Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красногорского районного потребительского общества о признании недействующим в части нормативного правового акта Правительства Удмуртской Республики по апелляционной жалобе Красногорского районного потребительского общества на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя Красногорского районного потребительского общества ФИО1, представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики ФИО2, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Красногорское районное потребительское общество (далее по тексту - Красногорское РАЙПО, административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия пункты 13900, 13877, 13912, 13883, 13884, 13882, 13917, 13921, 13926, 13929, 13867 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год), утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - постановление от 12 ноября 2019 года N 522).
В обоснование своих требований указало, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522 в части пунктов 13900, 13877, 13912, 13883, 13884, 13882, 13917, 13921, 13926, 13929, 13867 Перечня на 2020 год противоречит требованиям закона и нарушает его права как налогоплательщика. Просит признать недействующими с момента принятия постановление от 12 ноября 2019 года N 522 вышеуказанные пункты Перечня на 2020 год.
В процессе рассмотрения дела от представителя административного истца ФИО3 поступило заявление в порядке статьи 157 КАС РФ, в котором заявлено об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу в части пунктов 13900, 13912 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением от 12 ноября 2019 года N 522, в связи с признанием данных пунктов Перечня на 2020 год утратившими силу.
Определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2020 года принят отказ представителя Красногорского РАЙПО от административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим в части пунктов 13900, 13912 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522, производство по административному делу в данной части прекращено.
В процессе рассмотрения данного дела представитель административного истца уточнила заявленные требования, просила признать недействующими пункты 13877, 13883, 13884, 13882, 13917, 13921, 13926, 13929, 13867 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2020 года административное исковое заявление Красногорского районного потребительского общества о признании недействующим в части постановление Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522 в части пунктов 13877, 13883, 13884, 13882, 13917, 13921, 13926, 13929, 13867 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, оставлено без удовлетворения. На Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Красногорским районным потребительским обществом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2020 года и вынесении по делу нового судебного решения об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, Правительством Удмуртской Республики представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, указав, что спорные объекты недвижимости не соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ и незаконно отнесены к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. По спорным объектам пояснила, что право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером N прекращено в связи со сносом здания в 2018 году, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ним внесена запись от 10.01.2020 года о прекращении права собственности и ликвидации объекта с данным кадастровым номером. Объект недвижимости с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 12.10.2020 года как не соответствующий определению капитальных строений, так как представляет собой некапитальное строение, состоящее из одного металлического вагончика без фундамента. Здания с кадастровыми номерами N фактически не эксплуатируются, поскольку находятся в ветхом состоянии. Нежилые помещения с кадастровыми номерами N учтены в составе здания с кадастровым номером N, включенного в Перечень, а помещение с кадастровым номером N в составе здания с кадастровым номером N, что, по мнению представителя административного истца, влечет двойное налогообложение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики ФИО5. полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными. Пояснила, что спорные объекты недвижимости соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ и законно отнесены к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Красногорского районного потребительского общества ФИО6 представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики ФИО7 заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены ст.378.2 НК РФ.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статьи 72 и 76 Конституции РФ).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст.ст.3 и 14 НК РФ).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее по тексту - Закон УР N 55-РЗ) на территории республики введен налог на имущество организаций.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 20 ноября 2014 года N 65-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" с 1 января 2015 года на территории республики налог на имущество организаций введен исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Частью 2 статьи 1.1 Закона УР N 55-РЗ предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания федерального и регионального законодательства, сделал верный вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу, и в указанной части административным истцом не оспаривается. Судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N право собственности не регистрировалось. В отношении данных объектов Управление не осуществляло кадастровый учет, сведения о данных объектах как о ранее учтенных были внесены в ЕГРН филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике. Право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером N было зарегистрировано 11 июня 2004 года по заявлению Красногорского РАЙПО на основании Акта приемки законченного строительством объекта от 25 декабря 2003 года. На государственную регистрацию прав была представлена копия технического паспорта, составленного Красногорским БТИ по состоянию на 9 декабря 2003 года. Сведения о технических характеристиках объекта внесены в ЕГРН на основании данной копии технического паспорта. Объект недвижимости с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 10 января 2020 года в связи со сносом. Объект недвижимости с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 29 ноября 2019 года как дубль объекта с кадастровым номером N
Из письменных пояснений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" следует, что на момент внесения сведений о спорных объектах в кадастр недвижимости использовалась автоматизированная система государственного кадастра недвижимости. Последовательность присвоения кадастровых номеров определялась автоматически. В ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с кадастровыми номерами N (нежилое здание, наименование "магазин "Корма для животных"), N (нежилое здание, наименование "магазин"), N (нежилое помещение), N (нежилое помещение), N (нежилое здание, наименование "промтоварный магазин"), N (нежилое здание, наименование "магазин"), N (нежилое здание, наименование "магазин"). Сведения о вышеуказанных объектах недвижимости внесены в ЕГРН в ноябре 2011 года на основании технических паспортов, поступивших в результате проведения работ в рамках Государственного контракта N120 от 30 сентября 2010 года в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 года N1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости". Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N (нежилое здание, наименование "магазин N1") внесены в ЕГРН как о ранее учтенном на основании технического паспорта, подготовленного Красногорским БТИ по состоянию на 21 марта 2012 года. Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N (нежилое здание, наименование "магазин") внесены в ЕГРН как о ранее учтенном 4 декабря 2013 года при сопоставлении данных ЕГРП и государственного кадастра недвижимости.
Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N (нежилое помещение, наименование "промтоварный магазин") внесены в ЕГРН как о ранее учтенном 31 октября 2014 года на основании кадастрового паспорта помещения по состоянию на 9 апреля 2011 года и заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 23 октября 2014 года. 10 января 2020 года аннулированы сведения об объекте недвижимости N, указанным сведениям присвоен статус "архивный". 29 ноября 2019 года выявлена и исправлена техническая ошибка, в результате которой сведениям об объекте недвижимости с кадастровым номером N присвоен статус "архивный", как дублирующим сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о собственнике объектов недвижимости с кадастровыми номерами N
В подтверждение права владения спорными объектами административным истцом представлены выписки из баланса Красногорского РАЙПО, технические паспорта на объекты недвижимости, регистрационные удостоверения Бюро технической инвентаризации, свидетельство о государственной регистрации права.
Указанные выше объекты включены в Перечень на 2020 год.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из положений пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 названной статьи в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое здание, помещения в здании признаются объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости при наличии одного из условий, определенных в пунктах 4 и 4.1, 5 соответственно и статьи 1.1 Закона УР N 55-РЗ, а именно: если объекты обладают признаками торгового центра: фактически используются и предназначены для данных целей, либо расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к выводу о его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспаривая в части нормативный правовой акт Правительства Удмуртской Республики административный истец ссылается на то, что объект недвижимости с кадастровым номером N не существует, поскольку снесен в 2019 году, следовательно, включению в перечень не подлежал.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N (пункт 13877 Перечня на 2020 год), расположенный по адресу: "адрес" является нежилым зданием, назначение - магазин, имеет площадь - 64, 1 кв.м.
Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на 15 января 2007 года, нежилое здание имеет наименование: "магазин", назначение "торговое, складское", помещения в нем имеют назначение: подсобки (3, 1 кв.м и 11, 3 кв.м), торговый зал (21, 1 кв.м), склад (28, 6 кв.м).
Согласно выписке из баланса Красногорского РАЙПО, объект поставлен на учет как основное средство в 1984 году, снят с учета 8 июня 2018 года.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что объект недвижимости снят с кадастрового учета 10 января 2020 года, то есть после утверждения Перечня на 2020 год.
Принимая во внимание назначение здания и превышение 20% торговой площади от общей площади объектов в нем, суд первой инстанции пришел к выводу, что здание с номером N на момент включения его в Перечень на 2020 год отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости.
Между тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 374 названного Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Положения статей 378.2 (кроме подпункта 4 пункта 1) и 382 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие особенности обложения налогом недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому, признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Из акта обследования, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в целях предоставления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета здания с кадастровым номером N от 19 декабря 2019 года следует, что по результатам обследования, проведенного 6 декабря 2019 года кадастровым инженером ФИО8 было выявлено, что магазин "данные изъяты" общей площадью 64, 1 кв.м, "данные изъяты" года постройки, инвентарный номер "данные изъяты") прекратил свое существование в результате сноса, здание снесено до 4 августа 2018 года, что подтверждается Актом о списании объекта основных средств от ДД.ММ.ГГГГ N N
Таким образом, здание с кадастровым номером N фактически снесено до 4 августа 2018 года.
При таких данных, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о соответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству, поскольку принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером N фактически снесено и не может являться объектом налогообложения, следовательно, включению в перечень не подлежит.
Объект недвижимости с кадастровым номером N (пункт 13917 Перечня на 2020 год), расположенный по адресу: "адрес", согласно выписке из ЕГРП является нежилым зданием (магазином), площадью 27, 8 кв.м.
Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на 9 декабря 2003 года, нежилое здание имеет наименование: "Продуктовый магазин", назначение "торговое", имеет в своем составе помещения с назначением: тамбур (3, 8 кв.м), торговый зал (16, 9 кв.м), склад (7, 10 кв.м).
Принимая во внимание назначение здания и превышение 20% торговой площади от общей площади объектов в нем, суд первой инстанции пришел к выводу, что здание с кадастровым номером N отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости.
Между тем, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
В свою очередь, некапитальными строениями, сооружениями признаются строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно справке БУ УР "данные изъяты" от 3 июня 2020 года, здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", не является объектом недвижимости, так как не связано прочно с землей через фундаменты, то есть его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению возможно; является некапитальным строением, не имеет фундаментов, отвечающих требованиям СНиП 2.02.01-83 "Основания зданий и сооружений" для капитальных зданий.
При таких данных, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о соответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству, поскольку принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером N является некапитальным строением, следовательно, включению в перечень не подлежит.
Согласно сведений из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером N (пункт 13921 Перечня на 2020 год), расположенный по адресу: "адрес", является нежилым зданием (магазин N1), площадью 74, 4 кв.м, имеет помещения с назначением: торговые залы 34, 6 кв.м и 32, 7 кв.м.
Согласно выписке из баланса Красногорского РАЙПО, объект поставлен на учет как основное средство в 1965 году, снят с бухгалтерского учета в 2010 году.
Административным истцом в материалы дела представлена справка Администрации муниципального образования " "данные изъяты"" о том, что продовольственный магазин в с. "адрес", принадлежащий Красногорскому РАЙПО не функционирует с 25 февраля 2016 года.
Согласно сведений из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером N (пункт 13926 Перечня на 2020 год), расположенный по адресу: село "адрес" является нежилым зданием (промтоварный магазин), площадью 38, 4 кв.м.
Согласно техническому паспорту, здание имеет торговый зал, площадью 38.4 кв.м.
Администрация муниципального образования " "данные изъяты"" в справке указала, что промтоварный магазин не функционирует с 2010 года (2 том л.д.18).
Согласно сведений из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером N (пункт 13929 Перечня на 2020 год), расположенный по адресу: деревня "адрес" является нежилым зданием (магазин), площадью 110, 3 кв.м (торговый зал 30, 7 кв.м).
Администрацией муниципального образования " "данные изъяты"" в справке сообщено, что магазин в д. "адрес" не функционирует с 2008 года (том 1 л.д. 139).
Согласно сведений из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером N (пункт 13867 Перечня на 2020 год), расположенный по адресу: деревня "адрес", является нежилым зданием (магазин), площадью 65, 5 кв.м (торговый зал 36, 3 кв.м).
Согласно выписке из баланса Красногорского РАЙПО, указанный объект снят с учета в 2010 году.
Администрацией муниципального образования " "данные изъяты"" в справке указано, что магазин в д. "адрес" не функционирует с 27 марта 2019 года.
По утверждению административного истца, объекты с кадастровыми номерами N фактически не эксплуатируются, поскольку находятся в ветхом состоянии, поэтому не могли быть включены в Перечень на 2020 год.
Вместе с тем, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что сведения из ЕГРН и техническая документация на вышеназванные объекты недвижимости позволяют сделать вывод о наличии предусмотренных законом оснований для включения спорных нежилых зданий в Перечень на 2020 год, исходя из названия объектов, их предназначения и превышения 20% торговой площади от общей площади объектов в них.
Суд первой инстанции верно отметил, что критерием включения спорных объектов недвижимости в Перечень 2020 года является то обстоятельство, что объекты обладают признаками торгового центра и предназначены для данных целей, в этой связи доводы административного истца о возможности включения в Перечень спорных объектов только при наличии актов обследования, подтверждающих их фактическое использование по назначению, основанные на том, что установление данного факта является принципом налогообложения имущества от кадастровой стоимости, а также о нарушении в связи с не проведением полномочным органом фактического обследования объектов прав и законных интересов Красногорского РАЙПО, суд правомерно счел несостоятельными, поскольку в соответствии с положениями пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критерием признания объекта недвижимости торговым центром является соответствие одному из указанных выше условий.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что спорные объекты соответствовали критерию, определенному в части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на момент принятия нормативного правового акта в оспариваемой части, в связи с чем пришел к обоснованному выводу, что нежилые здания с кадастровыми номерами N правомерно включены в Перечень на 2020 год, поскольку соответствовали критериям, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены как несостоятельные доводы представителя административного истца в части необоснованного включения в Перечень на 2020 год объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, поскольку названные нежилые помещения учтены в Перечне на 2020 год в составе зданий, что, по утверждению административного истца, влечет двойное налогообложение.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что в пункт 13880 Перечня на 2020 год включено здание столовой, магазина, площадью 1202, 2 кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
В пункты 13883, 13884 Перечня на 2020 год включены помещения с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес"
Объект недвижимости с кадастровым номером N является нежилым помещением, площадью 558, 8 кв.м.
Согласно сведений из ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N является нежилым помещением - столовой, площадью 610, 2 кв.м.
В Пункт 13907 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1850 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения магазина (том 1 л.д.223-224).
В пункт 13882 Перечня на 2020 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", которое является промтоварным магазином, входит в состав здания (нежилое здание, Магазин N2) с кадастровым номером N
Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что нежилые помещения признаются объектами налогообложения, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, если их назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо они фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N правомерно отнесены к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, поскольку они находятся в зданиях, обладающих признаками торгового центра, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, а сами нежилые помещения с учетом информации, содержащейся в документах технического учета предназначены для использования их в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания.
Доводы административного истца о двойном налогообложении в рамках настоящего дела, в котором достоверно установлено соответствие критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, как здания, так и находящихся в нем спорных помещений, не могут быть приняты во внимание.
Указанные выводы не исключают обязанности налогового органа при расчете налога на имущество организаций исходить из реально существующего объекта налогообложения, не допуская двойного учета одних и тех же площадей здания и образующих его помещений.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований Красногорского районного потребительского общества о признании недействующими пунктов 13877, 13917 постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N522 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", основанного на неправильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и принятии по настоящему административному делу нового решения в указанной части об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2020 года в части отказа в удовлетворении требований Красногорского районного потребительского общества о признании недействующими пунктов 13877, 13917 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N522, - отменить.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым указанные требования административного истца удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 13877, 13917 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N522.
В остальной части решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красногорского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.