Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2021 г. по делу N 16-315/2021-
Постановлением Верховного Суда РФ от 21 мая 2021 г. N 67-АД21-4-К8 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу Осинцева Александра Анатольевича на вступившие в законную силу постановление судьи Чулымского районного суда Новосибирской области от 17 июля 2020г, решение судьи Новосибирского областного суда от 24 сентября 2020г, вынесенные в отношении Осинцева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, установил:
постановлением Чулымского районного суда Новосибирской области от 17 июля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Новосибирского областного суда от 24 сентября 2020г, Осинцев А.А... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
В жалобе Осинцев А.А. проси решения отменить, полагает, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального и процессуального права, ввиду чего он незаконно привлечен к административной ответственности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за административное правонарушение, которым признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1 статьи 11).
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронаривирусной инфекции (COVID-19)" постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить в том числе определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлены обязанности. Статья 10 названного закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020г N 72-п на территории Новосибирской области введен режим повышенной готовности.
Губернатором Новосибирской области 27 марта 2020 принято постановление N 43 "О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций". Пунктом 15 названного постановления (в ред.постановления N 88 от 28.05.2020) гражданам, находящимся на территории Новосибирской области, предписано пользоваться гигиеническими масками, в том числе при посещении аптек и аптечных пунктов, помещений (площадей) специализированных объектов розничной торговли, других организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с обслуживанием (оказанием услуг) населению, деятельность которых не приостановлена; зданий (строений, сооружений), помещений, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых не приостановлена; иных общественных мест. Подпунктом 6 пункта 1 названного постановления предусмотрено право юридических лиц не допускать в помещение, на иную территорию осуществления деятельности граждан, не соблюдающих масочный режим, при нарушении гражданином масочного режима прекращать его обслуживание (отказывать в обслуживании).
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного использования гражданами СИЗ и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ.
Из материалов дела следует, что Осинцев А.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
Вина Осинцева А.А. в совершении правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении (л.д.2); объяснением Осинцева А.А. (л.д.7-8); рапортом сотрудника полиции (л.д.5); объяснениями свидетелей; актом об отказе от оказания услуг без маски (л.д.10), иными материалами дела.
В своей совокупности приведенные доказательства являются последовательными, не противоречат друг другу, подтверждают обстоятельства при которых было совершено административное правонарушение.
Жалоба на постановление судьей областного суда рассмотрена в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, доводам жалобы дана надлежащая оценка.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Осинцева А.А, не усматривается.
Административное наказание назначено Осинцеву А.А. в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Осинцев А.А. привлечен к административной ответственности с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Чулымского районного суда Новосибирской области от 17 июля 2020 г, решение судьи Новосибирского областного суда от 24 сентября 2020 г, вынесенные в отношении Осинцева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ- оставить без изменения, жалобу Осинцева А.А..- без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.