Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Морковиной О.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 01 июня 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 28 июля 2020 года, вынесенные в отношении директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саркисова Андрея Вадимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 01 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 28 июля 2020 год, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саркисова А.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье, - Морковина О.С. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Саркисова А.В. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Саркисов А.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, направившим дело на рассмотрение судье, указанной жалобы, возражения на нее не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела усматривается, что 10 апреля 2020 г. должностным лицом Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в отношении директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саркисова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения в установленный срок - 15 октября 2019 г. предписания от 23 августа 2018 г. N 19/21-пр об устранении выявленных нарушений. В предписании содержалось требование об обеспечении расчетной кратности авиационного патрулирования, необходимого для авиационного мониторинга на землях лесного фонда на территории Курганской области в количестве 415 летных часов.
Дело направлено на рассмотрение в Курганский городской суд Курганской области.
По результатам рассмотрения дела судья городского суда пришел к выводу об отсутствии вины директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саркисова А.В. в неисполнении предписания и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии указанного лица состава административного правонарушения.
С такими выводами согласился судья Курганского областного суда при рассмотрении жалобы на вышеуказанное постановление судьи Курганского городского суда.
Правовых оснований для отмены соответствующих судебных актов не имеется, поскольку срок давности привлечения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, истек, вопрос об отсутствии или наличии в его деянии состава административного правонарушения обсуждаться не может.
Санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 данного Кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении), если частью 1 данной статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 этой статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 названной статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 той же статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, срок давности привлечения директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саркисова А.В. к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения начал исчисляться 16 октября 2019 г. и истек 16 октября 2020 г.
На момент рассмотрения в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции жалобы должностного лица административного органа срок давности привлечения указанного лица к административной ответственности истек.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При этом Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Однако из материалов дела не следует, что на предыдущих стадиях производства по делу было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Жалоба старшего государственного инспектора отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Морковиной О.С. по изложенным в ней доводам о том, что в деянии директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саркисова А.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворена быть не может.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по настоящему делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 01 июня 2020 года и решение судьи Курганского областного суда от 28 июля 2020 года, вынесенные в отношении директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саркисова Андрея Вадимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Морковиной О.С. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.