Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Грязнове Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ткаченко А.А. о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 28 сентября 2020 года, которым исковые требования Ткаченко А.А. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры ФИО7, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установил:
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год (далее Перечень на 2016 год) со дня принятия.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 30.11.2015 года.
В пункт 12961 Перечня на 2016 год включено нежилое помещение, назначение: нежилое помещение N N, этаж N, площадью N, кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес".
В последующие годы указанное нежилое помещение с кадастровым номером N вошло в другие соответствующие перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость:
На 2017 год - пункт 18625 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее Перечень на 2017 год), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 со дня принятия, который опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение);
на 2018 год - пункт 21139 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее Перечень на 2018 год), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 со дня принятия, который опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 218 (30176), от 01.11.2017 года N 283 (30178), от 02.11.2017 года N 285 (30180), от 16.11.2017 года N 297 (30192);
на 2019 год - пункт 22880 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 со дня принятия, который опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете "Волжская коммуна", N 308(30543) от 20.11.2018 года;
на 2020 год - 24420 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее Перечень на 2020 год), утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 со дня принятия, который опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года.
Ткаченко А.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 12961 Перечня на 2016 год; пункта 18625 Перечня на 2017 год; пункта 21139 Перечня на 2018 год; пункта 22880 Перечня на 2019 год, пункта 24420 Перечня на 2020 год.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости нежилого помещения, назначение: нежилое помещение N N этаж N, площадью N кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес".
Полагал, что включение в вышеуказанные Перечни объекта недвижимости не обладает признаками, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Самарского областного суда от 28 сентября 2020 года исковые требования административного истца удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе административным ответчиком поставлен вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Самарской области и административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своего представителя не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Самарской области, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предписано, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации при установлении налога законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, относятся в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, указанный выше объект недвижимости, принадлежит на праве собственности административному истцу и представляет собой нежилое помещение. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N нежилое помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь N.
В соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение с кадастровым номером N состоит из коридора и лестничных клеток. Спорное нежилое помещение находится в нежилом здании, наименование которого, согласно выписки из ЕГРН "офисный центр" с кадастровым номером N, имеет площадь N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью N кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "занимаемый прилегающей территорией к зданиям", ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка на вид "под деловое управление".
Судом установлено, что основанием для включения спорного объекта недвижимости в Перечни послужили сведения, содержащиеся в ЕГРН сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N, который имеет наименование "офисный центр" и так же включен в Перечни на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы.
Исследовав представленный в материалы дела Технический паспорт на нежилое здание с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу о том, что данное нежилое здание, имея наименование "офисный центр", не состоит из помещений административно-офисного назначения, общая площадь которых составляет более 20% от общей площади здания, что позволяло бы отнести данный объект недвижимости к административно-деловому центру.
Вид разрешенного использования земельного участка так же не позволяет отнести данное здание к административно-деловому центру.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что осмотр спорного объекта капитального строительства, как и здания в котором оно расположено, в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2016-2020 годы, до начала налоговых периодов, административным ответчиком не проводился.
Проанализировав положения подпункта 2 пункта 1, пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакциях, действующих на момент принятия всех оспариваемых Перечней, суд пришел к правильному выводу о том, что по смыслу этих положений нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку само здание не обладает такими признаками, следовательно, принадлежащие административному истцу нежилое помещение, не является объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.
В апелляционной жалобе министерством имущественных отношений Самарской области указывается, что согласно информации размещенной в сети интернет на официальном сайте "2ГИС" в нежилом здании с кадастровым номером N размещены N организаций, среди которых есть строительные компании, магазины бытовой техники, что позволяет сделать вывод о том, что указанное здание фактически используется в целях размещения офисов и торговых объектов.
Вместе с тем данные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет, поскольку как верно отметил суд, указанные сведения не могут быть отнесены к числу относимых и допустимых доказательств по административному делу об оспаривании вышеуказанных нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 1500 рублей, что подтверждается чек-ордером от 19 июня 2020 года, чек-ордером от 20 июля 2020 года.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Ткаченко А.А. в счет возврата уплаченной государственной пошлины 1 500 рублей.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они не содержат ссылок на нарушения судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 января 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.