Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П. и Печенкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района на решение Пермского районного суда Пермского края от 13 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 10 августа 2020 года по административному делу N 2а-956/2020 по административному исковому заявлению Татариновой Айгули Рифовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней "данные изъяты" об оспаривании решения об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Татаринова А.Р, как лицо, имеющее в составе своей семьи инвалида, обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении в аренду на новый срок земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, "данные изъяты"
Письмом Комитета от 19 ноября 2019 г. N 8542 Татариновой А.Р. сообщено, что на основании подпункта пункта 15 статьи 39.8, подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6, пункта 6 статьи 39.14, статей 39.18 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации ей отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду на новый срок, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Не согласившись с указанным отказом, Татаринова А.Р, обратилась в суд с административным иском о признании его незаконным, в обоснование сослалась на то, что ее право на заключение нового договора аренды спорного земельного участка обусловлено, в том числе наличием правового статуса инвалида у её "данные изъяты" "данные изъяты"
Решение Пермского районного суда Пермского края от 13 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 10 августа 2020 года, административный иск удовлетворен, оспариваемое решение Комитета признано незаконным и на данный орган возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Татариновой А.Р.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суды пришли к выводу о неправомерности оспариваемого административным истцом отказа, поскольку действующее законодательство, содержит положения, гарантирующие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, как на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, так и на заключение нового договора аренды соответствующего земельного участка в соответствии с земельным законодательством, а само по себе истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка не лишает административного истца права на заключение нового договора аренды земельного участка, обусловленного наличием права на предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которое возникает при первоочередном приобретении земельных участков в соответствии с федеральными законами.
В кассационной жалобе, направленной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Комитет, полагая, что судами допущены нарушения норм материального права, просит принятые по административному делу судебные акты отменить и отказать Татариновой А.Р. в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что в силу пункта 15 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, а в соответствии с пунктом 6 статьи 39.14 того же кодекса предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
Поскольку Татаринова А.Р. уже реализовала такое право при заключении договора аренды земельного участка 26 ноября 2014 г, то повторное предоставление земельного участка законом не предусмотрено.
Комитет просил о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Административным истцом представлен письменный отзыв относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы об отмене судебных постановлений, возражения относительно неё, Судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов.
В соответствии с п. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, установлены п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - п. 4 данной статьи.
Поскольку административному истцу земельный участок был предоставлен без проведения торгов, поэтому в силу подп. 1 п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии в совокупности условий, перечисленных в п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Совокупность условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии которых в указанном случае гражданин, являющийся арендатором, имеет право на заключение нового договора аренды, следующая: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 данного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлено право на заключение нового договора аренды земельного участка (продление срока ранее заключенного договора) без торгов, опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
Суды установили наличие в рассматриваемом случае совокупность условий, приведенных в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и правомерно применили к спорным правоотношениям данные нормы права, поскольку на момент принятия оспариваемого отказа, имелись основания, предусмотренные подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 данного кодекса, в связи с чем обоснованно сочли оспариваемый отказ Комитета незаконным, правомерно удовлетворив заявленные административным истцом требования.
Приведенные Комитетом в кассационной жалобе доводы нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не подтверждают, а по существу основаны на неправильном толковании положений земельного законодательства, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 13 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 10 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.