Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А, судей Римского Я.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 24 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 6 ноября 2018 года N 224 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "УМиТ" на 2019 год" (в действующей редакции).
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, выслушав объяснения представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Циунеля Е.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного истца муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "ТеплоЭлектроСетевая Компания" (ранее - муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта") Серединцевой О.В, возражавшей против их удовлетворения, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей необходимым оставить оспариваемые судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - РСТ Камчатского края) от 6 ноября 2018 N 224 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "УМиТ" на 2019 год" (далее - постановление РСТ Камчатского края от 6 ноября 2018 года N 224) утверждены и введены в действие с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" (далее - МУП "УМиТ") для взаиморасчётов между МУП "УМиТ" и публичным акционерным обществом энергетики и электрофикации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго").
Постановлением РСТ Камчатского края от 27 февраля 2019 года N 52 в вышеуказанное постановление внесены изменения, пунктом 1 данного постановления утверждена необходимая валовая выручка без учёта оплаты потерь МУП "УМиТ" на 2019 год в размере 14 318 тысяч рублей.
МУП "УМиТ", в настоящее время муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "ТеплоЭлектроСетевая Компания" (далее - МУП "ТЭСК"), обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления РСТ Камчатского края от 6 ноября 2018 года N 224. В обоснование заявленных требований представитель указал, что недополученный по независящим от предприятия причинам доход в размере 4 481 тысяча рублей за 2016 год, который ФАС России было предписано исключить из состава необходимой валовой выручки, подлежал исключению только после проведения дополнительного анализа и обоснования, однако экспертное заключение органа регулирования тарифов такого анализа не содержит. Кроме того, РСТ Камчатского края необоснованно не включила в полном объёме в необходимую валовую выручку предприятия расходы, не учтённые при тарифном регулировании за 2017 год и подлежащие учёту при утверждении тарифа на 2019 год по статье "Средства на оплату труда" в размере 3 864 тысячи рублей. Также тарифным органом необоснованно исключены из фонда оплаты труда расходы предприятия по статьям "Единовременные выплаты", "Единовременные выплаты", "Единовременные выплаты по итогам работы за год", "Командировочные", "Услуги по управлению ТС", "Договор ГПХ".
Решением Камчатского краевого суда от 24 марта 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, постановление РСТ Камчатского края от 6 ноября 2018 года N 224 признано недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года решение Камчатского краевого суда города Петропавловск-Камчатский от 24 марта 2020 года - изменено, постановление РСТ Камчатского края от 6 ноября 2018 года N 224 признано недействующим со дня принятия нормативного правового акта. В остальной части решение Камчатского краевого суда от 24 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком РСТ Камчатского края в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 ноября 2020 года, через Камчатский краевой суд 29 октября 2020 года, ставится вопрос об отмене выше указанных судебных актов по причине их незаконности и необоснованности и вынесении нового судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26 апреля 2018 года МУП "УМиТ" обратилось в РСТ Камчатского края с заявлением об установлении тарифов на передачу электрической энергии, поставляемую предприятием, на 2019 год.
При определении величины необходимой валовой выручки на 2019 органом регулирования тарифов применён метод экономически обоснованных расходов.
6 ноября 2018 года на заседании правления РСТ Камчатского края принято решение об утверждении необходимой валовой выручки МУП "УМиТ" на 2019 год в размере 18 800 тысяч рублей и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между МУП "УМиТ" и ПАО "Камчатскэнерго".
На основании данного решения правления РСТ Камчатского края издано оспариваемое постановление от 6 ноября 2018 года N 224.
27 февраля 2019 года в связи с поступлением в РСТ Камчатского края предписания ФАС России от 16 января 2019 года N СП/1848/19 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, выявленных в ходе проведённой проверки, РСТ Камчатского края принято решение о внесении изменений в постановление от 6 ноября 2018 года N 224, пункт 1 которого изложен в новой редакции: необходимая валовая выручка без учёта оплаты потерь МУП "УМиТ" на 2019 год утверждена в размере 14 318 тысяч рублей.
Оспариваемый нормативный правовой акт с учётом внесённых в него изменений принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно экспертному заключению, составленному РСТ Камчатского края в феврале 2019 года, при установлении МУП "УМиТ" индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов с ПАО "Камчатскэнерго" заявленная необходимая валовая выручка на 2019 год снижена, в том числе, за счёт сокращения регулирующим органом части расходов, не учтённых при тарифном регулировании за 2017 год, по фонду оплаты труда и исключения во исполнение пункта 2.1 предписания ФАС России от 16 января 2019 года заявленных к возмещению понесённых в 2016 году расходов по статье "Недополученный по независящим от предприятия причинам доход".
Удовлетворяя административное исковое заявление, оценивая представленные доказательства, Камчатский краевой суд, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, ссылаясь, в том числе, на пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 2, 7, 26 и 63 Основ ценообразования, пункты 8 и 17 Правил регулирования цен, пункты 49 и 53 Методических указаний N 20-э/2, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пришёл к обоснованному выводу о том, что РСТ Камчатского края необоснованно применила при расчёте численности персонала за 2017 год Приказ Госстроя от 3 апреля 2000 года N 68 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий", поскольку это противоречит пункту 26 Основ ценообразования. Кроме того, сам расчёт численности работников МУП "УМиТ" в 2017 году, произведённый согласно указанному приказу является неверным, поскольку РСТ Камчатского края не был принят во внимание весь перечень оборудования, подлежащий учёту в соответствии с данным приказом.
Изменяя решение суда первой инстанции, в части определения момента, с которого оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, указала, что указанный нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, поэтому признание его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 КАС РФ, в связи с чем вышеуказанное постановление подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Камчатского краевого суда от 24 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.