Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сухаревой С.И, при секретаре Вагановой А.А, с участием прокурора Соловьевой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-207/2020 по административному исковому заявлению Грязневич Натальи Владимировны, Моисейкина Андрея Александровича, Александровой Екатерины Юрьевны, Куваева Давида Олеговича о признании недействующими со дня принятия решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N 5 от 26.09.2019 "О признании утратившим силу решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" от 17.06.2009 N 35 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" и решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N 6 от 15.10.2019 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ", УСТАНОВИЛ:
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N5 от 26 сентября 2019 года признано утратившим силу решение муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" от 17 июня 2009 года N35 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" (л.д. 17 том 1).
Решение муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N5 от 26 сентября 2019 года обнародовано путем размещения его полного текста на стендах для официального информации органов местного самоуправления муниципального образования (л.д. 25 том 2).
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N6 от 15 октября 2019 года утвержден новый регламент заседаний данного муниципального совета (л.д.19 том 1).
Указанное решение опубликовано в спецвыпуске газеты муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ", октябрь 2019 N 19/1 от 18.10.2019 (л.д.66-70 том 1).
Административные истцы, являющиеся депутатами указанного муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" шестого созыва (л.д.145-146 том 1), обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с требованием к муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" о признании названных решений N5 от 26 сентября 2019 года и N6 от 15 октября 2019 года незаконными (л.д.11-15, 55-57, 112-113, 142-144, том 1), ссылаясь на нарушение процедуры их принятия.
Определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июня 2020 года административное дело N 2а-395/2020 передано по подсудности в Санкт-Петербургский городской суд.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 2 июля 2020 года административное исковое заявление Грязневич Натальи Владимировны, Моисейкина Андрея Александровича, Александровой Екатерины Юрьевны, Куваева Давида Олеговича об оспаривании решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N 5 от 26.09.2019 о признании утратившим силу решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" от 17.06.2009 N 35 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" и оспаривании решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N 6 от 15.10.2019 об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" принято к производству Санкт-Петербургского городского суда для рассмотрения по первой инстанции (том 1, л.д.206-208).
Впоследствии административные истцы уточнили заявленные требования (том 2, л.д.23-24) и просили признать недействующими полностью со дня принятия решение муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N 5 от 26.09.2019 о признании утратившим силу решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" от 17.06.2009 N 35 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" и решение муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N 6 от 15.10.2019 об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ".
В обоснование административного искового заявления административные истцы ссылались на нарушение порядка вынесения на рассмотрение муниципального совета вопроса о признании утратившим силу регламента от 2009 года. Указали, что в силу пункта 3 статьи 22 устава, заседания представительного органа муниципального образования, которым в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 устава является муниципальный совет, проводятся в соответствии с регламентом заседаний. Таким образом, регламент заседаний определён уставом как муниципальный правовой акт, обязательный для исполнения муниципальным советом при проведении своих заседаний. На момент проведения заседания муниципального совета 26.09.2019 действовал регламент 2009 года. Согласно данному регламенту, вопрос об изменении настоящего регламента включается в повестку дня муниципального совета, если за это проголосует две трети от установленного числа депутатов. Согласно пункту 2 статьи 22 устава, муниципальный совет состоит из 10 депутатов. Две трети от установленной численности депутатов составляют не менее 7 человек.
Согласно протоколу заседания муниципального совета N 2 от 26.09.2019 в данном заседании принимало участие 6 депутатов: "... " Другие депутаты муниципального совета в количестве 4 человек (административные истцы) в заседании не участвовали. Это означает, что на заседании муниципального совета 26.09.2019 отсутствовало количество депутатов, необходимое для рассмотрения вопроса о внесении в повестку дня вопроса о признании утратившим силу регламента заседаний муниципального совета.
Согласно тому же протоколу заседания от 26.09.2019 за утверждение повестки дня, включавшей в себя вопрос о признании утратившим силу решения муниципального совета от 17.06.2009 об утверждении регламента заседаний, проголосовало 6 депутатов. Таким образом, муниципальный совет нарушил действовавший регламент заседаний при внесении в повестку дня вопроса о признании утратившим сиу решения, утвердившего регламент в 2009 году.
Также административные истцы указали, что при принятии решения от 26.09.2019 нарушен установленный регламентом заседаний порядок принятия решения. В соответствии с пунктом 2.2 регламента 2009 года, действовавшего при проведении заседания 26.09.2019, заседание муниципального совета правомочно, если на нём присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Таким образом, заседание правомочно при участии в нём 5 депутатов. Пунктом 8.2 регламента 2009 г. установлено специальное требование в правомочности заседания муниципального совета при решении непроцедурных вопросов: решения муниципального совета принимаются большинством голосов, при условии, что на заседании присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов. Для процедурных вопросов такое требование отсутствует, и решения принимаются большинством от числа депутатов, присутствующих на заседании. Пункт 8.7 регламента 2009 г. определяет, что понимается под процедурными вопросами - это вопросы организации и работы заседаний в рамках настоящего регламента. Вопрос об отмене регламента заседаний муниципального совета не может быть отнесён к числу процедурных. Таким образом, заседание муниципального совета правомочно рассматривать непроцедурные вопросы, если в нём принимает участие не менее двух третей от установленного числа депутатов. На заседании 26.09.2019 присутствовало только 6 депутатов из 10, то есть менее двух третей от установленного числа. Следовательно, заседание муниципального совета не было правомочно принимать решения по каким-либо вопросам, за исключением процедурных, в том числе оно не было правомочно принимать решение об отмене муниципального правового акта муниципального образования.
Решение муниципального совета от 15.10.2019 N 6 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ" также было принято с нарушением тех же требований регламента 2009 г.
В судебном заседании представитель административных истцов Грязневич Н.В. и Моисейкина А.А. - Давыдов А.В, действующий на основании доверенностей от "дата", на удовлетворении административного искового заявления настаивал. Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.30 том 2), Александрова Е.Ю. и Куваев Д.О. в телефонограммах от "дата" не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" Попов И.С, действующий на основании доверенности от "дата", возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях от "дата", ссылаясь на то, что оспариваемые муниципальные нормативные правовые акты приняты в пределах предоставленной компетенции с соблюдением порядка их принятия и введения в действие, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой В.В, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации деятельности местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 43, части 2 и 3 статьи 44 названного закона).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 02.08.2019, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений, далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты; муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (часть 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
В силу пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться, в том числе виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 названной статьи).
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" (в редакции от 11.04.2019, действовавшей на момент принятия оспариваемых муниципальных правовых актов) уставом муниципального образования определяется правомочность заседания муниципального совета муниципального образования. Заседание муниципального совета муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания муниципального совета муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Проанализировав вышеизложенные положения, суд приходит к выводу о том, что порядок принятия муниципальных правовых актов должен определяться исключительно уставом муниципального образования.
Согласно статье 22 устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" (принят решением муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Дворцовый округ Санкт-Петербурга от 17.08.2017 N 216, редакция от 19.08.2019, зарегистрировано в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу 21.08.2017 N RU781450002017001) представительный орган муниципального образования состоит из 10 (десяти) депутатов.
В силу пункта 3 статьи 22 названного устава представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной пунктом 2 настоящей статьи численности депутатов.
Заседание представительного органа муниципального образования считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Заседания представительного органа муниципального образования проводятся в соответствии с регламентом заседаний, утвержденным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не реже одного раза в три месяца.
Вместе с тем, такое указание в уставе на иной муниципальный акт (регламент), которым может определяться порядок принятия решений совета депутатов, создает правовую неопределенность и противоречит нормам, обладающим большей юридической силой приведенным выше.
Так, в регламенте заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ от 17.06.2009 N 35 (л.д.147-156 том 1) в пункте 2.2. главы 2 указано, что заседания муниципального совета муниципального образования считаются правомочными, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В пункте 8.2 главы 8 регламента указано, что решение совета принимается большинством голосов, при условии, что на заседании присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.
В пункте 8.7 главы 8 регламента указано, что по процедурным вопросам решения принимаются большинством от числа депутатов, присутствующих на заседании, если иной порядок не предусмотрен законодательством или настоящим регламентом.
По остальным вопросам, если настоящим регламентом или другими нормативными правовыми актами совета не оговорено иное, нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
Вопрос считается процедурным, если относится к организации работы заседания совета, утверждению повестки дня и порядка работы заседания в рамках настоящего регламента.
Приведенные выше пункты регламента входят в прямое противоречие с содержанием части 2 статьи 43, пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, поскольку названный порядок принятия решений советом депутатов, как указывалось выше, не может определяться регламентом.
Поскольку правоотношения по порядку принятия решений представительным органом не подлежат урегулированию в ином муниципальном правовом акте, кроме как в уставе соответствующего муниципального образования, установление такого регулирования в регламенте не соответствует требованиям приведенного законодательства.
При таком положении доводы административных истцов о том, что муниципальный советом при принятии оспариваемых решений был нарушен порядок принятия решений советом депутатов, установленный регламентом от 2009 г, суд находит несостоятельными.
В силу пункта 2 статьи 38 устава муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ" решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим уставом.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлен исчерпывающий перечень решений, принимаемых иным большинством, нежели чем в порядке части 3 статьи 43 указанного закона. Так, большинством в две трети от установленной численности депутатов принимаются следующие решения: принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав (часть 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ); повторное рассмотрение нормативного правового акта в случае его отклонения главой муниципального образования (часть 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ); удаление главы муниципального образования в отставку (часть 8 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ); самороспуск (пункт 1 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ); временное осуществление исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий органов местного самоуправления (часть 2 статьи 75 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
С учетом приведенных норм права и положений устава внутригородского муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ" решения совета депутатов, связанные с определением порядка внесения и рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, в том числе касающихся регламента заседаний, принимаются большинством от установленной численности депутатов.
Из протокола заседания муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" от 26 сентября 2019 года N 2 следует, что заседание муниципального совета открыто в 18 часов 00 минут; на заседании присутствуют 6 депутатов муниципального совета (регистрационный лист прилагается); повестка дня: 1. О проекте решения "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ"; 2. О проекте решения "Об объявлении конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ и утверждении проекта контракта с главой местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ"; 3. О проекте решения "О внесении изменений в местный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов"; 4. О проекте решения "О признании утратившим силу решения муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Дворцовый округ от 17.06.2009 N 35 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Дворцовый округ"; 5. О плане работы муниципального совета на октябрь месяц 2019 года; 6. Разное (л.д.21-27 том 1).
Согласно протоколу заседания муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" от 26 сентября 2019 года N 2, присутствовали депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ: 1 "... " отсутствовали депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ: "... "
Согласно повестке дня по вопросу 4 данного протокола слушали: о проекте решения "О признании утратившим силу решения МС МО МО Дворцовый округ от 17.06.2009 N35 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Дворцовый округ"; решили: 1. Принять за основу проект решения "О признании утратившим силу решения МС МО МО Дворцовый округ от 17.06.2009 N35 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Дворцовый округ"; 2. Поручить "... " депутату МС МО МО Дворцовый округ подготовить проект регламента заседаний муниципального совета в срок до 03.10.2019; 3. Принять в целом проект решения "О признании утратившим силу решения МС МО МО Дворцовый округ от 17.06.2009 N35 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Дворцовый округ" (том 1, л.д.25-26).
Из протокола заседания муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ от 15 октября 2019 года N 3 следует, что заседание муниципального совета открыто в 17 часов 20 минут; на заседании присутствуют 6 депутатов муниципального совета (регистрационный лист прилагается); повестка дня: 1. О проекте решения "Об утверждении регламента заседаний МС МО МО Дворцовый округ"; 2. О проекте решения "О назначении членов счетной комиссии муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ"; 3. О проекте решения "О выборах председателей постоянных комиссий муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ"; 4. О проекте решения "Об утверждении графика приема депутатов МС МО МО Дворцовый округ шестого созыва"; 5. О проекте решения "О внесении изменений в местный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов"; 6. О проекте решения "Об изменениях в местный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов"; 7. О проекте решения "Об утверждении персонального состава Контрольного органа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ"; 8. О проекте решения "О выплате премий и надбавок главе МО МО Дворцовый округ"; 9. О проекте решения "Об установлении надбавок за особые условия службы главе МО МО Дворцовый округ"; 10. О проекте решения "Об оплате мобильной связи главе внутригородского муниципального образования, исполняющему полномочия председателя муниципального Совета"; 11. Разное (том 1, л.д.35-43).
Согласно протоколу заседания муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ от 15 октября 2019 года N 3, присутствовали депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ: "... " отсутствовали депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Дворцовый округ: "... "
Согласно повестке дня по вопросу 1 данного протокола слушали: О проекте решения "Об утверждении регламента заседаний МС МО МО Дворцовый округ"; решили: 1. Принять за основу решение "Об утверждении регламента заседаний МС МО МО Дворцовый округ"; 2. Принять в целом решение "Об утверждении регламента заседаний МС МО МО Дворцовый округ" (том 1, л.д.37).
Административные истцы не ссылались на то, что они не были извещены о заседаниях муниципального совета проводимых 26.09.2019 и от 15.10.2020, не оспаривали количество участвовавших в данных заседаниях депутатов муниципального совета (6 человек).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, то порядок принятия оспариваемых решений муниципального совета от 26.09.2019 и 15.10.2019 установленный уставом муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ", а также вышеприведенными положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" был соблюден.
Довод представителя административных истцов о том, что регламент заседаний муниципального совета является частью устава, поскольку имеет равную с уставом юридическую силу, сводится к ошибочному толкованию действующего законодательства. Как было указано выше, устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
С учетом изложенного, в силу норм федерального законодательства и устава внутригородского муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ" правомочным заседанием представительного органа является заседание с участием не менее 5 депутатов, а решения представительного органа, в отношении которых Федеральный закон N 131-ФЗ не устанавливает отдельный порядок принятия, принимаются большинством от установленной численности депутатов (то есть голосованием "за" не менее 6 депутатов).
Ссылки административных истцов о нарушения порядка обнародования решения муниципального совета от 26.09.2019 N 5, суд находит несостоятельными в силу следующего.
Порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определен статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, часть 3 которой, в частности предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу статьи 42 устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральными законами.
Частью 4 указанной статьи устава установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов, проектов муниципальных правовых актов считается публикация их полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в печатном средстве массовой информации, учрежденном муниципальным образованием, в муниципальной газете "Дворцовый округ" и спецвыпусках к муниципальной газете "Дворцовый округ".
Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений также используется портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания Эл N ФС77-72471 от 05.03.2018). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в указанном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
В случае если официальное опубликование муниципального правового акта невозможно по финансовым причинам, официальное опубликование муниципального правового акта по решению органа местного самоуправления, принявшего (издавшего) муниципальный правовой акт, может быть заменено его официальным обнародованием, за исключением случаев, установленных настоящим уставом.
Официальное обнародование муниципального правового акта должно обеспечивать возможность ознакомления с его содержанием населения муниципального образования и иных лиц, чьи права и свободы затрагивает принятый муниципальный правовой акт (часть 5 статьи 42 устава).
Официальным обнародованием муниципального правового акта является размещение его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в библиотеке, расположенной на территории муниципального образования, а также доведение муниципального правового акта до всеобщего сведения путем размещения его полного текста на стендах для официальной информации органов местного самоуправления муниципального образования (часть 6 статьи 42 устава).
Из материалов дела следует, что решение муниципального совета N 5 от 26.09.2019 обнародовано путем размещения его полного текста на стендах для официальной информации органов местного самоуправления муниципального образования, в связи с чем оно вступило в силу 30 сентября 2019 года (л.д.25).
Факт размещения полного текста решения N 5 от 26.09.2019 на стендах для официальной информации органов местного самоуправления муниципального образования административными истцами не оспаривался.
Решение муниципального совета от 15.10.2019 N 6 опубликовано в спецвыпуске газеты муниципального образования муниципальный округ "Дворцовый округ", октябрь 2019 N 19/1 от 18.10.2019.
Следовательно, оба оспариваемых решения вступили в силу в определенном уставом муниципального образования порядке, поскольку были надлежащим образом доведены до всеобщего сведения.
Доводы административных истцов о том, что при принятии решения от 26.09.2019 N 5 были нарушены положения ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, также сводятся к ошибочному толкованию законодательства, в силу того, что вышеприведенная норма права устанавливает возможность отмены или приостановления муниципальных правовых актов только в определенных случаях (упразднение органа местного самоуправления, должности либо изменение перечня полномочий). Между тем, решение муниципального совета N 5 от 26.09.2019 не связано с отменой или приостановлением муниципального правового акта в перечисленных в статье 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ случаях.
Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения требований административных истцов о признании недействующими с момента принятия вышеназванных решений муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Грязневич Натальи Владимировны, Моисейкина Андрея Александровича, Александровой Екатерины Юрьевны, Куваева Давида Олеговича о признании недействующими с момента принятия решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N 5 от 26.09.2019 "О признании утратившим силу решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" от 17.06.2009 N 35 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" и решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" N 6 от 15.10.2019 "Об утверждении регламента заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" - отказать.
Обязать муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Дворцовый округ" опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья С.И.Сухарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.