Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И, судей Малаевой В.Г, Дагуф С.Е, рассмотрев дело по иску Лавринчук Дарьи Владимировны, Мишениной Татьяны Владимировны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок в порядке наследования по кассационной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Сушковой Д.Н. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 03.02.2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06.08.2020 года.
Заслушав доклад судьи Парамоновой Т.И, судебная коллегия
установила:
Лавринчук Д.В, Мишенина Т.В. обратились с иском в суд к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просили признать за ними право на завершение оформления права собственности без проведения торгов бесплатно на земельный участок ориентировочной площадью 0, 10 га, расположенный по адресу: "адрес" по 1/2 доли за каждым в порядке наследования после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 3 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены, за Мишениной Т.В. и Лавринчук Д.В. признано право на завершение оформления права собственности без проведения торгов бесплатно на земельный участок ориентировочной площадью 0, 10 га, распложенного по адресу: "адрес" по 1/2 доли за каждым в порядке наследования после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06.08.2020 года изменено решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.02.2020 года в части указания в решении суда вывода о площади земельного участка ориентировочной площадью 0, 10 га, расположенного по адресу: "адрес".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - ФИО12 просит отменить решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 03.02.2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06.08.2020 года, принять новое судебное постановление, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылается на то, что выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на неверном толковании действующих правовых норм. Указывает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагает, что на момент возникновения спорных правоотношений действовали нормы законодательства Украины, однако судом первой инстанции нормы действовавшего на момент возникновения наследственных отношений украинского законодательства применены не были. Считает, судами не учтено, что решением уполномоченного органа наследодателю ФИО2 было дано согласие только на разработку проекта отвода испрашиваемого земельного участка. В свою очередь уполномоченным органом решение о передаче испрашиваемого земельного участка в собственность ФИО2 не принималось. Также в материалах дела отсутствуют сведения о постановке испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет на день открытия наследства, что свидетельствовало бы о его формировании в установленном законе порядке. Полагает, что при вынесении судебных актов не было учтено, что с момента вынесения решения о даче согласия на разработку проекта отвода земельного участка (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ) наследодателем ФИО2, а также ее наследниками не были приняты меры для завершения оформления права собственности на испрашиваемый земельный участок, что свидетельствует об утрате интереса в получении земельного участка в собственность.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие по делу, не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167, ч.5 ст. 379.5 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит основания, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), для отмены состоявшегося судебного акта суда апелляционной инстанций в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены по настоящему делу.
Из материалов дела следует и установлено судами, что решением 13 сессии 5 созыва Севастопольского городского Совета N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0, 10 га, расположенного по адресу: "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Решение органом местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность ФИО2 не принималось.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. Единственными наследниками имущества ФИО2 являются ее дочери: Мишенина Т.В. и Лавринчук Д.В.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением, о завершении оформления права собственности на земельный участок в порядке наследования, однако им было отказано в завершении оформлении права собственности в связи с отсутствием решения о передаче земельного участка в собственность наследодателю.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что при жизни наследодателю ФИО2 принадлежало право на завершение оформления права на земельный участок, принимались необходимые меры к оформлению права собственности, приватизация спорного земельного участка не была завершена в связи со смертью, право на завершение оформления земельного участка в собственность в том же объеме переходит к наследникам ФИО2 - Мишениной Т.В. и Лавринчук Д.В.
Суд апелляционной инстанции отметил, что указание в резолютивной части решения суда первой инстанции на площадь земельного участка подлежит исключению, поскольку площадь земельного участка в решении Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N определена ориентировочно, границы земельного участка в установленном законом порядке не установлены. При этом с выводами суда первой инстанции по существу спора согласился, признав их законными и обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела, по основаниям, изложенным в апелляционном определении.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Украины, действовавшей на момент принятия вышеуказанного решения, гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться безвозмездно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и гаражного строительства норм, определенных этим Кодексом.
В соответствии со ст. 116 ЗК Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом или по результатам аукциона.
Согласно ст. 123 ЗК Украины лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по проекту землеустройства по его отводу, обращается с ходатайством о предоставлении разрешения на его разработку в соответствующий сельский, поселковый, городской, районного, областного совета, Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации. Решение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, которые подтверждают размер земельного участка. Проект отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном ст. 186-1 настоящего Кодекса. После получения проекта землеустройства по отводу земельного участка соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование.
Частями 1, 2 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. Проект землеустройства по отводу земельного участка в границах населенного пункта или земельного участка за границами населенного пункта, на котором размещен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территорию определенного районного, - в исполнительный орган городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае если такой орган не создан, - в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.
Законом Украины "О Государственном кадастре", который вступил в силу 1 января 2013 года, предусмотрено создание единого на всей территории Украины земельного кадастра, а также введены новые правила регистрации земельного участка и оформление права на него. Право собственности, аренды на землю подтверждается извлечением из реестра прав на недвижимое имущество, а не государственным актом на земельный участок.
Статьями 125, 126 ЗК Украины предусмотрено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования или право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав. Право собственности, пользования земельного участка оформляется в соответствии с Законом Украины "О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их обременений".
Между тем, вопреки приведенным положениям закона, суды, придя к выводу о том, что ФИО2 принимались меры к оформлению земельного участка в собственность, не дали надлежащей правовой оценки обстоятельствам, имеющим юридическое значение для разрешения настоящего дела, а именно, тому, что, решение о передаче ей в собственность земельного участка не принималось, государственная регистрация права собственности на земельный участок не осуществлялась.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) до 01.01.2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ст. 12 Закона г. Севастополя N 46-ЗС от 25 июля 2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у ФИО2 при жизни возникло право на завершение оформления прав на спорный земельный участок, которое является личным неимущественным правом и не может быть унаследовано.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 13 марта 2018 г. N 577-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1 и 5 статьи 13 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", а также Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", само по себе разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, выданное согласно законодательству Украины, не порождает каких-либо юридически значимых последствий для наследников лица, которому оно выдавалось.
Приходя к выводу о наличии правовых оснований для признания за Мишениной Т.В. и Лавринчук Д.В. права на завершение оформления права собственности без проведения торгов бесплатно на земельный участок ориентировочной площадью 0, 10 га, распложенного по адресу: "адрес" по 1/2 доли за каждым в порядке наследования после смерти ФИО2, суды указанные требования закона не учли.
Как следует из части 1 статьи 327 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Между тем, суд апелляционной инстанции, ошибки нижестоящего суда не исправил, не применил закон, подлежащий применению, не в полной мере установилюридически значимые обстоятельства по делу, всем доказательствам по делу не дал должную оценку, чем нарушил требования ст. 56, 67 ГПК РФ.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06.08.2020 года данным требованиям не соответствует.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06.08.2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Сушковой Д.Н. удовлетворить частично.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06.08.2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий: Т.И. Парамонова
Судьи: В.Г. Малаева
С.Е. Дагуф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.