличии в действиях Кучеровой Н.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают, поскольку вся актуальная информация относительно ситуации, связанной с новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, размещена на официальном сайте Роспотребнадзора России.
Иные приводимые в жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, и направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела.
Срок давности и порядок привлечения Кучеровой Н.И. к административной ответственности соблюдены.
Вопреки утверждениям Кучеровой Н.И. об обратном, оснований полагать о несправедливости назначенного ей административного наказания вследствие чрезмерной суровости не имеется.
Административное наказание Кучеровой Н.И. назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и полностью отвечает (наказание) целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Правовые основания для замены назначенного Кучеровой Н.И. административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение отсутствуют, поскольку в рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса допускается замена административного штрафа предупреждением.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы директора магазина "Находка" Кучеровой Н.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 9 ноября 2020 года в отношении директора магазина "Находка" Кучеровой Надежды Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.