Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В.
при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Зиатдиновой Резеды Мансуровны к Совету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющими в своем составе инвалидов на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 16 февраля 2018 года N5-РС по апелляционной жалобе Зиатдиновой Резеды Мансуровны на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление Зиатдиновой Резеды Мансуровны удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, административного истца Зиатдинову Резеду Мансуровну, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 16 февраля 2018 года N 5-РС, опубликованном на официальном портале правовой информации Республики Татарстан htt://pravo.tatarstan.ru 22 февраля 2018 года, утверждено Положение о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее также Положение), которое регулирует порядок первоочередного предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов (далее - инвалидов) земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан" и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (далее - земельных участков).
Административный истец Зиатдинова Р.М, проживающая на территории Лаишевского муниципального района, являющаяся родителем ребенка-инвалида обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала на незаконное установление в оспариваемом Положении условий и перечня документов, необходимых для реализации права инвалида или семьи, имеющей в своем составе инвалида, на первоочередное предоставление земельного участка, что не соответствует нормам Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец Зиатдинова Р.М. просила суд признать недействующим решение Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 16 февраля 2018 года N 5-РС об утверждении Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года административное исковое заявление Зиатдиновой Резеды Мансуровны удовлетворено частично. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1 пункта 2.1, абзацы третий и пятый пункта 3.1 Положения о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 16 февраля 2018 года N 5-РС.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Зиатдиновой Резеды Мансуровны отказано.
Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://laishevo.tatarstan.ru
В апелляционной жалобе Зиатдинова Р.М. просила решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Прокуратура Республики Татарстан представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Зиатдинова Р.М, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав административного истца, участвующего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Аналогичные по содержанию нормы закреплены в пункте 3 части 1 статьи 16, части 2 статьи 16.1 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 3 части 1 статьи 6, части 2 статьи 7 Устава муниципального образования "Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан", принятого решением Совета Лаишевского муниципального района от 14 августа 2017 года N 43-РС.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что часть 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (которая до изменения данной статьи согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 года N 399-ФЗ была ее частью 14) принята в порядке реализации указанных конституционных требований и закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 года N 2728-0, от 23 декабря 2014 года N 2963-0, от 23 апреля 2015 года N 772-0 и от 19 июля 2016 года N 1577-0).
Из системного анализа приведенных норм следует, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 16 февраля 2018 года N 5-РС, опубликованном на официальном портале правовой информации Республики Татарстан htt://pravo.tatarstan.ru 22 февраля 2018 года, утверждено Положение о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Указанное Положение состоит из следующих разделов: 1. Общие положения; 2. Условия предоставления земельных участков инвалидам; 3. Порядок первоочередного предоставления земельных участков инвалидам; а также Приложения "Журнал учета обращений инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в целях первоочередного получения ими земельных участков"
В соответствии с пунктом 2.1 Положения земельные участки предоставляются инвалидам, которые на дату подачи заявления одновременно отвечают следующим условиям:
инвалид зарегистрирован по постоянному месту жительства на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан согласно действующему законодательству (подпункт 1);
инвалид нуждается в улучшении жилищных условий и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно действующему законодательству (подпункт 2).
Пунктом 3.1 Положения установлено, что инвалиды, желающие в первоочередном порядке приобрести земельные участки, обращаются с заявлением в Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы (копия, оригинал для сверки);
- документ, подтверждающий постановку инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- все страницы паспорта (копия, оригинал для сверки);
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (копия, оригинал для сверки).
Суд первой инстанции, проанализировав положения вышеуказанных норм права, указал, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий, между тем, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет, что соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений, в связи с чем суд первой инстанции пришел к парвильному выводу, что установление в подпункте 2 пункта 2.1 Положения в качестве условия предоставления земельных участков инвалидам их нуждаемость в улучшении жилищных условий и постановку их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно действующему законодательству, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что подпункт 1 пункта 2.1, абзацы третий и пятый пункта 3.1 Положения противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают законные интересы инвалидов и их семей при реализации права на улучшение жилищных условий, а именно противоречат Федеральному закону от 24 ноября 1995 годаN 181-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг в том числе местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг (пункт 1); представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов (пункт 2).
Часть 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ устанавливает, что положения пункта 2 части 1 указанной статьи не распространяются на документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, перечисленные в 19 пунктах этой части статьи 7.
Среди исключений названы, помимо прочих документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации (пункт 1), справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения (пункт 10), удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки (пункт 17).
Вместе с этим среди указанных исключений Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ не перечисляет документы, подтверждающие постановку гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, следовательно, такие документы находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии со статьей 6 данного Федерального закона должны быть предоставлены в рамках межведомственного информационного взаимодействия в орган, предоставляющий муниципальные услуги.
Указанное полностью согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу Постановлениях от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определениях от 13 июля 2000 года N 185-0 и от 5 октября 2000 года N 199-0, и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и другими подобными.
Поэтому суд первой инстанции пришел к выводу, что закрепление в подпункте 1 пункта 2.1 Положения в качестве условия предоставления земельных участков инвалидам их регистрации по постоянному месту жительства на территории Лаишевского муниципального района противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный истец сослался на подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, и указал, что данные нормы согласуются между собой, из них следует, что инвалиды обладают предусмотренными этими нормами правом на первоочередное получение земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства. Административный истец полагает, что данные нормы не предусматривают никаких положений о необходимости дальнейшего более подробного регулирования вопроса первоочередного предоставления земельных участков инвалидам путем принятия подзаконных актов любого уровня. Основанием возникновения у гражданина права на первоочередное приобретение в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является один только факт принадлежности гражданина к категории граждан-инвалидов, иных оснований возникновения этого права у гражданина-инвалида эти нормы закона не упоминают.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы согласиться не может, поскольку само по себе отнесение лица к категории лиц, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ на первоочередное предоставление земельного участка, не является безусловным основанием для реализации такого права в отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Как указано выше, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства. Вместе с тем статья 17 указанного закона озаглавлена "Обеспечение инвалидов жильем" и регулирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 1 сентября 2014 года, разъяснено, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Из анализа приведенных разъяснений, следует, что право на первоочередное получение земельных участков установлено законом для индивидуального жилищного строительства, с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, когда речь идет о представлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то такое право вышеуказанной категории инвалидов, связано с их нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сам по себе факт наличия инвалидности является основанием для предоставления земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов, поскольку это предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального закона, поскольку наличие у лица инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что поскольку оспариваемое Положение в разделе 1 ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила), то оспариваемое Положение противоречит пункту 17 указанных Правил, которым предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. При этом необходимость предоставления других документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, этими Правилами не предусмотрена.
Судебная коллегия указанные доводы апелляционной жалобы находит несостоятельными, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2018 года N 410 с 14 апреля 2018 года. При этом установление факта нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий при реализации им права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства вытекает из приведенных положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением суда признаны недействующими отдельные положения оспариваемого Положения не с даты его принятия, а с даты вступления в законную силу решения суда, являются необоснованными, поскольку определяя дату, с которой оспариваемое Положение признается недействующим в части, суд правильно руководствовался пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, и пришел к выводу, что поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, то необходимым признать отдельные его положения недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у административного ответчика отсутствовали полномочия по решению вопросов социальной защиты и социального обеспечения инвалидов, реализации инвалидами какого-либо принадлежащего им права, поскольку в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации они относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут повлечь отмену или изменение решения суда, поскольку оспариваемое Положение принято в целях регулирования порядка первоочередного предоставления инвалидам земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан" и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, то есть в рамках реализации пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, которым предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. При этом оспариваемое Положение, вопреки доводам апелляционной жалобы, не регулирует вопросы социальной защиты и социального обеспечения инвалидов.
Таким образом, оспариваемое Положение издано административным ответчиком в пределах предоставленной компетенции и в соответствии с установленным порядком.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиатдиновой Резеды Мансуровны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.