Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" Соколова Д.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 февраля 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 июня 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "Федеральная пассажирская компания", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Краснодарском крае N 23/7-16082-19-ОБ/6 от 17 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 февраля 2020 года и решением судьи Краснодарского краевого суда от 2 июня 2020 года, АО "Федеральная пассажирская компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества просит отменить состоявшиеся в отношении АО "Федеральная пассажирская компания" по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
В соответствии с частью первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть шестая статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно статьям 22, 137 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату за фактическое отработанное время. Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 17 января 2020 должностными лицами Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в ходе проведения внеплановой документарной проверки выявлено нарушение вышеназванных положений Трудового кодекса Российской Федерации, выразившееся в необоснованном удержании из заработной платы работника общества Довгаля В.И. в ноябре 2019 года сумм ранее выплаченных персональных окладов, начисленных за сентябрь и октябрь 2019 года за фактически отработанное время работником в пассажирских вагонах "Люкс".
Так, на основании приказа N 1595 от 23 декабря 2010 Довгаль В.И принят на работу в структурное подразделение (резерв проводников) проводником пассажирского вагона 3-го разряда, дополнительным соглашением на основании приказа N 6 от 11 января 2019 года переведен проводником пассажирских вагонов по 31 декабря 2019 года. В июле 2019 года Довгалем В.И. написано заявление об отмене персонального оклада за обслуживание вагонов класса "Люкс" и переводе работника в резерв проводников (л.д.95-100).
Приказ об отмене с 01 сентября 2019 года персонального месячного оклада Довгалю В.И. был издан 1 ноября 2019 года, в связи с чем сумма ранее выплаченных персональных окладов начисленных за сентябрь и октябрь 2019 за фактически отработанное время работником в пассажирских вагонах "Люкс" была удержана.
Согласно маршрутным листкам N, N Довгалем В.И. в названный период осуществлялась работа проводником в вагонах класса "Люкс".
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 17 января 2020 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в отношении АО "Федеральная пассажирская компания" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от 17 января 2020 года, с выводами которого согласились судебные инстанции, общество привлечено к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Факт совершения АО "Федеральная пассажирская компания" данного административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении (л.д.36-39), актом проверки (л.д.44-46), предписанием (л.д.47-48), трудовым договором (л.д.96-98), табелями учета рабочего времени (л.д.101-106) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, АО "Федеральная пассажирская компания" обоснованно привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что факт удержания суммы ранее выплаченных персональных окладов произошел вследствие ошибочных действий сотрудников общества, не освобождает юридическое лицо от административной ответственности. Правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть допущено как умышленно, так и по неосторожности.
Вопреки доводам жалобы, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении должностным лицом и судьями не установлено, при рассмотрении настоящей жалобы не усматривается.
Объективная сторона вменяемого юридическому лицу административного правонарушения выражается в нарушении трудового законодательства, что малозначительным признано быть не может, так как существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела, и не ставят под сомнение законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом процессуальные требования.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 февраля 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 2 июня 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу защитника Соколова Д.Н - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.