Дата вступления в законную силу - 23 июня 2020 г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2020 г. по делу N 3а-199/2020
Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Сухаревой С.И.
судьей Ягубкиной О.В, Леонтьева С.А, при секретаре Вагановой А.А.
с участием прокурора Спассковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санкт-Петербургской избирательной комиссии о расформировании Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское, установил:
Санкт-Петербургская избирательная комиссия обратилась в суд с административным исковым заявлением о расформировании Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское, ссылаясь на не исполнение названной комиссией решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года N180-1 "О жалобах Кукарцевой Г.В. и Старикова А.В.", принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона (решение N 184-5 "Об обращении в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о расформировании избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское").
Представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское в судебное заседание явился, представил возражения относительно заявленных требований, ссылаясь на то, что ИКМО МО Новоизмайловское не имело возможности исполнить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года, в связи с незаконностью данного решения, а также указал на пропуск административным истцом срока для обращения в суд.
Члены ИКМО Новоизмайловское Алавидзе Г.А, Александрова Ю.А, Бельтюков И.В, Осипова Н.А, Пастухова Е.С, Савки Е.А, Хандий Е.Х, Хрупенкова Е.А, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, не просили об отложении судебного заседания, каких-либо возражений по административному иску не представили, в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего обоснованными заявленные требования, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 части 14 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в суд с административным исковым заявлением о расформировании избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования может обратиться избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Права, обязанности, порядок образования и расформирования избирательных комиссий установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссия может быть расформирована судом, в том числе в случае неисполнения ею решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона.
На основании подпункта "а" пункта 10 и пункта 11 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при осуществлении контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга) избирательной комиссией, организующей выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, является избирательная комиссия муниципального образования.
На основании пункта 8 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.
Согласно пункту 3 ст. 39 Устава Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское Избирательная комиссия Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское формируется в количестве восьми членов с правом решающего голоса.
Решением Муниципального Совета V cозыва Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское от 6 сентября 2017 года N 96-05 сформирована Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское (далее - ИКМО Новоизмайловское) в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д.199-200 том 1).
В силу положений пункта 3 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга избирательная комиссия муниципального образования организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов, руководит деятельностью окружных избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов; является вышестоящей избирательной комиссией по отношению к окружным избирательным комиссиям и участковым избирательным комиссиям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга избирательная комиссия муниципального образования осуществляет полномочия, связанные с проведением выборов депутатов муниципальных советов, в том числе: осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Пунктом 2 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга установлено, что по решению избирательной комиссии муниципального образования полномочия окружных избирательных комиссий по всем избирательным округам или по отдельным избирательным округам могут возлагаться на избирательную комиссию муниципального образования или участковые избирательные комиссии.
К полномочиям окружных избирательных комиссий относится, в том числе, рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений (подпункт "л" пункта 8 статьи 15) Закона Санкт-Петербурга.
Решением Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское от 19 июня 2019 года N 138-05 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва.
Решением избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское от 21 июня 2019 года N2-7 на ИКМО МО Новоизмайловское возложены полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов NN 138, 139, 140, 141 по выборам депутатов Муниципального совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва.
Согласно пункту 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня голосования.
9 сентября 2019 года ИКМО Новоизмайловское определиларезультаты выборов депутатов Муниципального совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по избирательным округам NN 138, 139, 140, 141.
29 января 2020 года Московским районным судом
Санкт-Петербурга частично удовлетворены административные исковые
требования Коля Д.И, Кукарцевой Г.В, Соловьева О.В. (административное
дело N 2а-998/2020 (N 2а-7292/2019). Согласно резолютивной части решения суд отменил решение участковой избирательной комиссии N 1386 об итогах голосования на выборах депутатов муниципального Совета муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 139, оформленное протоколом об итогах голосования на избирательном участке N 1386 по избирательному округу N 139. В остальной части административных исков административным истцам отказано. 4 февраля 2020 года указанное решение Московского районного суда Санкт-Петербурга вступило в законную силу.
14 ноября 2019 года Московским районным судом Санкт-Петербурга частично удовлетворены административные исковые требования Локтева В.П, Старикова А.В, Петрова М.В. (административное дело N 2а-7301/2019). Согласно резолютивной части решения суд отменил решение участковой избирательной комиссии N 1393 об итогах голосования на выборах депутатов муниципального Совета муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 141, оформленное протоколом об итогах голосования на избирательном участке N 1393 по избирательному округу N 141. В остальной части административных исков административным истцам отказано.
При этом в названном решении суда отражено, что согласно п.1.4 статьи 77 Федерального закона РФ N 67-ФЗ отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
Таким образом, признание недействительными указанных решений относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, а не суда (л.д.111-127 том 1).
13 января 2020 года указанное решение Московского районного суда города Санкт-Петербурга вступило в законную силу (апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 января 2020 года per. N 33а-2188/2020).
13 февраля 2020 года в Санкт-Петербургскую избирательную
комиссию поступила жалоба Кукарцевой Г.В, в которой заявитель указывала на неисполнение ИКМО Новоизмайловское решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29.01.2020 по административному делу N 2а-998/2020 (N 2а-7292/2019) и просила Санкт-Петербургскую избирательную комиссию оказать помощь в решении вопроса о нарушении избирательных прав кандидатов и их избирателей.
14 и 17 февраля 2020 года в Санкт-Петербургскую избирательную
комиссию поступили два обращения Старикова А.В, в которых заявитель
указывал на неисполнение ИКМО Новоизмайловское решения Московского
районного суда города Санкт-Петербурга от 14.11.2019 по административному делу N 2а-7301/2019, нарушение своих прав, как кандидата в депутаты, и просил вынести недоверие председателю
ИКМО Новоизмайловское, обязать ИКМО Новоизмайловское на основании
протокола о результатах выборов принять решение о результатах выборов.
16 апреля 2020 года на очередном заседании Санкт-Петербургская избирательная комиссия рассмотрела жалобу Г.В. Кукарцевой и два обращения А.В. Старикова, приняла решение N 180-1 "О жалобах Кукарцевой Г.В. и Старикова А.В.".
Указанным решением Санкт-Петербургская избирательная комиссия признала незаконным бездействие ИКМО Новоизмайловское, выразившееся в неисполнении обязанности по приведению решения ИКМО Новоизмайловское от 09.09.2019 N27-1 "Об определении результатов выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам N 138, N 139, N 140, N 141" в соответствии со сводными таблицами ИКМО Новоизмайловское от 12.02.2020 о результатах выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 139 и по многомандатному избирательному округу N 141 с отметкой "Повторная".
Также Санкт-Петербургская избирательная комиссия своим решением обязала ИКМО Новоизмайловское в течение 5 рабочих дней после принятия указанного решения привести решение ИКМО Новоизмайловское от 09.09.2019 N27-1 "Об определении результатов выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам N 138, N 139, N 140, N 141" в соответствие со сводными таблицами ИКМО Новоизмайловское от 12.02.2020 о результатах выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 139 и по многомандатному избирательному округу N 141 с отметкой "Повторная".
Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.04.2020
N 180-1 "О жалобах Кукарцевой Г.В. и Старикова А.В." было доведено до
сведения ИКМО Новоизмайловское и опубликовано на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в сети Интернет.
Административный истец указал, что с учетом указов Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" ИКМО Новоизмайловское должна была исполнить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16.04.2020 N 180-1 не позднее 18 мая 2020 года.
18 мая 2020 года Санкт-Петербургская избирательная комиссия направила в адрес ИКМО Новоизмайловское письменный запрос об исполнении решения от 16 апреля 2020 года N 180-1.
21 мая 2020 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию из ИКМО Новоизмайловское поступило письмо от 21 мая 2020 года исх. N 7, в котором избирательная комиссия указывала на отсутствие в настоящее время возможности проведения заседания ИКМО с учетом тяжелой санитарно-эпидемиологической обстановки.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Федерального закона установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N 587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" указанная комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге: осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1); рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18); рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подпункт 18.1).
Проанализировав приведенные правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований, в том числе при осуществлении ими обязанностей окружных избирательных комиссий; принятые при этом решения являются обязательными для исполнения избирательными комиссиями муниципальных образований, которые, в свою очередь, обязаны рассматривать по существу жалобы на действия нижестоящих избирательных комиссий.
Материалами дела подтверждено, что 16 апреля 2020 года на очередном заседании Санкт-Петербургская избирательная комиссия рассмотрела жалобу Г.В. Кукарцевой и два обращения А.В. Старикова, приняла вышеназванное решение N 180-1 "О жалобах Кукарцевой Г.В. и Старикова А.В.", которое было доведено до сведения ИКМО Новоизмайловское и опубликовано на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона, пунктом 5 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Как следует из представленных суду документов, доказательств исполнения решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года N 180-1 административный ответчик не представил.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 31 Федерального закона неисполнение комиссией решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона, является основанием для ее расформирования судом. В этом случае с соответствующим административным исковым заявлением вправе обратиться избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (пункт 4 этой же статьи).
Санкт-Петербургская избирательная комиссии приняла решение N 180-1 от 16 апреля 2020 года, которым признала, в том числе, незаконным бездействие ИКМО Новоизмайловское по приведению решения ИКМО Новоизмайловское 9 сентября 2019 года N 27-1 "Об определении результатов выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Новоизмайловское шестого созыва по многомандатным избирательным округам N 138, N 139, N 140, N 141" в соответствии со сводными таблицами ИКМО Новоизмайловское от 12.02.2020 о результатах выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 139 и по многомандатному избирательному округу N... с отметкой "Повторная".
Решением от 25 мая 2020 года N 184-5 Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла решение обратиться в суд с административным исковым заявлением о расформировании ИКМО Новоизмайловское (т. 1 л.д. 84-87), соответствующее административное исковое заявление подано в суд в срок, установленный пунктом 5 статьи 31 Федерального закона.
Суд критически оценивает представленные административным ответчиком доводы и доказательства в обоснование своей позиции о невозможности исполнении решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года N 180-1, ввиду незаконности решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года 180-1, поскольку указанное решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принято в пределах ее компетенции, правомерность позиции административного истца также подтверждена письмом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 апреля 2020 года N 05-13\2371 и соответствует положениям п. 1.4 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ.
Таким образом, при отсутствии решения вышестоящей избирательной комиссии или суда о признании незаконным решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года, избирательное законодательство не допускает отказ административного ответчика от исполнения решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года.
Более того, согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" однократное неисполнение решения является достаточным основанием для расформирования избирательной комиссии.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд полагает установленным, что ИКМО МО Новоизмайловское не исполнила решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года N180-1, принятое в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона, допустила нарушение избирательных прав граждан, что является основанием для ее расформирования судом.
Доказательств того, что конкретные члены ИКМО МО Новоизмайловское противодействовали исполнению Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 апреля 2020 года N180-1, в материалы дела не представлено и административный истец на данные обстоятельства не ссылался.
Доводы административного ответчика о том, что Санкт-Петербургской избирательной комиссией пропущен срок для обращения в суд, установленный пунктом 1 части 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит несостоятельными в силу следующего.
Согласно положению пункта 2 части 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в следующие сроки: не позднее чем за тридцать дней до дня голосования либо в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца после дня появления оснований для расформирования комиссии - в отношении расформирования иной комиссии.
В данном случае административным истцом реализовано право на обращение в суд в силу пункта 2 части 6 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установленный данной нормой права срок для обращения в суд, административным истцом не пропущен, учитывая, что административное исковое заявление было направлено в суд 27 мая 2020 года (л.д.91 том 1).
Поскольку допустимых и достоверных доказательств того, что ИКМО МО Новоизмайловское были предприняты все необходимые и зависящие от нее меры, направленные на соблюдение требований избирательного законодательства, суду не представлено, уважительных причин, по которым решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии не могло быть исполнено ИКМО МО Новоизмайловское, в ходе судебного разбирательства не установлено, то суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Санкт-Петербургской избирательной комиссии о расформировании Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское - удовлетворить.
Расформировать Избирательную комиссию Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия во Второй апелляционный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.