Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2021 г. по делу N 16-176/2021-
Постановлением Верховного Суда РФ от 10 августа 2021 г. N 73-АД21-3-К8 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 12 августа 2020 г. и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 13 октября 2020 г., вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Баунтовская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ", Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 12 августа 2020 г, оставленным без изменения решением Верховного Суда Республики Бурятия от 13 октября 2020 г, ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" Белов Е.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом, в частности, требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Из представленных материалов следует, что в ходе внеплановой документарной проверки Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по Республики Бурятия выявлены нарушения, допущенные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Баунтовская центральная районная больница" при оказании медицинской помощи ФИО6 требований Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части несоблюдения порядка оказания медицинской помощи и установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
По данному факту должностным лицом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по Республики Бурятия в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколом заседания лечебно-контрольной комиссии, и иными доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние учреждения квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и лицензионного законодательства.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушений N29 административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: для оказания медицинской помощи ФИО6 28.02.2020 г.р. 07.05.2020 в 07 часов 36 мин - общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи ГБУЗ Баунтовская ЦРБ осуществила выезд на автомобиле скорой медицинской помощи с государственным номером N класса "А". При проведении сердечно-легочной реанимации выездной бригадой СМП допущены следующие дефекты: искусственная вентиляция легких проведена методом "рот в нос", без использования необходимого медицинского оборудования. Лекарственные препараты могут вводиться внутривенно, внутрикостно или эндотрахеально; подкожное введение адреналина неэффективно. Таким образом, реанимационные мероприятия, выполненные на догоспитальном этапе, проведены не в полном объёме.
Данные нарушения имели место при оказании медицинской помощи пациенту ФИО6 07.05.2020 и не являются длящимися. Следовательно, на дату вынесения постановления 12.08.2020 срок давности привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам истек. Данное обстоятельство оставлено судебными инстанциями без внимания.
Кроме того, Учреждению вменяется совершение нарушения, выразившееся в том, что оснащение автомобиля класса "А" было недостаточным для оказания скорой медицинской помощи - сердечно-легочной реанимации ребенку до 1 года (отсутствовали дефибриллятор с наличием детских электродов, аппарат ИВЛ для скорой медицинской помощи с режимами искусственной и вспомогательной вентиляции легких для взрослых и детей до 1 года; комплект системы для ингаляции кислорода (маска и трубка); набор дыхательных контуров; комплект фильтров для дыхательного контура однократного применения (детские и взрослые), пульсоксиметр и набор реанимационный педиатрический). При выезде на линию автомобиль, полученный медицинским учреждением в 2006 году, не был надлежаще укомплектован указанным оборудованием, дополнительно укомплектовывался из отделения СМП. При этом в медицинской организации не установлен порядок доукомплектования автомобиля при выезде, ответственные лица за доукомплектование и готовность автомобиля к выезду не определены. Также установлено, что что автомобиль скорой медицинской помощи класса "А" с госномером N не оснащен средством радиосвязи и мобильным абонентским комплектом автоматизированной навигационно-диспетчерской системой управления с возможностью использования спутниковых систем, возможностью передачи сигнала тревоги, отсутствует запирающийся сейф не ниже первого класса устойчивости, для временного хранения наркотических средств и психотропных веществ, автомобильный видеорегистратор.
Данное нарушение лицензионных требований является длящимся и выявлено по результатам проверки 30.06.2020г. (дата составления акта проверки).
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 названного Кодекса, составляет три месяца.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и исчисляемый с указанной даты срок давности привлечения к административной ответственности не истек на момент вынесения 12.08.2020 постановления о привлечении Учреждения к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы данное нарушение подтверждается пояснениями медицинской организации, оборотной ведомостью.
Согласно п. 2 ч. 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное, постановление Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 12 августа 2020 г. и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 13 октября 2020 г. подлежат изменению с исключением из их мотивировочных частей выводов о допущенных Учреждением нарушениях в части проведения реанимационных мероприятий фельдшером и врачом педиатром не в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 12 августа 2020 г. и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 13 октября 2020 г, вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Баунтовская центральная районная больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из мотивировочных частей выводы о допущенных Учреждением нарушениях в части проведения реанимационных мероприятий фельдшером и врачом педиатром не в полном объёме.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобу защитника ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ" Белова Е.А. - без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.