Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бучневой О.И, судей
Мелешко Н.В, Сопраньковой Т.Г, с участием прокурора
при секретаре
Амелькович Е.С.
Федотовой У.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 ноября 2020 года гражданское дело N 2-970/2020 по апелляционной жалобе администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2020 года по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия, Заслушав доклад судьи Бучневой О.И, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - Кораблевой Л.В, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц обратился в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Обуховский проезд от 2-го Обуховского проезда до 4-го Обуховского проезда, ссылаясь на то, что проведенной проверкой установлен факт несанкционированного размещения отходов на территории общего пользования по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Обуховский проезд от 2-го Обуховского проезда до 4-го Обуховского проезда, на территории указанного земельного участка размещены отходы производства и потребления в виде отработанных покрышек, отвалов строительных отходов, от разборки зданий и сооружений, строительного мусора, отвалов грунта.
В ходе рассмотрения дела ответчик, возражая против удовлетворения требований, указал, что несанкционированная свалка - место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 кв.м, превышение данной площади истцом не доказано, точные координаты свалки не указаны, являются ненадлежащим ответчиком, обязанность по ликвидации данной свалки возложена законом и подзаконными актами на органы местного самоуправления.
Решением суда от 22 июня 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, ответчиком представлена апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
В судебное заседание представитель Администрации явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор явился, полагал решение законным и обоснованным, представители Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, Комитета финансов, МА МО МО N 75 не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений не поступило, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории общего пользования по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Обуховский проезд от 2-го Обуховского проезда до 4-го Обуховского проезда. На территории указанного земельного участка размещены отходы производства и потребления в виде отработанных покрышек, отвалов строительных отходов, от разборки зданий и сооружений, отвалов грунта, мусора от офисных и бытовых помещений организаций, отходов потребления на производстве, подобные коммунальным.
Указанное было подтверждено актами от 16 августа 2019 года, 01 июня 2020 года (л.д. 6-10, 85-91).
Вышеуказанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не является.
Сведений о наличии зарегистрированных прав на земельный участок не установлено.
Наличие свалки ответчик не оспаривал, оно зафиксировано актом, составленным в ходе проверки в присутствии представителя администрации.
Включение в адресную программу данной свалки относится к исключительной компетенции администрации района в связи со следующим:
Ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства, потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическим веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N 1098 утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п. 1.1 которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 3.10.4 Положения администрации районов наделены полномочиями организовывать благоустройство территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией.
В силу п. 7.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2017 N 885 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 года N 961 О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов включают мероприятия по выявлению несанкционированной свалки отходов, проведение мероприятий по пресечению дальнейшего образования несанкционированных свалок отходов, определение площади несанкционированной свалки отходов, определение имущественно-правового статуса земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка отходов, разработку проекта ликвидации несанкционированной свалки отходов в случае превышения площади несанкционированной свалки более 150 кв.м. (содержащего определение объема и класса опасности отходов, подлежащих ликвидации, расчет сметной стоимости работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов), включение несанкционированной свалки отходов в адресную программу, непосредственно ликвидацию несанкционированной свалки отходов в соответствии с проектом ликвидации, фото (видео) фиксацию территории после выполнения работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, а в случае выявления лиц, осуществляющих сбор отходов, организацию несанкционированных свалок отходов, направление информации о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган.
В соответствии с п. 3.2.4.4 Распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 02 апреля 2018 года N 100-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района Санкт-Петербурга, в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией района Санкт-Петербурга" внесение изменений в утвержденную Администрацией района адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов допускается в случае:
- выявления на территории района новых несанкционированных свалок отходов, ликвидация и рекультивация территории (в случае необходимости) которых может быть обеспечена в текущем финансовом году;
- невозможности проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, рекультивации ее территории (в случае необходимости) в текущем году (отсутствие финансирования, необходимость проведения дополнительных обследований и др.);
- ликвидации несанкционированной свалки отходов третьими лицами;
- вступления в законную силу решения суда об обязании Администрации района или лиц, виновных в организации несанкционированной свалки отходов, ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
В соответствии с п. 3.2.4.7 Административного регламента максимальный срок внесения изменений в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов - 30 дней с момента наступления обстоятельств, указанных в п. 3.2.4.4 настоящего Административного регламента.
Из актов проверки следует, что выявленная свалка содержит не только бытовые отходы, но и отходы строительные, в связи с чем мероприятия по ее ликвидации не могут проводиться органами местного самоуправления:
Ч. 1, абз. 1 и 2 ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что в городах федерального значения в соответствии с уставами данных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов РФ - городов федерального значения.
Согласно п.п. 24 ч. 1 ст. 16 данного ФЗ к вопросам местного значения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Абз. 11 подп. 9 п. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" закреплено, что к вопросам местного значения относится организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с законодательством о благоустройстве.
Компетенция администрации внутригородского муниципального образования муниципальный округ N 75 регламентирована Уставом данного муниципального образования, который не содержит прямых указаний на полномочия в сфере ликвидации свалок, п. 10 ч. 5 ст. 40 Устава указывает на предполагающуюся ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора.
Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абз. 12 ст. 2 указанного ФЗ).
Таким образом, органы местного самоуправления утилизируют твердые коммунальные отходы в местах их санкционированного скопления, а также ликвидируют свалки бытовых отходов и мусора.
В данной ситуации была выявлена свалка в том числе со строительными отходами, актом установлено наличие отходов от разборки зданий и сооружений.
В связи с этим администрация является надлежащим ответчиком по делу.
Что касается площади свалки, которая необходима для отнесения ее к несанкционированной свалке отходов, то в силу п. 1.7 Правил благоустройства Санкт-Петербурга несанкционированная свалка отходов - место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 кв.м, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Данный ГОСТ не устанавливает необходимую площадь для определения является ли та или иная территория несанкционированной свалкой.
При этом, как усматривается из акта от 01 июня 2020 года, свалка расположена в пределах границ 1-го Обуховского проезда (от пересечения со 2-м Обуховским проездом (координаты 59, 8432 широты/ 30, 4606 долготы) до пересечения с 4-м Обуховским проездом (координаты 59, 8401 широты/ 30, 4654 долготы)).
Ранее актом от 16 августа 2019 года установлена площадь осматриваемой территории около 1066 кв.м. (л.д. 7).
Также площадь, составляющая более 10 кв.м. подтверждается данными региональной геоинформационно системы (л.д. 47-48), с масштабом карты 1:5928, с указанием на расположение 1-го, 2-го и 4-го Обуховских проездов.
Также масштабы свалки подтверждаются актами фотофиксации (л.д. 7-9, 86-90).
Что касается не указания на конкретное место свалки, то в акте от 01 июня 2020 года установлены координаты свалки.
При этом в материалы дела представлены адресные программы по ликвидации несанкционированных свалок на территории Фрунзенского района на 2019, 2020 года, в которых адрес размещения свалочных масс указывается как земельный участок, расположенный между домами, либо как дом, либо как указание лишь на одну улицу.
В связи с этим просительная часть иска сформулирована достаточно определенно.
Дополнительно судебная коллегия отмечает, что администрация фактически возложила на прокуратуру свои полномочия по определению места нахождения свалки, указания ее площадь, объем и т.д. Фактически все те обстоятельства, которые должны были быть установлены в силу вышеизложенных требований должностными лицами администрации, были установлены в ходе проверки прокуратурой.
Решение суда законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.