Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А. рассмотрев жалобу Никитина Андрея Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Бердюжского судебного района Тюменской области от 31 августа 2020 г., решение судьи Бердюжского районного суда Тюменской области от 01 октября 2020 г., вынесенные в отношении Никитина Андрея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Бердюжского судебного района Тюменской области от 31 августа 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Бердюжского районного суда Тюменской области от 01 октября 2020 г, должностное лицо - первый заместитель главы Бердюжского муниципального района Никитин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит указанные судебные постановления отменить, производство по делу об административному правонарушения прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе Никитина А.А, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 08 декабря 2020 г.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 26 июня 2020 г. в 13 час.15 мин. инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Голышмановский" Ивановым И.А. в ходе проведения проверки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети установлено, что в нарушение пункта 13 Основных положений, п. 5.1.2, 5.2.4 и 5.2.6 ГОСТ П 50597-2017 не обеспечена безопасность дорожного движения, а именно: в с.Бердюжье Бердюжского района Тюменской области покрытие проезжих частей от улицы Чапаева до улицы Земляных дома N 41 площадью более 150 м2, от дома N 2 до дома N78 по улице Чкалова площадью более 300 м2 имеет загрязнения (россыпь грунта); покрытие проезжей части у дома N 11 по улице Ленина имеет дефекты в виде отклонения по вертикали крышки люка более чем на 10 см. относительно поверхности проезжей части; покрытие проезжей части у дома N 25 "г" улицы Аф.Калинина имеет дефекты в виде отклонения по вертикали крышки люка более чем на 15 см. относительно поверхности проезжей части; покрытие проезжей части у дома 25 "б" по улице Аф.Калинина имеет дефекты в виде колеи глубиной более 10 см.
Все выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети подробно описаны в акте от 26 июня 2020 г, зафиксированы на имеющейся в материалах дела фототаблице.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 6 Устава Бердюжского муниципального района, принятого постановлением Думы объединенного муниципального образования Бердюжский район от 17 июня 2005 г. N 254 (ред. от 18.02.2020) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территориях сельских поселений решение вопросов местного значения, не закрепленных за сельскими поселениями, в том числе в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны, в частности, содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В связи с изложенными обстоятельствами в отношении должностного лица - первого заместителя главы Бердюжского муниципального района Никитина А.А, как лица, ответственного за состояние дорог, возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства несоблюдения Никитиным А.А. требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: актом выявленных недостатков и фототаблицей к нему, копией представления об устранении нарушений, Уставом МО Бердюжского муниципального района Тюменской области, распоряжением главы администрации Бердюжского муниципального района от 01 июля 2019 г, письменными объяснениями главы администрации Бердюжского муниципального района, а также иными материалами, которым при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Никитин А.А, являясь должностным лицом, ответственным за состояние указанных дорог, не исполнил свои должностные обязанности надлежащим образом, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия названного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями этого Кодекса.
Вопреки доводам жалобы о том, что Никитин А.А. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения были предметом рассмотрения предшествующих инстанций и обоснованно отклонены, по указанным в судебных актах основаниях. Оснований для переоценки представленных в материалы дела доказательств, установленных фактических обстоятельств и выводов судебных инстанций, не имеется.
Указание заявителя на то, что работы по содержанию автомобильных дорог местного значения должны осуществляться АО "ТОДЭП", в соответствии с заключенным между администрацией Бердюжского муниципального района и АО "ТОДЭП" муниципальным контрактом N73 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и сооружений на них, не свидетельствует о необоснованном вменении ему административного правонарушения.
Исходя из положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Устава МО Бердюжского муниципального района Тюменской области на администрацию Бердюжского муниципального района по существу возложены обязанности по организации работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с распоряжением главы администрации Бердюжского муниципального района от 01 июля 2019 г.), ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения Бердюжского муниципального района и сооружений на них лицом назначен Никитин А.А, с возложением соответствующей обязанности по контролю за исполнением настоящего распоряжения.
Заключение муниципального контракта с подрядчиком, само по себе, не освобождает должностное лицо от обязанности по содержанию автомобильной дороги, в том числе путем надлежащего контроля за подрядной организацией. При этом вопреки доводам жалобы на обстоятельства невыполнения возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги, в том числе путем контроля за исполнением подрядной организацией обязанностей по контракту, указывает факт выявленных нарушений требований ГОСТ П 50597-2017, соблюдение которых необходимо для обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.
Довод жалобы о том, что Никитин А.А. не являлся ответственным лицом за осуществление контроля за содержанием автомобильных дорог местного значения Бердюжского муниципального района и сооружений на них, поскольку в период с 08 июня по 30 июня 2020 г. находился в отпуске, не свидетельствует об отсутствии в действиях последнего состава вмененного административного правонарушения.
Данное обстоятельство не освобождало Никитина А.А. от должностных обязанностей по содержанию местных автомобильных дорог, в том числе путем контроля за исполнением подрядной организацией обязанностей по контракту, как в период до указанного отпуска, так и после.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению Никитиным А.А. возложенных на него обязанностей, не представлено, в связи с чем, он правомерно привлечен к административной ответственности.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают обоснованность привлечения указанного должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимых сомнений в виновности не имеется.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Иные доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие Никитина А.А. с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Право Никитина А.А. на защиту при производстве по делу не нарушено.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Бердюжского судебного района Тюменской области от 31 августа 2020 г, решение судьи Бердюжского районного суда Тюменской области от 01 октября 2020 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - первого заместителя главы Бердюжского муниципального района Никитина Андрея Александровича оставить без изменения, а жалобу Никитина Андрея Александровича - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А.Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.