Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Зинюшина Н.Н. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Попове В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Тульского гарнизонного военного суда от 6 августа 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего восковой части N майора юстиции запаса Власова Павла Сергеевича об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Калуга) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье") об отказе в принятии сына супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Власов проходил военную службу с августа 2001 года, с июля 2017 года являлся военнослужащим войсковой части N.
Находясь с дочерью на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, 26 ноября 2019 года административный истец обратился в отделение "Западрегионжилье" с заявлениями о принятии сыновей его супруги Скворцова Г.В, 1998 года рождения, и Лившиц Б.А, 2007 года рождения, на жилищный учет. В удовлетворении данного заявления 23 декабря 2019 года военнослужащему было отказано.
30 декабря 2019 года Власов, как обеспеченный 26 декабря того же года на состав семьи 2 человека (он и дочь) жилищной субсидией, был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Тульского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 14 мая 2020 года N 33а-495, решение начальника отделения "Западрегионжилье" от 23 декабря 2019 года в части, касающейся отказа в принятии на жилищный учет Лившиц, признано незаконным, и на жилищный орган возложена обязанность повторно рассмотреть данный вопрос.
Приказом командующего Воздушно-десантными войсками от 14 февраля 2020 года N 6 Власов уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части N от 28 февраля 2020 года N 45 - с 11 марта 2020 года исключен из списков личного состава.
Придя к выводу, что Лившиц не является членом семьи действующего военнослужащего и самостоятельных прав на обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации не имеет, 11 июня 2020 года жилищным органом принято решение об отказе административному истцу в принятии сына его супруги на жилищный учет.
Полагая свои права нарушенными, Власов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения "Западрегионжилье" от 11 июня 2020 года N 40-22/10 об отказе в принятии сына супруги на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязать указанное должностное лицо данное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии Лившиц Б.А. на жилищный учёт в качестве члена его семьи.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Власова удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, указывает, что Власов в период прохождения военной службы был обеспечен жилищной субсидией и снят в связи с этим с жилищного учёта. В настоящее время административный истец не является военнослужащим и на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, не состоит, в связи с чем несовершеннолетний Лившиц, не обладая самостоятельным правом на жилищное обеспечение, не может быть принят на жилищный учёт.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях приведен в статье 54 ЖК РФ, согласно части 2 которой решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
По смыслу военного законодательства нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, за счёт средств федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, признаются лишь военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, с членами их семей.
В соответствии с пунктом 8 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 года N 1768, в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.
Пунктом 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", определено, что день исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.
В силу пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Из изложенного следует, что если военнослужащий, уволенный с военной службы, до исключения из списков личного состава воинской части обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его на жилищный учет, то жилищный орган, в случае рассмотрения данного заявления уже после его исключения из списков личного состава части, не может отказать в удовлетворении такового по причине утраты гражданином статуса военнослужащего.
Члены же семей граждан, уволенных с военной службы, но находящихся на жилищном учёте, обладают производным правом на обеспечение жильем от военного ведомства, в связи с чем могут быть признаны нуждающимся в обеспечении таковым до утраты последними оснований находиться на жилищном учете.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела светокопии заявления Власова от 26 ноября 2019 года, административный истец, будучи признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, просил начальника отделения "Западрегионжилье" принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и сына свой супруги Лившиц.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от 28 февраля 2020 года N 45 Власов, уволенный с военной службы на основании приказа командующего Воздушно-десантными войсками от 14 февраля 2020 года N 6, с 11 марта 2020 года исключен из списков личного состава воинской части.
Светокопией решения начальника отделения "Западрегионжилье" от 11 июня 2020 года N 40-22/10 подтверждается, что административному истцу отказано в принятии его пасынка на жилищный учет, так как последний не является членом семьи действующего военнослужащего и не обладает самостоятельным правом на такое обеспечение.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Власов обратился с заявлением о принятии сына его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения им военной службы и нахождения на жилищном учёте, был обеспечен жилищной субсидией с учётом не всех членов его семьи, то, вопреки доводом жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения, обоснованно удовлетворив заявленные требования.
Доводы же жалобы об обратном основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
То обстоятельство, что сам административный истец на момент повторного рассмотрения жилищным органом его рапорта был обеспечен жилищной субсидией и снят с жилищного учета, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, так как оно не препятствует жилищному органу в случае признания сына супруги Власова нуждающимся в улучшении жилищных условий, доплатить ему жилищную субсидию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тульского гарнизонного военного суда от 6 августа 2020 года по административному исковому заявлению Власова Павла Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу отделения (территориальное, г. Калуга) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 ноября 2020 года
"Подпись"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.