Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу директора муниципального казенного учреждения "Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" Ануфриева Андрея Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 37 Варгашинского судебного района Курганской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 судебного района г.Кургана Курганской области от 05 августа 2020 года, решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 11 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора муниципального казенного учреждения "Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" Ануфриева Андрея Александровича, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N3 Варгашинского судебного района Курганской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 37 судебного района г.Кургана Курганской области, от 05 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 11 сентября 2020 года, должностное лицо - директор муниципального казенного учреждения "Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" Ануфриев А.А. (далее - Ануфриев А.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ануфриев А.А. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Из материалов дела следует, что 08 июля 2020 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД "Варгашинский", выявлены недостатки содержания улично-дорожной сети в р.п. Варгаши Курганской области: по ул. Кирова около дома N 105 на перекрестке улиц Чернышевского - Кирова, зафиксированные в акте от 08 июля 2020 года.
Согласно актам о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 на участке дороги по ул. Кирова около дома N 105 в р.п. Варгаши имеются дефекты проезжей части дороги в виде выбоины превышающей предельно допустимые размеры шириной 118 см, длиной 112 см, глубиной 9 см, площадью 1, 32 кв.см, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
Кроме того, на перекрестке улиц Чернышевского - Кирова в р.п. Варгаши имеются дефекты проезжей части дороги в виде выбоины превышающей предельно допустимые размеры шириной 75 см, длиной 52 см, глубиной 8, 5 см, площадью 0, 37 кв.см, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составления в отношении должностного лица, ответственного за содержание улично - дорожной сети Ануфриева А.А. протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Факт совершения Ануфриевым А.А. административного правонарушения подтвержден: протоколом об административном правонарушении (л.д.2); письменными объяснениями Ануфриева А.А. (л.д.З); предписанием от 8.07.2020 г. (л.д.7); актом о выявленных недостатках (л.д.8, 9-10); сведениями из Администрации Варгашинского поссовета (л.д.11-12); предписанием (л.д.13); актом о выявленных недостатках и фототаблицей к нему (л.д.14, 15-16); сведениями из Администрации Варгашинского поссовета (л.д.17, 18); копией должностной инструкции директора МКУ "Службы ЖКХ и благоустройства" (л.д.21-22); копией распоряжения заместителя главы Варгашинского поссовета от 2.10.2017 г. N 285-р (л.д.23), а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Ануфриев А.А, являясь должностным лицом, ответственным за состояние вышеуказанной автодороги, не исполнил свои должностные обязанности надлежащим образом, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия названного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями этого Кодекса.
Доводы жалобы о том, что Ануфриев А.А. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения опровергаются, в том числе, должностной инструкцией названного лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Исходя из положений приведенных норм и вышеприведенного пункта 13 Основных положений субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Из материалов дела следует, что Ануфриев А.А. занимает должность директора МКУ "Служба ЖКХ и благоустройства", в его обязанности входит, в том числе, организация работы учреждения, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Варгашинского поссовета, при этом он несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на данное учреждение.
Распоряжением администрации Варгашинского поссовета от 02 октября 2017 г. N 285-р указанному учреждению предана часть полномочий, в том числе полномочия по содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, Ануфриев А.А. отвечает за содержание закрепленных за учреждение участков автодорог, на которых были выявлены дефекты дорожного полотна.
Доводы о том, что между местной администрацией и учреждением не было заключено соглашение о передаче указанных полномочий, правого значения применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеет, и не освобождает учреждение и его руководителя от ответственности за ненадлежащее содержание муниципальных дорог, в связи с выявлением наличия дефектов дорожного полотна.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению Ануфриевым А.А. возложенных на него обязанностей, не представлено, в связи с чем, он правомерно привлечен к административной ответственности.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают обоснованность привлечения указанного должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимых сомнений в виновности не имеется.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Само по себе недостаточное финансирование не освобождает должностное лицо учреждения от административной ответственности, учитывая факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП Российской Федерации, посягающего на безопасность дорожного движения, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Иные доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие Ануфриева А.А. с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Право на защиту Ануфриев А.А. при производстве по делу не нарушено.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 37 Варгашинского судебного района Курганской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 судебного района г.Кургана Курганской области, от 05 августа 2020 года и решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 11 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора муниципального казенного учреждения "Служба жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" Ануфриева Андрея Александровича оставить без изменения, а жалобу Ануфриева А.А. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.